Любовь Бойко
Познавательный проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно- исследовательский, краткосрочный
Вид проекта : групповой.
Разработали: воспитатели Бойко Любовь Анатольевна, Ярошенко Ольга Петровна, музыкальный руководитель Лебедева Анастасия Сергеевна
Цитата по теме:
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Публикация «Познавательный проект „Хлеб — всему голова“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
Актуальность проблемы: хлеб- это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда.
Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Формирующие
-Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
-Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
-Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие:
• Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
• Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа.
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Период проведения проекта в рамках перспективно-тематического планирования блок «Краски осени» Тема «Хлеб».
Сроки реализации с 30.09.19 по 04.10.2019 года.
Материал и техническое обеспечение:
-Сбор информации по теме;
-Создание необходимых условий для реализации проекта;
-Подбор материала для продуктивной деятельности;
-Подбор аудио – и видеоматериала;
-Подбор художественной литературы по теме;
-Подбор загадок, наглядного материала по теме;
-Подбор сюжетно-ролевых, дидактических игр;
-Разработка мероприятий;
-Оформление наглядной информации для родителей;
-Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
Участники проекта :
1. Дети и родители подготовительной группы (6-7лет).
2. Воспитатели. воспитатели Бойко Любовь Анатольевна, Ярошенко Ольга Петровна, музыкальный руководитель Лебедева Анастасия Сергеевна
Вид проекта : : познавательно- исследовательский, краткосрочный
Тип проекта : творчески-информационный.
Методы: наглядный, практический, словесный, интерактивный.
Форма:
1. беседы,
2. рассматривание иллюстраций;
3. выставки детских работ по проекту «Хлеб- всему голова» в групповом помещении и рекреации ДОО
4. дидактические и сюжетно-ролевые игры
5. заучивание стихов, песен
6. чтение стихов, рассказов, загадывание загадок по теме
7. наглядная информация для родителей;
Мероприятия (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно -досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д…. ,но обязательно интегрируемые)
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»;
«Хлеб - всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»;
«Берегите хлеб»;
«Кем бы ты хотел стать?» (знакомство с профессиями агронома, комбайнера, хлебороба, пекаря, кондитера, продавца).
Дидактические игры:
«Что сделано из муки»,
Цель: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
«Скажи ласково»
Цель: обогащать словарный запас детей, развивать речь
«Назови профессию».
Цель: расширять представление о профессиях людей, занимающихся выращиванием хлеба, расширять словарь.
Составление рассказов:
«Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Как испечь хлеб дома».
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Как люди выращивают хлеб» составление рассказов по иллюстрациям.
Цель: учить составлять рассказ по сюжетной картине активизировать словарь; .способствовать развитию зрительного восприятия, внимания, связной речи, памяти, мышления;
Сюжетно – ролевые игры «Хлебобулочный магазин», «Кулинары», «Дом».
Чтение художественной литературы о хлебе
сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Сказка о пшеничном зернышке»;
В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
М. Глинская «Хлеб»;
В. Ремизов «Хлебный голос»;
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
Н. Самкова «О хлебе»;
П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
В. А. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»;
загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.
Цель: : продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя.
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин хлебобулочных изделий»
Цель: Закреплять умения отражать в игре полученные знания, развивать сюжет и замысел игры, вести ролевой диалог.
«Дом»
Цель: закреплять представление детей о семье, об обязанностях членов семьи, развивать интерес к игре, использовать различные хлебобулочные изделия из магазина.
Театрализованные игры: Настольный театр по сказкам: «Колосок», «колобок», «Маша и медведь».
Просмотр презентации подготовленной мамой и Ромой К. «Труд хлебороба»
Мастер класс: «Волшебное тесто» проведённого мамой Светой К.
Проведение с папой Димы Ф. по профессии пекарь виртуальной экскурсии на тему «Мой папа - пекарь».
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса);
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка);
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) :
НОД «Хлебное поле»;
Цель: Учить детей изображать хлебное поле, фигуры людей, машины.
Совершенствовать навыки работы с красками, цветными карандашами.
Развивать чувство композиции: учить гармонично размещать рисунок на бумаге.
Аппликация
НОД «Каравай» пластинография
Цель: Познакомить детей с русскими обычаями. С чем встречали на Руси гостей. Учить детей с помощью налепов украшать изделие (Каравай).
лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно - ролевых игр
Выставка рисунков на тему «Хлеб – всему голова»
Цель: привлечь родителей к организации выставки
Участие в празднике посвящённого Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в г. Ростове –на – Дону.
Экскурсия в отдел хлебобулочных изделий в универсамах города совместно с родителями.
Консультация для родителей «Привитие уважения к хлебу»
Ожидаемые результаты:
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, историей возникновения хлеба, людьми разных профессий связанных с выращиванием и выпечкой хлеб, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду. Полученные знания окажут большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям разных профессий.
А главное дети поняли, что нужно бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
Список литературы
Рабочая программа по организации деятельности в подготовительной группе (6 -7 лет)на период 2019 -2020 учебный год. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под общей редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Составители: Бойко Л. А.
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс,1998.
2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста : Пособие для реализации Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005
годы». М. : Аркти, 2005.
3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н.
Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ Сфера, 2006.
4. Гулидова Т. В. Проектная деятельность в детском саду. – Волгоград: Учитель. - 135с.
5. Котлякова Т. А. Пестрый мир детских проектов. -М. :АРКТИ, 2013.- 160с.
6. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. -2-е изд., доп. и пераб. -М. : Национальный книжный центр, 2017.-240с.
7. Ресурсы сети интернет.