Светлана Кобозева -Салмина
Познавательное развитие. Картотека по программе «Первые шаги» (3)
▼ Скачать + Заказать документы
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие восприятия и мышления
Участники: один/много
1.3.6.1 «Найди зайчика»
Программные задачи :
- формирование наглядно – образного мышления,
- развитие активности словаря, внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: Зайчик
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Публикация «Познавательное развитие, Картотека по программе „Первые шаги“ (3)» размещена в разделах
Игра: «Найди зайчика»
Воспитатель предлагает малышам рассмотреть зайчика (мишку, куклу). Обращает внимание детей на длинные ушки, пушистые лапки зайчика, показывает, как он может прыгать и кувыркаться, говорит, что зайчик любит быстро бегать и прятаться. Все это важно для того, чтобы у детей сложился отчетливый образ предмета, который нужно будет искать.
Потом воспитатель просит детей отвернуться и закрыть глаза, а сам прячет зайчика: кладет его на видное место среди других игрушек или ставит на подоконник. Дети открывают глаза и ищут зайчика. Если они легко справятся с этой задачей, в следующий раз можно спрятать зайчика так, чтобы были видны только его ушки, или накрыть его платочком.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие восприятия и мышления
Участники: один/много
1.3.6.2 «Отгадай, кто спрятался»
Программные задачи :
- формирование наглядно – образного мышления,
- развитие активности словаря, внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: несколько игрушек
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Игра: «Отгадай, кто спрятался»
Воспитатель предлагает нескольким малышам поиграть. Он ставит на стол 3— 4 игрушки и говорит: «Посмотрите, какие игрушки стоят здесь. Запомните их. Теперь закройте глаза ладошками, а я спрячу одну игрушку. Раз, два, три. (Прячет игрушку.) Смотрите! Кто (что) спрятался?» Малыши отгадывают предмет. Воспитатель при необходимости помогает. Число игрушек можно постепенно увеличивать.
Более сложный вариант этой игры — когда детям предлагаются похожие игрушки, отличающиеся только некоторыми деталями (например, одинаковые куклы в разных платьицах, котята с бантикам или без бантиков, собачки разного цвета и т. п.).
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие восприятия и мышления
Участники: один/много
1.3.6.3 «Домик для разных игрушек»
Программные задачи :
- формирование наглядно – образного мышления,
- развитие активности словаря, внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: Для игры понадобятся наборы из нескольких предметов (кубики, мячики, куклы, машины и пр., различающиеся по величине, цвету, форме, а также коробки-домики с крышками (для каждой группы предметов).
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Игра: «Домики для игрушек»
Эта игра способствует развитию у детей умения классифицировать и обобщать предметы по разным признакам.
Воспитатель предлагает ребенку разложить предметы, ориентируясь на их признаки. Например, в одну коробку спрятать большие кубики (мячики, в другую — маленькие или в одну коробку положить красные кубики, а в другую — синие. Таким образом можно чередовать разные признаки (твердые — мягкие, деревянные — пластмассовые предметы).
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие познавательной активности
Участники: один/группа
1.2.1. 1 Игра: «Игрушки с сюрпризом»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «вложения», свойствами манипулирования, установление связи между действием и появлением новых впечатлений
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: звуковые игрушки, с механическими элементами, пульты, игрушки – головоломки, шкатулки музыкальные, открытки
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие познавательной активности
Участники: один/группа
1.2.1. 2 Игра: «Коробочки с секретом»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «вложения», свойствами манипулирования, установление связи между действием и появлением новых впечатлений
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: коробочки, спичечные коробки, шкатулки, пеналы, футляры (с застежками молния, пуговица, крючок, дискеты,
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
В непрозрачную коробочку или футляр воспитатель кладет маленкую игрушку, бусины и пр. Для того чтобы привлечь внимание малыша к этому предмету и вызвать желание открыть коробочку, взрослый трясет ее: «Слышишь, там что-то гремит? Попробуй открыть коробочку, посмотрим, что там внутри». Если ребенок после нескольких безуспешных попыток потеряет интерес к предмету или обратится за помощью, следует помочь ему наводящим вопросом («Может быть, нужно нажать на кнопочку?», «Как ты думаешь, может быть, коробочка откроется, если потянуть за петельку?») или советом. («Попробуй отодвинуть крючочек».) Взрослый не должен выполнять действие за малыша. В некоторых случаях воспитатель может показать правильное действие и предложить ребенку повторить его.
