Cырова Наталья Александровна
Познавательный проект «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение№26 Гнёздышко
Познавательный проект в группе общеразвивающей направленности
с 5-7 лет «Азбука безопасности»
Паспорт проекта
Воспитатель: Сырова Наталья Александровна
Проект «Азбука безопасности»
Тип проекта : обучающий, творческий.
По числу участников: групповой
По времени проведения: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : дети, родители, воспитатели группы.
Актуальность проблемы:
Публикация «Познавательный проект „Азбука безопасности“» размещена в разделах
Эта тема выбрана неслучайно. Одной из главных задач в системе дошкольного воспитания является задача – сохранение и укрепление здоровья детей. А это невозможно, если ребёнок не научится и не сможет противостоять простейшим опасным ситуациям, не сможет распознать негативные и добрые намерения окружающих. Поэтому работа по воспитанию у детей основ безопасности жизнедеятельности является в настоящее время особенно актуальной. Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Цель проекта :
Получение и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице, на дороге, в транспорте и в природе.
Задачи проекта :
Образовательные:
- познакомить детей с правилами дорожного движения;
- закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в быту, на улице;
- учить находить выход из сложившейся опасной ситуации;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
Развивающие:
- развивать у детей самостоятельность;
- приобретение навыков игровой деятельности и общения;
- развивать грамматически правильную речь детей;
Воспитательные:
-систематизировать знания детей о правилах дорожного движения путем
проигрывания проблемных ситуаций.
- воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему;
Обеспечение проекта :
-наглядность (открытки, плакаты, альбомы, иллюстрации);
-детская литература ;
-ноутбук; презентации ;
-настольно-печатные, развивающие игры;
-картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр;
-игрушки (машины, коляски, дорожные знаки и др.);
- атрибуты (фуражка, жезл, жилет ДПС и др.).
Ожидаемый результат:.
Для детей
- Развитие интереса детей к изучению правил дорожного движения.
- Закрепление умений детей изготавливать атрибуты разными способами применяя различный материал.
- Расширение кругозора воспитанников;
- Повышение социальной компетенции дошкольников;
- Повышение культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте
Для родителей
-Активное участие родителей в жизни дошкольной группы.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ОУ,
- Помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка,
- Рост уровня информированности родителей о деятельности ОУ.
Этапы работы над проектом
I этап: Подготовительный: разработка проекта;
II этап: Практический (основной)
III этап: Заключительный: подведение итогов
Реализация проекта
1 этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- Составление проекта «Азбука безопасности»;
-Анкетирование родителей
1. Постановка проблемы:
- поставить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила
дорожного движения, правила безопасного поведения?»;
2. Определить продукт проекта :
а) создание лепбка по ПДД, по безопасности;
б) выставка «Азбука безопасности на дороге»
в) знание правил дорожного движения (экскурсия в пожарную часть)
3. Обсуждение проблемы, принятие задач:
-Постановка цели и задач.
-Определение методов исследования.
-Подбор материала по Правилам дорожного движения, безопасности.
-Подбор художественной литературы по теме.
-Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
-Подбор методической и художественной литературы, интернет -ресурсов.
-Оформление уголка по теме «Правила дорожного движения»
-Создание картотеки игр по ПДД.
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр;
- составление плана совместных мероприятий педагогов и детей;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
- подбор информационного материала для родителей;
-Организация развивающей среды в группе –изготовление лепбука.
-Оформление стенда и консультативного материала для родителей:
Памятка для родителей «Ребёнок переходит улицу»,
Консультации: «Стань заметней на дороге», «Безопасность на дорогах», Буклет «Фликеры. Стань заметнее в темноте»,
Папка – передвижка «Взрослые! Вам подражают дети!».
II этап: ПРАКТИЧЕСКИЙ
Работа с детьми:
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры: «Как кошка дорогу переходила», «Дорога», «Помоги Тане, Ване перейти дорогу», «Подумай - отгадай», «Угадай транспорт», «Играй, да смекай», «Что будет, если…», «Узнай и нарисуй», «Дорожные знаки», «Каждому опасному предмету свое место», «Запрещается – разрешается»
Настольно – печатные игры, лото: «Дорожные знаки», «Светофор», «Угадай-ка», «Будь внимательным», «Набери номер правильно», «Найди такой же знак», «Собери знак», «Лото», «Лото с загадками», «Домино по ПДД», «Кто быстрее»
Сюжетно-ролевые игры (на выбор из картотеки) : «На дорогах города», «Поездка на автобусе», «Пешеходы», «Регулировщик», «Мы автомобилисты», «Путешествуем по миру», «Скорая помощь», «Пожарные спешат на помощь», «Полиция на дороге», «Веселый перекресток».
Театрализованная деятельность: инсценировка стихотворения «Веселые правила дорожного движения»; кукольный театр, обыгрывание проблемных ситуаций: «Зайка на дороге», «Помоги кукле перейти дорогу»,
«Речевое развитие» :
Развитие речи
-ООД: Составление творческих рассказов:
«Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»; «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?», «Интересный случай на дороге».
