Ольга Пышненко
Практические рекомендации по улучшению зрения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад № 1481 города Москвы на протяжении 10 лет успешно реализует городскую целевую программу «Доврачебная система сохранения природного зрения детей». Нами разработаны практические рекомендации по улучшению зрения дошкольника, представленные в виде игровых упражнений и комплексов зрительной гимнастики. Регулярное применение упражнений позволяет не только сохранить, но и улучшить основные зрительные функции ребёнка.
Комплекс зрительной гимнастики
Публикация «Практические рекомендации по улучшению зрения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Бабочка»
(для детей старшей и подготовительной группы)
Для большей эффективности гимнастика проводится по подгруппам
(5 - 7 человек).
Цель:
• Тренировать наружные и внутренние мышцы глаза.
• Активизировать кровообращение.
• Обеспечить расслабление глазных мышц.
Оборудование:
• Заколка – бабочка с резиновым колечком.
Содержание:
Гимнастика сопровождается показом воспитателя.
-Ребята, к нам в гости прилетели очень красивые бабочки, они хотят с нами поиграть, а заодно помочь вашим глазкам расслабиться и отдохнуть!
Воспитатель прикрепляет на указательный пальчик каждого ребенка с помощью резинки-колечка красивую бабочку.
Дети располагаются на ковре, подальше друг от друга.
1. - Ребята, заройте глазки, представьте себе красивый зеленый лужок, на котором будет летать ваша бабочка, а я посчитаю до 5.
Дети закрывают глаза, специалист медленно считает до 5, затем дети открывают глаза. Повтор 2 раза.
2. - А теперь давайте посадим нашу бабочку на ладошку, вытянем руки вперед и крепко зажмуримся, я посчитаю до 3, а затем вы откроете глазки и посмотрите на свою красивую бабочку.
Дети перекладывают бабочку на ладошку, вытягивают руки вперёд, крепко зажмуривают глаза, воспитатель считает до трех, затем дети открывают глаза и смотрят на бабочку. Повтор 3-4 раза.
3. Дети садятся на ковер.
- Наша бабочка устала сидеть, она хочет полетать, оденьте бабочку на указательный пальчик правой руки. Вытяните руку вперед, и пусть наша бабочка сначала полетит вверх, теперь опустится вниз, затем полетит направо, а сейчас налево, опустите ручку.
Дети следят глазами за движениями указательного пальца влево, вправо, вверх, вниз. При выполнении упражнения следует обращать внимания детей на неподвижность головы, работают только глаза. Темп выполнения медленный. Повтор 2-3 раза.
4. - А теперь посадим бабочку на левый пальчик и вытянем ручку вперёд, сначала будем внимательно смотреть на бабочку, а затем на окошко.
Дети смотрят на указательный палец вытянутой руки, специалист считает до 4, затем взгляд переносится вдаль, счет до 4. Повтор 2-3 раза.
5. - Нашей бабочке очень нравится играть и весело кружиться, поэтому мы с вами будем сейчас кружить бабочку сначала в одну сторону, затем в другую.
В среднем темпе дети проделывают круговые движения вытянутой рукой, внимательно следят глазами за бабочкой, голова при этом остается неподвижна. Движения выполняются сначала 2 раза по часовой стрелке, затем 2 раза против часовой стрелки. Повтор 2 раза.
- Ребята, нашим бабочкам очень понравилось с вами играть, они теперь часто будут прилетать к нам в гости. А сейчас давайте попрощаемся с бабочками, и отпустим к другим ребятам.
Примечание: Гимнастика проводится в качестве физкультминутки на занятиях, требующих зрительного сосредоточения. Для детей, имеющих ослабленное зрение, рекомендуется проводить данный комплекс упражнений дополнительно в утренние и вечерние часы.
Комплекс зрительной гимнастики
«Сказка про озорные глазки»
(для детей старшей и подготовительной группы)
На начальном этапе гимнастика проводится по подгруппам
(5 -7 человек).
Цель:
• Укреплять внутренние окологлазные мышцы.
• Активизировать кровообращение.
• Обеспечить расслабление глазных мышц.
Содержание:
Сказка сопровождается показом действий.
1. - Жили-были озорные глазки. Они очень любили играть и веселиться. Рано утром два братца просыпались и широко открывались.
Дети широко открывают глаза и смотрят вперед, в одну точку, не моргая, счёт до 3, потом прикрывают веки обратно, счёт до 3,и опять широко открывают глаза. Повтор 3 раза.
2. - Проснулись наши веселые братцы и решили пойти погулять. Вдруг на дороге они увидели страшного волка! Глазки сильно испугались и стали моргать.
Дети учащенно моргают глазами, счёт до 10.
3. - Когда волк ушел, глазки обрадовались и стали весело прыгать от радости. Они подпрыгивали вверх-вниз, вверх-вниз; а затем влево-вправо, влево-вправо.
Дети выполняют ритмичные движения глазами, голова при этом неподвижна. Повтор 2 – 3 раза.
4. - Когда глазкам надоело прыгать, они решили потанцевать и весело закружились в вальсе то в одну сторону, то в другую.
Дети выполняют круговые движения глазами сначала в правую сторону, а затем в левую, по 3 движения в каждую сторону. Повтор2 раза.
5. - День подходил к концу, наши веселые братцы устали и захотели спать, они накрылись теплым одеялом и крепко уснули.
Дети разогревают кончики пальцев, потирая их друг о друга, и прикладывают теплые пальчики к зарытым глазам. Повтор 2 раза.
6. - Наши озорные глазки хорошо отдохнули, повеселились, и мы
можем опять немного позаниматься.
Примечание: Предлагаемый комплекс используется также при первых признаках утомления глаз, в качестве физкультминутки на занятиях.
