Алла Атаманюк
Познавательное занятие «Жители Черного моря» в подготовительной группе с использованием ИК технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о представителях черноморского дна.
Задачи:
Познакомить детей с обитателями Черного моря, рассказать об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.
Познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей.
Познакомить с новыми словами : дайвинг, дайвер, батискаф.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Оборудование: Глобус, карта, мультимедийное оборудование, аудиозапись «Звуки моря», ракушки.
Публикация «Познавательное занятие „Жители Черного моря“ в подготовительной группе с использованием ИК технологий» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, давайте рассмотрим карту нашего мира и глобус, которые я принесла для вас. Более двух третей поверхности земли покрыто морями и океанами. Эта огромная масса воды необходима для жизни на нашей планете.
Глядя на поверхность воды, трудно представить то многообразие жизни, которое скрывается внизу. Давайте прислушаемся к звукам моря. (Слайд 1)
Воспитатель:
Все недоступное зачаровывает. А что может быть дальше от человека, чем морское дно? Морские обитатели так непохожи на земных существ. О них очень хочется узнать побольше. Чем питаются? Как живут и защищаются? Так много всего того, что очень хочется знать. Для изучения морского дна люди создали подводные аппараты, с помощью которых мы можем погружаться в морские глубины. Это батискаф, батисфера, специальное оборудование для погружения акваланги (Слайд 2)
Воспитатель:
Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по дну Черного моря.
Самые маленькие обитатели морского дна – это планктон.
В морских водах живет множество мелких организмов. Это разные бактерии, малюсенькие водоросли, рачки, икринки рыб. На рисунке они большие, но на самом деле некоторые из этих организмов даже не видно глазами. Все они вместе плавают в воде и называются «планктон». Планктон - это корм для очень многих обитателей моря. (Слайд 3)
Воспитатель:
Наверняка ты знаешь, что в морях и океанах живет очень много самой разной рыбы. Рыбки бывают разных расцветок и форм, одни живут у поверхности воды, а другие в глубине. Одни рыбки питаются разными растениями, планктоном, а некоторые поедают другую рыбу. (Слайд 4)
Чтобы отлично плавать, у рыбки есть плавники и хвост. Тело рыбы покрыто чешуйками. Они надежно защищают её и позволяют легко изгибаться и двигаться. Для того, чтобы дышать у рыб есть жабры. Это такие отверстия в голове, через которые проходит вода. (Слайд 5)
Воспитатель:
А мы встречаем еще одного обитателя морских глубин - морской конек.
Это тоже рыба, но без чешуи. Из-за своего сходства с конем её называют «Морской конек». (Слайд 8)
Все рыбки откладывают икру. Из неё потом вылупляются мальки – маленькие рыбки. А вот папа морского конька носит икринки в своем мешочке в животике (Слайд 6)
Воспитатель:
Многие морские жители вовсе не безобидны. Давайте посмотрим на следующий слайд. (Слайд 7)
Это – акула катран.
Как у всех акул, тело покрыто жёсткой шкурой, а во рту два ряда острых зубов. Но черноморские катраны сами не нападают на человека.
Воспитатель:
А к нам навстречу плывет уже другой житель морских глубин – скат электрический.
Он опасен для тех людей, кто погружается на морское дно, если к нему прикоснуться, может ударить разрядом тока и дайвер, потеряет сознание. (Слайд 8)
Воспитатель:
А я предлагаю нырнуть еще ниже на морское дно.
Физкультминутка «Море волнуется раз…»
В морских водах очень много ракушек. На берегу моря мы находим их пустыми, а в глубине вод в таких раковинах живет двустворчатый моллюск (у ракушки две створки). Морской гребешок. У этого моллюска есть одна нога! (Слайд 12). Они с помощью неё и двигаются
Моллюск может открывать и закрывать створки, пропуская воду и мелкую пишу - мельчайших рачков, растения (планктон). Ракушка надежный домик. Моллюск растет вместе со своим домиком. (Слайд 13)
Если внутрь ракушки мидии попадет маленькая песчинка, то некоторые моллюски выращивают из неё жемчужину! Издавна люди собирали жемчужины и делали из них бусы. Но черноморские мидии слишком малы. (Слайд 9)
Воспитатель: Посмотрите, что вам принесли наши товарищи с моря. Это – ракушки.
И в таких раковинах живут моллюски мидии, моллюски морские гребешки, рапаны, которые питаются другими моллюсками.. (Слайд 10)
Воспитатель:
Воспитатель: Еще один не менее опасный для человека морской обитатель – медуза. У медуз целых 24 малюсеньких глаза, питается она планктоном. А некоторые медузы могут ужалить человека! Но не больнее, чем крапива.
На ощупь они похожи на кисель и состоят, в основном, из воды! Чтобы двигаться, они набирают в себя воду и выплевывают её. Вода выбрасывается в одну сторону, а медуза при этом плывет в другую! Такое движение называется «реактивным». (Слайд 11).
Могут ли черноморские подводные жители быть опасными? Когда это случается? Почему?
На самом деле наше море одно из самых безопасных морей и жителей моря надо беречь. Как это сделать?
Рефлексия:
О каких обитателях морских глубин мы сегодня еще не рассказали (Сельдь, дельфин, осетр, кефаль) (Слайд 12)
Что нового вы узнали из нашего подводного путешествия.