Лариса Димаровская
Познавательный туризм для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный туризм.
Актуальность
В современном мире на смену увлекательным коллективным играм, пришли компьютерные. У детей все меньше остается времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности детей в движениях.
В настоящее время остро стоит вопрос безразличия и нежелания детей заниматься физическими упражнениями в ДОУ. И передо мной встала педагогическая проблема- как спланировать работу по физическому воспитанию дошкольников, чтоб повысить интерес к физкультуре, в полной мере удовлетворить их потребность в двигательной активности.
Публикация «Познавательный туризм для дошкольников» размещена в разделах
Имея большой опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей в физкультурно- оздоровительных мероприятиях» я разработала методику проведения физкультурных занятий, спортивных досугов в форме познавательного туризма через мир сказок.
Туризм- понятие разностороннее. Мой познавательный туризм представляет собой ситуационную мини-игру, двигательную сказку, в которой дети выступают то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев, путешествуя по заданной схеме,маршруту, преодолевая препятствия, в конечном итоге находят подсказку, клад, сюрприз, пропажу, ради чего было организовано путешествие.
Игровой, сказочный сценарий вызывает у ребёнка восприятие физ. упражнений как что-то интересное, необычное, привлекательное. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество.
Это направление становится актуальным, так как позволяет вынести обучение за рамки традиционной образовательной деятельности.
Новизна заключается в том, что метод, основанный на применении познавательного туризма через сказку, направлен на формирование инициативности, самостоятельности, поиску, творческой активности по приобщению дошкольников к занятиям физической культурой.
Практическая значимость данной методики заключается в простоте применения данной системы взаимодействия с детьми. Здесь присутствует обширный материал для формирования двигательных навыков в игровой форме с помощью сказок, путешествий, сказочных эстафет, подвижных игр. На таких занятиях дети не замечают, что это занятие по физической культуре, и являются полноправными участниками сказочного театрального действия.
Цель методики – Формирование двигательного статуса дошкольников через двигательную сказку с элементами познавательного туризма.
Задачи:
• Содействовать освоению детьми двигательных действий, направленных на формирование оптимального двигательного режима жизнедеятельности.
• Формировать коммуникативные умения в процессе участия в двигательных сказках.
• Развивать ловкость, быстроту, мышечную силу; развивать навыки ориентирования в пространстве с использованием карт-схем.
• Воспитывать интерес к миру сказок.
Познавательный туризм – приключенческая спортивно – познавательная игра.
Двигательная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков.
Предпочтительной формой взаимодействия педагога с детьми выступает сюжетная образовательная деятельность в виде путешествий, двигательных рассказов, игровых, проблемных, познавательно-оздоровительных и физкультурно-речевых ситуаций, походов.
Интерес познавательного туризма заключается ещё и в том, что можно начать решать проблему, задачу на физкультурном занятии, и продолжить затем на прогулке. В данной методике используются проблемные образовательные ситуации, которые требуются по новой федеральной программе, с обязательным участием догадок, предположений, вопросов, игровое экспериментирование.
Проведение таких занятий проходит в три этапа.
1этап – предварительная работа - Разрабатываю сценарий сказки; изготавливаем макет группы, детского сада, участка ДОУ. Также на этом этапе с детьми учимся работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
2 этап –этап – проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута с заданиями к тайнику, сюрпризу - Далее проводим образовательную двигательную деятельность с решением программных задач. дети выполняют различные задания, как интеллектуального, так и физического характера.
3 этап – поиск клада, тайника, своеобразный мини-поход по территории детского сада, передвигаясь с помощью карты, дети находят подсказки, дальше клад (сюрприз)и подводится итог путешествия, в ходе которого в игровой форме проводится образовательная беседа.
Дети совместно с воспитателем перемещаются по определенной территории детского сада, где и происходит основное ориентирование по карте, схеме -закрепление умения ориентироваться в пространстве и обеспечение двигательной нагрузки. Во время своего мини-похода дошкольники наблюдают за объектами живой и не живой природы, преодолевают разнообразные препятствия, у детей развиваем любознательность и познавательно-исследовательскую деятельность, умение общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему сообща.
Эта форма работы превращает традиционные занятия по физкультуре в увлекательные спектакли, дарящие детям радость движения и приносящие пользу и оздоровление не только их физическому воспитанию, но и интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений, творческому самовыражению детей.
Составление сценариев двигательных сказок оказалось довольно интересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать не только авторские литературные произведения, но и придуманные воспитателем, воспитателем совместно с детьми, а также сказки составленные детьми самостоятельно и совместно с родителями, которые активно включились в наш творческо-двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна сказка, составленная в тесном семейном кругу и представленная детьми и родителями на совместных спортивных мероприятиях.
Где применяется методика?
Заключение Подводя итог, необходимо отметить, что использование данной методики в физическом развитии детей дошкольного возраста позволяет интегрировать практически все виды детской деятельности-
- игровой
- социально-коммуникативной
-познавательной
-художественно-эстетической,
- музыкальной
Театрализованные занятия с элементами познавательного туризма развивают определенные навыки и физические качества. В них дети становятся непосредственными участниками сказочных событий, что повышает их заинтересованность к занятию физкультурой.
Познавательный туризм является одним из эффективных методов в работе по развитию любознательности, самостоятельности дошкольников.
Данная методика способна вызвать огромный интерес у детей к физическим упражнениям, ориентировки в пространстве. Дети расширяют свои знания, свой кругозор, наслаждаются окружающими видами в процессе данной игры.