Ирина Лавренко
Кружковая работа «Занимательная математика» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Занимательная математика»
в старшей группе №6
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа по организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю 20-25 минут в старшей группе. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Публикация «Кружковая работа „Занимательная математика“ в старшей группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Основные задачи кружка :
- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- развитие математических способностей и склонностей;
- обогащение и актуализация словаря детей старшего дошкольного возраста.
Организуя занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, создаю картотеку игр, разрабатываю конспекты занятий, подбираю материал для экспериментирования и исследовательской деятельности.
Программа распределена по разделам:
- количество и счет;
- ознакомление с геометрическими фигурами;
- определение величины;
- ориентировка во времени, пространстве;
- решение логических задач.
В соответствии с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения.
Цель: расширять кругозор математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи кружковой работы :
1. Закреплять знания детей о математических понятиях.
2. Создавать максимально благоприятные условия для развития интересов, склонностей и способностей ребенка.
3. Способствовать развитию логического мышления, воображения, памяти посредством игровой деятельности и проблемного обучения.
Сроки проведения: 1 год.
Перспективный план работы кружка «Занимательная математика»
месяц тема задачи Совместная работа с детьми
сентябрь
«Что такое математика?» Дать детям понятие о математике как о науке; познакомить с основными математическими понятиями; учить отгадывать загадки;
Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить отгадывать фигуру по описанию (загадке); учить рисовать зеркальное отражение фигуры; упражнять в выделении фигуры из общего рисунка.
Загадка о математике
Рассказ воспитателя о математике
Д/и «Чудесный мешочек»
Рассматривание книги «Медвежонок Мишка»
Д/и «Собери картинку»
Д/и «Назови фигуру»
Д/упр. «Отгадай фигуру по описанию»
Д/и «Какой фигуры не стало?»
Д/и «Дорисуй рисунок»
Д/упр. «Сколько всего?»
октябрь
«Геометрические формы»;
«Число» Учить детей устанавливать связь между геометрической фигурой и формой предмета; упражнять в узнавании предмета по описанию (загадке); находить предметы заданной формы в окружающей обстановке
Закреплять счет в пределах 5; упражнять в счете с помощью различных анализаторов; учить выбирать ведущего с помощью считалки.
Д/упр. «На что похоже?»
Загадки о предметах разной формы
Д/и «Найди лишний предмет»
Д/упр. «Залатай коврик»
«Строим улицу»
Загадки о числах
«Счет до 10» (передача мяча)
Д/упр. «Какое число пропало?»
П/и «Ловишка с ленточкой»
Д/упр. «Повтори столько же раз»
блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера;
квадраты Никитина
ноябрь
«Цифра»;
«Тетрадь» Продолжать знакомить детей с цифрами; учить соотносить число и цифру; учить изготавливать образы цифр способом обрывания;
Познакомить детей с тетрадью по математике; учить ориентироваться на листе, выполнять простейшие задания.
Д/упр. Заполни числовую карточку»
Д/упр. «Найди столько же»
Д/упр. «Покажи соседей числа»
«Цифры-самоделки»;
Рассматривание тетради
Д/упр. «Положи кружок, куда скажу»
Д/ упр. «Нарисуй дорожку»
Д/упр. «Нарисуй забор»
декабрь
«Цифра»;
«Многоугольники» Продолжать знакомить детей с цифрами; учить соотносить число и цифру; учить изготавливать образы цифр способом обрывания;
Познакомить детей с многоугольником; учить называть многоугольники по количеству углов, видеть в многоугольнике другие геометрические фигуры
Д/ упр. «Покажи сколько»
Игра «Магазин»
Д/и «Вставь пропущенное число»
«Цифры-самоделки»
Д/и «Путаница»;
Загадки о многоугольниках
Определение и называние многоугольника
Составление многоугольника из палочек
Составление многоугольника из геометрических фигур
блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера;
квадраты Никитина
январь
«Работа в тетради»;
«Логические задачи» Продолжать учить детей ориентироваться в тетради, выполнять простейшие задания;
Учить детей находить общий признак в предложенных предметах и дополнять логический ряд по данному признаку.