Если ребёнку трудно даётся выполнение упражнений по причине повышенной возбудимости или, наоборот, пониженной активности, то гимнастику следует проводить в индивидуальном порядке. Следует обратить внимание на речь специалиста. Для повышения интереса к сказке, она должна быть эмоционально окрашенной.
Игры и упражнения для детей дошкольного возраста, направленные на улучшение зрения.
Игровое упражнение «Жучок на стекле»
(для детей старшей и подготовительной группы)
Цель:
• Тренировать внутренние мышцы глаз.
• Развивать зрительное сосредоточение.
• Обеспечить расслабление глазных мышц.
Оборудование:
• Кружок из цветной бумаги диаметром 5 мм, зафиксированный на оконном стекле.
Содержание:
Ребёнок садится в 50 см от окна. На уровне его глаз на стекле крепится при помощи клея цветной кружок – метка диаметром 5мм. Это «жучок». Вдали, на линии взора, проходящей через эту метку, ребёнок с помощью специалиста намечает какой – либо предмет для фиксации (ствол дерева, дом, крыша, окно и т. д.). Ребёнку предлагается поочерёдно переводить взор с «жучка» на предмет за окном. Повтор 6 – 7 раз.
Рекомендуемое упражнение проводится 2 раза в день. Оно особенно полезно для детей, имеющих нарушения зрительных функций.
Примечание: Упражнение проводится строго индивидуально, при отсутствии посторонних шумов. Ребёнок должен сидеть в удобной для него позе, в расслабленном состоянии. Детям, которым трудно сосредоточиться, мы рекомендуем сократить количество повторов до 4 – 5 раз. Упражнение можно использовать после занятий для отдыха глаз.
Игровое упражнение «Рисование кончиком носа»
(для детей подготовительной группы).
На начальном этапе упражнение проводится по подгруппам (5 -7 человек).
Цель:
• Увеличить гибкость сочленений шейных позвонков.
• Стимулировать вибрацию мышц глаз.
Содержание:
Детям предлагается закрыть глаза и представить, что их носик превратился в весёлый карандашик, которому очень захотелось порисовать.
Воспитатель комментирует:
- Сначала наш карандашик изобразил солнышко с лучиками (дети движением головы «вырисовывают» круг и прямые линии).
- Затем хмурую овальную тучку (дети изображают овал).
- А теперь наш карандашик нарисовал морские волны, весело бегущие друг за другом (дети выполняют волнообразные движения головой).
- Карандашик очень любит писать, и он захотел теперь изобразить знакомые цифры 1, 2, 3 (дети кончиком носа «пишут» цифры 1, 2, 3).
- Наш карандашик много трудился и устал. Поэтому он решил стать обратно носиком и закончить рисовать (дети открывают глаза).
Примечание: Упражнение выполняется в медленном темпе, проводится регулярно после занятий, требующих зрительного напряжения. Во время выполнения, дети должны сидеть свободно и быть полностью расслабленными. Для детей, имеющих затруднения, упражнение проводится строго в индивидуальном порядке.
Дидактическая игра – лабиринт
«Соедини буквы и прочитай»
(для детей подготовительной группы, проводится индивидуально)
Цель:
• Тренировать подвижность глазных мышц.
• Развивать умение всматриваться.
• Учить проводить взгляд по обозначенной траектории.
Оборудование:
• Лист ватмана, на котором в два ряда по вертикали изображены гласные буквы (по 5 букв в каждом ряду, по середине ватмана находятся две согласные буквы на некотором расстоянии друг от друга. Буквы соединены между собой спиралеобразными стрелочками различного цвета.
Содержание:
Ребёнку даётся картинка, на которой изображен лабиринт в виде
изогнутых и пересекающихся линий. Ему предлагается провести дорожку от одной буквы к другой при помощи указки и попытаться прочитать получившиеся слоги. Во избежание переутомления достаточно соединять за один заход игры не более 3 – 4 букв. Для способных детей можно внести в игру соревновательный элемент, например: «Кто больше проведёт дорожек к буквам». В заключении игры следует похвалить всех участвующих ребят.
Примечание: На начальном этапе игры детям следует соединять буквы, помогая при этом указкой. Для повышения интереса к игре ребёнку можно вначале предлагать более лёгкие варианты соединения букв. Игру рекомендуем проводить во второй половине дня, она особенно полезна для детей, имеющих низкую концентрацию внимания.
Дидактическая игра «Собери по образцу»
(Мозаика)
Используется для детей старшей и подготовительной группы.
Игра проводится индивидуально и по подгруппам (не более 2 человек)
Цель:
• Тренировать зрительное восприятие ребёнка.
• Укреплять наружные и внутренние мышцы глаза.
Оборудование:
• Мелкая и крупная мозаика, полотно для сборки, образцы работ.
Содержание:
Детям предлагается при помощи мозаики составить картинки по образцу.
Примечание: Вначале следует отдавать предпочтение более лёгкому варианту сборки, используя крупную мозаику. Дидактическая игра может проводиться во второй половине дня. Тематику мозаики следует подбирать отдельно для мальчиков и девочек. Мальчиков можно увлечь сбором машинки, трактора и т. д., а девочкам предлагается выложить домик, бабочку, цветы и т. д. Мозаика полезна для детей с нарушением сенсорного восприятия. Пассивного ребёнка следует посадить в пару к более активному. По окончании игры, можно устроить выставку детских работ и рассказать о наиболее понравившихся.
Регулярное выполнение предложенных упражнений в сочетании с правильно организованным режимом дня и профилактическими мероприятиями позволяет не только не допустить ухудшение зрения, но и добиться его стойкого улучшения. Родителям мы рекомендуем в домашних условиях регулярно проводить с детьми предложенные комплексы гимнастики для глаз и игровых упражнений.