Сабенина Ольга Николаевна
Практический опыт организации и проведения треков по программе «Орлята России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 10 города Благовещенска»
Практический опыт организации и проведения треков по программе
«Орлята России»
Сабенина Ольга Николаевна
- учитель начальных классов
Нам славное дело Россией дано -
Сотни орлят поднимать на крыло.
Темочки:
В рамках проекта социальной активности младших школьников «Орлята России» наш класс активно участвовал в реализации этой всероссийской программы, запускаемой по инициативе министра просвещения РФ Сергея Кравцова в 2021 году. Разработанная «Орлёнком» и Российским движением школьников, данная программа направлена на удовлетворение потребностей детей в социальной активности, поддержание их интереса к обучению и внеурочной деятельности, а также на создание преемственности с Российским движением школьников.
Цель – формирование социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе нравственно-этических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание у школьников любви к своему отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи :
-приобретение обучающимися элементарных социальных знаний об обустройстве мира и общества, о человеке, природе, одобряемых и неодобряемых формах поведения, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
-формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества, формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом.
-получение школьником опыта самостоятельного социального действия, формирование элементарных социальных умений и навыков, позволяющих самостоятельно действовать в социальном мире в дружественном окружении (класса, группы, команды, параллели класса и др.).
Программа включает в себя серию тематических занятий, охватывающих творческие, игровые, дискуссионные и спортивные мероприятия. Это позволяет создавать разнообразные и увлекательные форматы для работы с младшими школьниками. Важно, что Российское движение школьников предоставляет готовые методические разработки к каждому треку, что облегчает работу педагогов. На занятиях с 1 сентября мы погрузились в мир духовного и нравственного воспитания, сосредоточив внимание на воспитательном блоке программы.
В рамках программы мы проходили семь треков, каждый из которых основан на ключевых ценностях: Родина, семья, команда, природа, познание и здоровье — понятные и обсуждаемые темы для детей младшего школьного возраста.
Реализация треков программы
В учебном году 2023-2024 мы успешно реализовали семь треков программы «Орлята России», организовав различные коллективные творческие дела. Мы использовали разработанные технологические карты занятий, соответствующие системно-деятельностному подходу в воспитании, а также логотипы и чек-листы для треков. Каждый месяц материалы содержали множество игр и видео. Дети активно участвовали в играх, тренингах, викторинах, работали в группах и смотрели фильмы.
Ключевым принципом участия в программе стало совместное выполнение заданий и организация мероприятий для других. Мы начинали с вводного «Орлятского урока», который настраивал класс на участие и знакомил с запланированными путешествиями и заданиями в рамках семи треков :
• «Орлёнок - Лидер»;
• «Орлёнок - Эколог»;
• «Орлёнок - Эрудит»;
• «Орлёнок - Мастер»;
• «Орлёнок - Спортсмен»;
• «Орлёнок - Доброволец»;
• «Орлёнок - Хранитель исторической памяти».
Организация занятий
Основной формой деятельности на занятиях стали игры и командная работа, которые организовывались в разных форматах : фронтально и в группах. Использованные методы включали наглядные, практические, эвристические беседы и игровые техники.
Личностный и индивидуальный подходы к воспитанию позволяли нам развивать уникальные способности и склонности каждого ребенка. КТД служила основой для коллективного поиска и творческого выполнения задач, фокусируясь на полезных результатах и радости от совместного творчества.
В рамках программы социальной активности «Орлята России» наш класс принял участие в реализации нескольких треков, которые позволили детям развить творческие способности, интеллектуальные навыки и узнать больше о профессиях и культуре своего родного города.
1. Трек «Орлёнок - Эрудит»
Трек «Орлёнок - Эрудит» охватывает разнообразные олимпиады, интеллектуальные конкурсы и конференции, направленные на развитие познавательной активности у детей. В этом учебном году мы организовали виртуальную экскурсию по родному городу Благовещенску, где ребята смогли познакомиться с ключевыми историческими и культурными достопримечательностями.
С помощью квестовой игры дети узнали о музейных предметах, экспонатах и правилах поведения в музее. Эта активность значительно усилила их интерес к учебе и познанию нового, а положительные впечатления от экскурсии останутся с ними надолго.
