Александра Саламатова
Практическая консультация для педагогов «Профессионализация педагогов ДОУ посредством самообразования»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая консультация
1 слайд «Профессионализация педагогов ДОУ через тему самообразования»
2 слайд Образовательная стратегия закона «Об образовании в РФ», ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога ориентируют дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций.
3 слайд Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется: владеть информационными технологиями, уметь работать с различным контингентом детей, в том числе с ОВЗ, одаренными, эффективно сотрудничать с родителями и коллегами, владеть современными педагогическими технологиями, при этом полноценно использовать личностные ресурсы, осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая свою успешность и конкурентоспособность.
Публикация «Практическая консультация для педагогов „Профессионализация педагогов ДОУ посредством самообразования“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
4 слайд Таким образом, сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог-новатор, педагог – психолог, педагог – технолог, педагог – профессионал!
Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогу нельзя стоять на месте, ведь от него зависит качество образования детей, поэтому ему необходимо постоянно двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться, т. е. повышать профессиональную компетентность, а это и есть профессионализация.
5 слайд Профессионализация – это процесс становления педагога, как профессионала. Существуют несколько стадий профессионализации :
- 1) первичное становление - на этой стадии педагог в достаточной мере освоил необходимые для его профессиональной деятельности навыки, знания, умения.
- 2) стадия опытности – педагог не только эффективно работает, но уже может делиться опытом с другими и обучать более молодых педагогов. На этой стадии у него формируется определенное мнение о некоторых аспектах работы, он вносит коррективы в образовательную деятельность, может привносить в образовательный процесс новшества.
- 3) стадия экспертности – на этой стадии педагог является авторитетом в определенной области, он сам может выстраивать тактику и стратегию развития своей профессиональной деятельности. Он создает новые методы, технологии, программы
6 слайд Мы с Вами понимаем, что профессионализация - процесс длительный, непрерывный, «многоканальный», он идет сразу по нескольким направлениям, одно из которых – самообразование педагога.
Вопрос коллегам: Назовите ассоциации на слово «САМООБРАЗОВАНИЕ»
Ответы коллег….
• Резюмирую- смысл самообразования в том, что человек сам ставит цель, выбирает средства, оптимальный темп усвоения знаний, приобретения умений и прогнозирует результат.
7 слайд Знания, полученные в результате самообразования, самые сохраняемые, т. к. они построены по индивидуальному плану. Первый этап при составлении индивидуального плана или индивидуальной программы профессионального и личностного роста педагога – формулировка методической темы.
8 слайд Алгоритм выбора и формулировки методической темы
1. Выбираем направление методической темы:
9 слайд методическая тема может быть:
-связана с одной из годовых задач или инновационной направленностью детского сада
– методическая тема может быть связана с проблемой, которая вызывает у педагога затруднения
- Методическая тема может быть связана с пополнением знаний по уже имеющемуся опыту педагога.
Оптимальный срок для разработки педагогом методической темы-3-5 лет, по истечении этого периода, если педагог решает продолжить работу по данной теме, он может формулировать новую методическую тему оставляя отражение цели педагогической деятельности при этом меняя средства (т. е. метод, прием, педагогическая технология, при помощи которого данная цель будет достигаться. 10 слайд Например, педагог в течение 5 лет работал над методической темой «Развитие полоролевых качеств у дошкольников через реализацию гендерного подхода в воспитательно-образовательном процессе», затем переформулировал на «Влияние дидактических игр на принятие ребенком дошкольного возраста гендерной роли»
Еще один пример: Здесь поменялась цель педагогической деятельности, а средство осталось неизменным. Тема «Развитие творческого воображения, мышления, креативности у дошкольников средствами ТРИЗ технологии» переформулирована на тему «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений ТРИЗ».
11 слайд При реализации дифференцированного подхода в профессиональном развитии педагогов нужно учитывать стадии профессионализации педагогов.
Я хотела порекомендовать следующие направления для выбора методических тем:
-Для педагогов, находящихся на 1 стадии профессионализации – рекомендовать взять за основу методической темы –проблему, выявленную в ходе самоанализа педагогических затруднений
-Для педагогов, 2 стадии профессионализации – основанием для выбора методической темы может быть и проблема, выявленная в ходе самоанализа педагогических затруднений, а также пополнение знаний по имеющемуся опыту
-Педагоги, находящиеся на третьей стадии, как правило при выборе направления темы опираются либо на пополнение знаний по имеющемуся опыту, либо на годовую задачу или инновационную направленность детского сада
12 слайд После выбора направления методической темы, правильно ее формулируем
Главное требование к методической теме - отражение цели педагогической деятельности и средства, при помощи которого данная цель будет достигнута.
Как правило методическая тема формулируется по схемам:
-ЧТО – ТО, как условие развития/средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
-Использование ЧЕГО – ЛИБО, как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.) ЧЕГО – ТО
Цель педагогической деятельности Возраст/Контингент детей Средство/условие
(вид детской деятельности, педагогическая технология, метод, прием)
Развитие…
Формирование…
Воспитание….
Влияние….
Расширение…
Дети раннего возраста
Дети младшего дошкольного возраста
Дети старшего дош. возраста
Дети дошкольного возраста с ОНР 2 типа
Дети с нарушением ОДА Через организацию клубного часа
Через дидактические игры
средствами ТРИЗ-технологии
в театрализованной деятельности
через ознакомление с художественной литературой
Практикум
Предлагаю составить методическую тему по схеме опираясь на таблицу…. Напоминаю, что в методической теме отражается цель педагогической деятельности, возраст/контингент детей и средство, с помощью которого будет достигнута данная цель.
(Педагоги составляют методическую тему по схеме)
13 слайд Возвращаемся к алгоритму выбора и формулировки методической темы: выбрали направление, правильно ее сформулировали и проверяем на соответствие ФГОС и профессиональному стандарту педагога.
14 слайд ФГОС ДО определяет цели дошкольного образования, которые можно конкретизировать в методической теме. Например, «Развитие навыков саморегуляции детей старшего дошкольного возраста посредством игротерапии»
15 слайд Одним из трудовых действий, которым необходимо владеть современному педагогу в соответствии с профессиональным стандартом является «Применение современных психолого-педагогических технологий, в том числе ИКТ», поэтому методическая тема может быть следующей: «Расширение представлений у детей дошкольного возраста о природном мире через компьютерные экологические игры»
16 слайд Что такое инновация? (Ответы коллег) Безусловно, инновации в образовании, это те нововведения, которые способствуют повышению качества дошкольного образования.
Давайте вместе назовем инновационные направления дошкольного образования
(Коллеги называют инновационные направления ДО)
• Конечно это и робототехника, леготехнологии, технологии позитивной социализации, финансовая грамотность, инклюзия, ИКТ
Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями, некоторых необходимо направлять и заинтересовывать новыми методами, приемами, современными технологиями, а для этого нам самим необходимо знать все инновационные направления дошкольного образования и уметь правильно сформулировать методическую тему.
17 слайд В заключении хотелось бы отметить, что современный педагог дошкольного учреждения, чтобы быть в тренде, просто обязан знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег, повышать общую эрудицию, совершенствовать педагогическое мастерство.
• Наша задача не в том, чтобы учить вас педагогов всю жизнь, а в том, чтобы вы научились это делать сам. Саморазвитие – признак профессионала высокого класса.
В завершении хотелось бы поделиться с вами одним мудрым высказыванием: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» (Б. Шоу).
Желаю Вам всего хорошего и творческих успехов