Д/упр. «Обведи клеточку»
«Нарисуй лучики у солнышка»
«Соедини точки»
Работа по образцу;
Д/и «Как расположены фигуры?»
Игра с обручем
Д/упр. «Закончи ряд»
Д/и «Четвертый лишний»
февраль
«Геометрические фигуры»;
«Ориентировка в пространстве» Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять изображение из геометрических фигур, видеть (отгадывать) недостающую фигуру;
Учить детей ориентироваться в пространстве относительно себя и других предметов: слева, справа, спереди, сзади; двигаться в заданном направлении
Загадки
Д/и «Узнай на ощупь»
Д/и «Найди похожий предмет»
«Девочки и мальчики»
Д/и «Починим коврик»;
Игра «Магазин»
Д/и «Угадай, кто где стоит»
Игра «Горячо – холодно»
Д/и «Найди, что спрятано»
блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера;
квадраты Никитина
март
«Измерение»;
«величина» Познакомить детей с разными способами измерения массы предметов: жидких, сыпучих, твердых;
Учить детей соотносить по величине 5-7 предметов, выкладывать предметы по мере увеличения или уменьшения размеров (высота, ширина, длина, правильно называть общий признак предмета
Игра «Магазин»
Д/упр. Напои кукол водой»
Д/упр. «Варим кашу»
Д/упр. «Что тяжелее?»
«Гирлянда»
«По порядку стройся!»
Д/упр. «Подбери пару»
Игра с обручем
апрель
«Работа в тетради»;
«Знакомимся со схемами» Продолжать учить детей ориентироваться в тетради, выполнять задания по образцу и под диктовку воспитателя;
Познакомить детей с различными видами схем; с некоторыми условными обозначениями; учить ориентироваться на схеме
Работа по образцу
Д/упр. «Делай, как я «
Работа под диктовку
Рассказ воспитателя о кладоискателях
Рассматривание схем
Знакомство с условными обозначениями
Д/и «Лабиринт»
май
«Дни недели»;
«Веселый счет» Закреплять с детьми название дней недели; учить называть дни по порядку; закреплять понятия вчера, сегодня, завтра;
Упражнять детей в счете в пределах 10 с помощью различных анализаторов; называть пропущенное число; закрепить порядковый счет
Рассказ воспитателя о днях недели
Называние дней недели по порядку
Д/упр. «Что сначала, что потом»
Д/и «По порядку стройся»
Загадки о днях недели
Д/упр. «Сосчитай на ощупь»
Д/и «Угадай, какое число загадала»
Д/упр. «Что пропустили?»
Д/упр. «По порядку рассчитайся»
Ресурсное обеспечение:
Нормативно – правовой ресурс
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г №273 ФЗ;
2. Конвенция о правах ребёнка от 2.09.1990г;
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 26 сентября 2013 г. № 30038;
4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013г № 1155;
6. Устав ДОУ
Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.
Научно-методический ресурс
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Примерная основная общеобразовательная программа, на основе которой разработана основная общеобразовательная программа ДОУ
Методические рекомендации: увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки, подвижные игры, игровые действия.
Материально – технический ресурс:
блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
Технологический ресурс:
• анкетирование;
• беседа;
• информационные стенды «Мои открытия»;
• теоретические и практические занятия;
• рисунки;
• схемы
Методическое обеспечение программы «Занимательная математика» :
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук.
2. Бурдина С. В. Серия «Умный малыш». Классификация
3. Гаврина С. Е. Рабочая тетрадь дошкольника. Серия «Мои первые тетрадки»
4. Гаврина С. Е. Тетрадь с заданиями для развития детей. Математика для малышей часть1.
5. Михайлова З. А. Математика – это интересно.
6. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа – М. : Мозайка-Синтез, 2014.
7. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. – М. : Мозайка -Синтез, 2014.
8. Петерсон Л. Г. Раз – ступенька, два – ступенька…
9. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников.