Надежда Юшкова
«Сентябрь-рябинник». Учебное занятие в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Учебное занятие по ФОП в области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе на тему «Сентябрь-Рябинник».
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Форма организации: занятие
Форма работы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Публикация «„Сентябрь-рябинник“, Учебное занятие в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Тема: «Сентябрь-Рябинник».
Цель: Знакомство с народным календарным праздником «Рябинник».
Задачи:
Образовательные:
- повышать интерес к народной культуре, формировать у детей представление о народном календарном празднике «Рябинник», приметах связанных с ним, о пользе рябины для человека и животных;
- расширять и активизировать словарь: народный календарь, Рябинник, оберег.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса детей, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
- развивать умения детей согласовывать свои действия со сверстниками, работать в команде.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к народному творчеству, бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
Словесные-постановка проблемной задачи, беседа.
Наглядные- иллюстрации, коллаж, «Календарь народной куклы», корзина с плодами рябины, видеофрагмент.
Практические- народная игра, совместная работа по коллажу, ряжение куклы-изготовление бус.
Новый словарь: Рябинник, оберег.
Мотивация: «Календарь народной куклы», тряпичная кукла «Рябинка»
Материалы и оборудование: планшет, видеофрагмент, коллаж с изображением дерева и карточки, иллюстрации картинок о приметах, ножницы, проволока, музыкальное сопровождение, корзина с плодами рябины, колокольчик, кукла-оберег «Рябинка».
Предварительная работа: Рассматривание осенних деревьев на прогулке на территории детского сада, чтение природоведческой литературы, заучивание стихотворений об осени и рябине. Использование дидактических игр: «К названному дереву беги»; «Угадай чей листок»; «Угадай по описанию».
Ход занятия:
Организационный момент (детей заводят в группу, играет музыка русская народная).
В: -Проходите гости дорогие. Подходите, не стесняйтесь. Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные!
В: -Мой звоночек рябинушкой, заливается
И ребята вокруг меня собираются
И все друг другу улыбаются. (колокольчик в руках для организации детей)
-Меня зовут Надежда Александровна.
В: -Кисть рябины передаю и имя ваше узнаю.
(ребята передают кисть рябинки по кругу, каждый называет свое имя)
I.Вводная часть
-Ребята, (рассадить детей на стульчики) посмотрите, а в вашей группе, словно солнышко поселилось! (вносится календарь народной куклы).
- Вы знаете, что это такое? (ответы).
- Ребята, в давние времена не было календарей, как сейчас с числами, датами и люди создавали вот такой календарь-кукол с помощью которого отсчитывали месяцы года. Только месяцы раньше назывались по-другому, и каждому месяцу соответствовала куколка, которую делали своими руками. Куколки были все разные, а их имена зависели от праздника, которые проходили в этом месяце.
-Так Десятиручку делали на Покров – считали началом зимнего женского рукоделия. Полевые работы закончились, но работа на селе была всегда. Нужно было и прясть, и ткать, и шить-вышивать, семью одевать, испечь-сварить, постирать-помыть, корову подоить, скотину накормить. Вот и делали такую помощницу в женских работах. А каждую руку за что-нибудь ответственной назначали.
В марте — Праздник «Сороки» начинают закликать Весну. В этот день сорок птиц прилетают, день с ночью меряется, равняется. В этот день принято из теста выпекать изображения жаворонков, и делали куклу «Сорока» для забавы детям. Кукла будет присматривать за ними и уносить плохие вести.
В июне куколка- наполнена травой, поэтому и называется Травницей. Такой оберег всегда находился в постели больного, так как считалось, что Травница поможет человеку вернуть здоровье. Травницу часто давали детям, потому что верили: чем больше ребенок будет играть с куколкой, тем крепче будет его здоровье.
-И сегодня я познакомлю вас с одной из куколок, имя ее произошло от названия дерева. У которого совсем скоро будет день рождения.
