Татьяна Вытнова
Познавательный проект «Мини-музей краеведения в ДОУ».
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект «Мини-музей краеведения в ДОУ».
Вид: познавательный, долгосрочный.
Цель данного проекта :
Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами русской национальной культуры, с бытом и историей своих предков, формирование у дошкольников патриотических чувств.
Задачи проекта :
- Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
- Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, истории своих предков.
Публикация «Познавательный проект „Мини-музей краеведения в ДОУ“,» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Мой край, мой город. Краеведение
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Участниками данного проекта являются : педагоги ДОУ, дети, родители.
Создание и размещение мини-музея :
Мини – музей краеведения в нашем ДОУ функционирует с 2007 года, при создании музея педагогическим коллективом было определено, что в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его мини – музей. Часть слова «мини», в нашем случае, отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. Кроме этого, отличительной особенностью нашего мини- музея является, то что: в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее детского сада не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции и переставлять экспонаты и рассматривать их.
Мини-музей краеведения в МДОУ «Детский сад №10» располагается в отдельном помещении. И был создан творческой группой педагогов ДОУ: Самарина А. Н. (заведующая ДОУ, Вытнова Т. С. (старший воспитатель, Жилина В. А. (муз. руководитель, Зарубина Е. А. (муз. руководитель, Морозова М. А. (воспитатель-эколог, Бутусова М. А. (инстр. по физ. культуре).
В создании данного музея принимали участия не только творческая группа педагогов ДОУ, родители (которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами).
Содержание и экспозиции:
- Уголок русского быта;
- История российского спорта;
- Город Дзержинск;
- История России, ВОВ;
- История детского сада №10;
- Русские народные куклы;
- Уголок православной культуры.
В структуре проекта мы выделили три этапа.
I. Подготовительный этап. Он включал в себя:
- Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;
- Разработка модели мини-музея.
- Разработка и утверждение «Положения о мини – музее краеведения» в МДОУ «Детский сад №10».
II. Практический этап (этап реализации проекта).
1. Создание экспозиций в мини-музее.
В 2007 году, когда мы организовывали данный мини-музей, он «задумывался» как «Русская изба» (история русского быта). В процессе работы мини-музей пополнялся новыми экспозициями. В 2008 году была сделана экспозиции «История города Дзержинска», «История детского сада №10» (за время работы детского сада накопилось много материалов о его «жизни», мы посчитали, что это может быть интересно не только сотрудникам, но и детям. Ведь интерес к «истории» возникает из ближайшего окружения)
В 2009 году была создана экспозиция «Уголок православной культуры». На протяжении многих лет воспитанники нашего детского сада принимали активное участие в городском конкурсе «Пасхальные мотивы», по результатам которого накапливалось много детских работ, что подтолкнуло нас к созданию выставки детских работ в «Уголке православной культуры».
С 2007 по 2009 год, в нашем ДОУ функционировал мини-музей спорта в отдельном помещении, но по ряду причин он был реорганизован и перемещен в виде экспозиции «История российского спорта» в мини-музей краеведения.
2. Разработка плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц за работу мини-музеем.
В мини-музее организуются :
- Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;
- Игры- занятия кружка «Туризм и краеведение» (блок краеведения) 1 раз в неделю в соответствии с планом и расписанием работы кружка, интересам и желанием детей и их родителей. В кружке занимаются дети 5-7 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующим нормативам (СанПин);
- Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;
- Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями в соответствии с расписанием его работы.
3. Разработка содержания экскурсий в мини-музее.
- Оформлены материалы по описанию экспозиций (для педагогов);
- Оформлена подборка конспектов игр-занятий с детьми в мини-музее.
III. Заключительный этап (презентация результатов проекта)
1. В рамках ежегодных «Дней открытых дверей» для родителей (организуются открытые игры-занятия с детьми в мини-музее).
2. В течении учебного года приглашаются родители на организуемые развлечения, посиделки в мини-музее.
3. По итогам года (май) в мини-музее организуются выставки детских работ к экспозициям музея.
IV. Интеграция образовательных областей.
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
- «Художественное творчество» (рисование, аппликация) – организуются выставки детских работ в мини-музее;
- «Познание» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим);
- «Социализация» - организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия;
- «Музыка» - организуются музыкальные развлечения, поседелки;
V. Перспективы работы.
- Пополнять план содержания экскурсий в мини-музее;
- Оснащение мини-музея видеотекой к экспозициям (работа в данном направлении уже начата и в мини-музее ДОУ имеются отдельные видео материалы к экспозициям).