2. Трек «Орлёнок - Мастер»
Трек «Орлёнок - Мастер» ориентирован на формирование любви к искусству и труду, а также на развитие творческих способностей. В рамках этого трека дети научились ценить труд и мастерство, познакомившись с различными профессиями.
Реализация трека разделена на две части: первая включает подготовку новогоднего спектакля и концерта, а вторая — знакомство с профессионалами своего дела в регионе и стране. Дети активно готовились к конкурсу «Лучшая новогодняя игрушка», проводили мастер-классы по изготовлению новогодних украшений, которые украсили главную ёлку нашего города.
Также в классе прошло занятие, где каждый из детей представлял своего родителя как «Мастера своего дела», что помогло углубить знание о профессиях и развить уважение к труду взрослых.
Эти треки стали не только образовательным, но и значимым опытом для каждого ученика, способствуя формированию дружеской атмосферы и командной работы в классе.
3. «Орлёнок - Эколог»
Трек «Орлёнок - Эколог» был направлен на формирование представлений об экологической культуре и ответственного отношения к природе. Основные ценности, которые мы пытались донести до детей, включают уважение к природе и любовь к Родине. Символом трека стал рюкзачок Эколога, который стал напоминанием о наших задачах.
Благоприятные погодные условия во время реализации трека позволили проводить мероприятия на свежем воздухе, что способствовало более глубокому взаимодействию с природой. Мы использовали природные материалы для поделок и организовали акции по посадке деревьев и уборке мусора в рамках экологического субботника.
В ходе работы с детьми формировались базовые понятия об экологии как науке и профессии. Учащиеся учились заботиться о окружающем мире, высказывать и обосновывать свою точку зрения, извлекать информацию. Мы обсудили важность ответственности за общее благополучие и основы экологической культуры. Проведённый экологический квест под названием «Ключи природы» также способствовал развитию бережного отношения к окружающей среде.
Дети узнали о работе экологов в России, о их роли в сохранении природы. Мы решали экологические задачи, обсуждали правила экологической грамотности и посмотрели несколько видеороликов о важности защиты окружающей среды. В результате ребята пришли к пониманию, что наблюдение за природой и её понимание являются залогом её сохранения.
Также с помощью подручных средств дети изготовили кормушки для птиц, разместили их на деревьях и до конца зимы подкармливали пернатых друзей.
4. «Орлёнок - Хранитель исторической памяти»
Трек «Орлёнок - Хранитель исторической памяти» стал логическим завершением годового цикла программы. В рамках этого трека мы сосредоточились на ценностно-ориентированной деятельности, позволяющей детям осмыслить личностное отношение к семье, Родине и себе. Наша цель состояла в том, чтобы помочь детям осознать важность сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основные идеи, которые мы обсуждали, охватывали значимость личности как хранителя традиций своей семьи, класса как хранителя общих достижений и каждого из нас как хранителя исторической памяти нашей страны. Мы стремились к формированию чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему.
Дети знакомились с традициями своего народа и историей празднования национального праздника Масленица. Мы учили ритуалы, благопожелания, стихи и даже познакомились с национальными костюмами. Ребята рисовали посвящённые празднику работы, делали поделки и оформляли праздничные открытки. Мы обсудили, что важно хранить и как это делать.
В рамках реализации трека мы также затронули тему семейных традиций. Дети принесли семейные фотографии и делились историями о традициях в своих семьях. Участие в всероссийской акции «Бессмертный полк в каждой школе» позволило почтить память предков. Мы провели тематические классные часы, на которых дети поделились рассказами о своих прадедах – участниках Великой Отечественной войны.
Заключение
Все предложения, реализуемые в рамках программы, были интересны детям. Они с нетерпением ждали участия в мероприятиях. Большинство из них проводилось в свободное время от занятий и внеурочной деятельности. Поскольку времени недостаточно, темы часто комбинировались. В этом учебном году мы продолжаем работу по программе «Орлята России».
В целом, деятельность в рамках программы «Орлята России» стала ценным опытом для детей, формируя у них гражданские чувства, ответственность и коллективный дух. Мы уверены, что полученные знания и навыки окажут положительное влияние на их дальнейшее развитие и социализацию.