-Отгадайте загадку:
Весной зеленела
Летом загорела
Осенью в сад пришла
Красный факел зажгла. (В сенокос-горька, а в мороз-сладка)
(ответы детей)
-И куколку зовут Рябинка, а праздник называется «Рябинник».
II. Основная часть
-Какое интересное название, правда?
-Как вы думаете, почему так назвали праздник? (ответы - в честь Рябины)
-Действительно, в честь рябины. Совсем скоро, 23 сентября, будет праздник-день рождения рябины. А как проходит этот праздник, я вам покажу видеофрагмент. (Показ видеофрагмента праздника в этот день). С этого дня солнышко на зиму спать ложится.
-Я вам раскрою секрет. Люди, которые жили до нас (наши предки) любили наблюдать за природой и заметили, что ягоды Рябины созревают в сентябре и только тогда можно их собирать. Ягоды эти очень полезные, как в природе, так и для человека. Я вам предлагаю собрать коллаж. Поделитесь на две группы. Посмотрите на эти картинки и подумайте: чем полезна рябина для животного мира и для человека? Первая группа собирает картинки о пользе рябины для животного мира, вторая группа о пользе для человека. (дети делают выводы).
Люди верили, что, если украсить окна на зиму рябиновыми гроздьями -не придет к ним болезнь, беда; делали бусы, которые приносили счастье и исполняли заветные желания. В медицинских (крема и добавки, лечебных целях (настой рябины считался хорошим средством от зимних простуд, кашля). В кулинарии (можно делать желе, повидло, варенье, кисель, музыкальные инструменты, посуду. Собирая рябину, нужно позаботиться о птицах и животных.
— Вот, оказывается, какое это полезное дерево. А еще с рябиной водили хороводы. И я тоже хочу с вами поиграть. Хороводная игра (включается музыка)
Всех мы за руки возьмем
И к рябинке подойдем
Ты рябинка красная подскажи
Что ребятам делать покажи
(ведущий показывает движения рябинки, все дети повторяют, кто понравится рябинке, выходит в круг, и игра продолжается).
-Как я уже говорила, люди с давних времен наблюдали за изменениями природы, оказывается, и по рябине можно определить, какая будет погода.
-А может вы знаете какие-нибудь приметы?
Посмотрите, приготовила карточки, какая подходит может они вам помогут,показываю картинки по приметам.
- Если много рябины на дереве, будет дождливая осень и холодная зима
- Если мало рябины, будет сухая теплая осень
-Если рябина поздно расцвела, к затяжной длинной осени
-Если на рябине листья завянут и останутся на зиму, то будут сильные морозы.
Примета одна сбывается. В этом году очень мало рябины, и посмотрите какая у нас теплая и солнечная осень.
-Наши предки верили, что Рябина оберегает от пожаров, от несчастий и сажали ее возле своих домов. А еще, в этот день «Рябинник» делали куклу-оберег (показ куклы, а в основе ее сухие рябиновые веточки. А вы знаете, что обозначает слово «оберег»? (Оберег защищает людей от разных бед.) Вот такая куколка в нашем детском саду (маленькая из календаря кукол). А эту сделали мои ребята вам в подарок, чтоб она оберегала ваш детский сад. А в группе всегда был порядок, чтобы все были здоровыми, добрыми и счастливыми. Вот только нарядить мы ее не успели. Предлагаю сделать для нее рябиновые бусы. (пригласить детей за столы)
Практическая часть
Столы расположены в хорошо освещенном месте. Техника безопасности.
В:- Ребята, прошу сесть за столы, для каждого приготовлена проволочка и тарелочка с ягодами рябины
(во время работы звучит музыкальная композиция)
Заключительная часть. Рефлексия
-Мой колокольчик рябинушкой заливается
И ребятки возле меня собираются
(звенит колокольчик- сигнал к сбору на коврике)
-Ребята, вы сегодня такие молодцы!Были очень внимательными и активными. Скажите, про какой народный праздник вы сегодня узнали? (Рябинник).
Вот и наша кукла к празднику готова.
Я с вами прощаюсь. До свидания, ребята.