-Заучивание стихотворений: Е. Панасова «Светофор», Г. Шалаева «Правила дорожного движения для малышей»
-загадки по ПДД
-Беседа: «Один дома» «Наши помощники – электроприборы», «Спички детям не игрушки»,
Чтение художественной литературы.
Носов Н. «Автомобиль»; Михалков С. «Дядя Степа –милиционер. Моя улица.
Велосипедист»; Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный»; Тарутин О. «Для чего нам светофор»; Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»; Дугилов А. «Моя улица»; Л. Гальперштейн «Шлагбаум», Г. Юрмин «Любопытный мышонок».
Загадки, считалки, пословицы о транспорте, о дорожных знаках.
«Художественно-эстетическое развитие» :
Художественное творчество:
-Рисование: «Улицы моего села», «Машины едут по улице», «Придумай новый дорожный знак», «Регулировщик»;
-Лепка «Дорожный знак-весёлый светофор»,
-Аппликация «Машины едут по улице» «Дорожный знак».
-Раскрашивание картинок по теме.
-Штриховка «Машина»,«светофорчик», раскрась правильно знак»;
Музыка:
-Прослушивание песен: Светофор, Трамвай, Дорожные знаки. «Познавательное развитие»
-ООД: «О чем говорят дорожные знаки», «Транспорт нашего города», «Фликер - важный помощник на дороге».
- Беседы: «Безопасность на дороге», «Знаки дорожные помни всегда», «Правила перехода улицы», «Правила для пассажиров». «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороги в детский сад»,
-Просмотр презентаций:
«Правила дорожного движения»
«В стране дорожных знаков»;
Мультфильм «Смешарики на дороге»;
Мультфильм «Правила дорожного движения»
-Рассматривание плакатов «Всем без исключения по правилам движения», «Смело шагайте по улицам, дети, если запомните правила эти!», «Наш помощник светофор», рассматривание иллюстраций из книг, картинок по теме «Правила дорожного движения».
-Проведение экскурсий: «Наша улица», к перекрестку «Правила маленького пешехода», «Пожарная часть».
«Физическое развитие» :
-Физкультминутки: «На зарядку становись», «Светофор», «На улице нашей», «Пешеходы», «Дорога без разметки», Машина».
- Пальчиковая гимнастика. : «Все машины по порядку подъезжают на заправку…», «Машины», «Дорожных правил очень много», «Постовой».
-Подвижные игры: «Светофорчик», Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор», «Поезд», «Регулировщик», «Зебра», «Передай жезл», игра «Стоп — Идите».,«Будь внимательным»;
игра малой подвижности «Транспорт», игра «Ловкий пешеход» (забросить мяч в зеленый глазок светофора)
Работа с родителями:
-Анкетирование
-Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей вести себя на улице.
-Памятки, буклеты, информационные листки.
-Проведение акция «Засветись! Носи светоотражатель!»
Проведение конкурса детско -родительских рисунков «Азбука безопасности на дороге»
-Приобретение родителями фликеров.
3 этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1 Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
2 Выставка рисунков «Мои друзья дорожные знаки».
3. Конкурс детско -родительских рисунков «Азбука безопасности на дороге»
4. Викторина по ПДД в группе «Мы знаем правила дорожного движения».
5. Создание лепука по ПДД.
6. Развлечения для детей старшей - подготовительной группы «Если вышел в путь, ты про фликер не забудь!» с презентацией
Таким образом, в результате реализации проекта мы получили следующие результаты:
С детьми
- повышена эффективность обучения дошкольников по ПДД;
- с помощью моделирования и распределения ролей в игровой деятельности закреплены теоретические знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути;
- дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару;
- имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения;
- знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге и применяют эти знания в дорожных ситуациях;
- знают, как можно защитить себя на дороге в темное время суток с помощью фликеров.
С родителями:
- тесное сотрудничество с педагогами;
- расширение педагогической грамотности родителей по вопросам
безопасного поведения детей на дорогах;
-участие в конкурсе детско-родительских рисунков и Акции «Засветись! Носи Световозвращатель!».
С педагогами:
- повышение знаний по безопасности;
- взаимосвязь с родителями по созданию совместных мероприятий.
Итог:
В ходе работы над проектом создалась благоприятная атмосфера взаимосотрудничества с семьями. Дети активно используют полученные знания в различных видах деятельности.
Список литературы:
1 Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998
2. Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010
3. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников. С. -П. Детство-пресс. 2009
4. Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010
5. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера»,2010
6. Радзиевская Л. И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.
7. Иванова Т. В. Пожарная безопасность. Разработки занятий. Подготовительная группа. ИТД «Корифей»
8. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004
9. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
Приложение (фотоотчёт)
Художественно-эстэтическое развитие
(рисование, лепка, аппликация)
Безопасный труд в природе
Физическая культура
Дидактические игры, беседы, рассматривание
иллюстраций
Сюжетно-ролевые игры
Оформление уголка безопасности, лепбука