Когда ребенок откроет коробочку и достанет спрятанный предмет, нужно похвалить его, вместе рассмотреть находку. Если малыш захочет продолжить игру, можно предложить ему спрятать игрушку обратно и снова открыть коробочку.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие познавательной активности
Участники: один/группа
1.2.1. 3 Игра: «Тряпочные игрушки»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «вложения», свойствами манипулирования, установление связи между действием и появлением новых впечатлений, сенсорные свойства
- развитие мелкой моторики рук; познавательной активности, внимания
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: матерчатые шарики, мешочки (разных геометрических фигур, разные по фактуре, размеру и цвету наполненные различным материалом (крахмал, горох, песок, вата) внутрь можно вшить элементы звуковой направленности
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Раскрытие возможности для эксперементирования, сравнения, ощупывания, загадочности, сюрпризности, узнавания, знакомство с фигурами
Игра: «Игрушки из ткани»
Игрушки из ткани (куклы, мишки, зайчики, мячики разного размера, мешочки, подушечки разнообразной формы (треугольные, квадратные) и т. п.) можно изготовить самостоятельно. Для этого желательно использовать ткани, разные по цвету и фактуре. Игрушки можно наполнить горохом, фасолью, пуговицами, бусинками, манкой, гречкой, песком, поролоном, солью, крахмалом, бумагой, лоскутками. Внутрь можно положить звучащую игрушку — бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т. п. Такие игрушки открывают богатые возможности для экспериментирования детей. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разные формы, извлекать разнообразные звуки и пр. Воспитатель демонстрирует детям эти действия, предлагает каждому ребенку выполнить их, обращает внимание на различные свойства игрушек, называет их (твердый, мягкий, крупный, мелкий, звенит, шуршит и др.).
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие познавательной активности
Участники: один/группа
1.2.1. 4 Игра: «Погремушки и шумелки»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «звучания, отстукивание, игра на музыкальном инструменте», свойствами манипулирования, установление связи между действием и появлением новых впечатлений
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: пластиковые бутылки, киндер – яйца, различные металлические баночки, емкости с крышками (заполненные различным сыпучим материалом издающим звук при движении, манипулировании)
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие познавательной активности
Участники: один/группа
1.2.1. 5 Игра: «Волшебный мешочек»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «вложения», свойствами манипулирования, установление связи между действием и появлением новых впечатлений
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: мешочки разной фактуры, цвета имеющие элементы затягивания шнурком. Различные игрушки, которые на ощупь ребенок мог бы определить или угадать, описать
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Игра: «Волшебный мешочек»
Взрослый по очереди предлагает детям нащупать в мешочке какой-нибудь предмет и назвать его. Если ребенок не умеет говорить или не может назвать предмет, пусть он просто достанет игрушку из мешочка и рассмотрит ее. В этом случае воспитатель называет предмет и предлагает малышу повторить название. Если ребенок неправильно назвал предмет, взрослый говорит его правильное название, обращает внимание на особенности его формы и дает малышу подержать его в руках. Во время игры важно вызывать у детей любопытство: «Что же найдет Вова? Интересно, что он нам достанет?»
Впоследствии можно давать детям поручения, то есть просить их достать из мешочка определенный предмет: «Витя, достань нам, пожалуйста, куколку; а теперь чашечку» или: «Достань нам что-нибудь мягкое (твердое, круглое, маленькое и пр.)» и т. д. После выполнения поручения дети рассматривают и ощупывают предмет, определяют его свойства (мягкость, твердость и пр.). Содержимое мешочка можно менять, дополнять предметами, не-определенными на ощупь (кусочек поролона, бумага, палочка, каштан и т. д.). Следует учитывать, что маленьким детям бывает трудно удержаться от соблазна получить сразу все игрушки. В этом случае следует удовлетворить любопытство малышей, а затем снова повторить игру.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие познавательной активности
Участники: один/группа
1.2.1. 6 Игра: «Игрушки с магнитом»
Программные задачи :
- знакомить с действиями магнита, свойствами манипулирования, установление связи между действием и появлением новых впечатлений
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: На лист бумаги или на стул воспитатель кладет мелкие металлические предметы (монеты, скрепки, пуговицы) и незаметно для детей передвигает магнит, находящийся под листом бумаги или стулом.
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Игра: «Игры с магнитом»
Для создания проблемной ситуации можно организовывать игры с магнитом.
На лист бумаги или на стул воспитатель кладет мелкие металлические предметы (монеты, скрепки, пуговицы) и незаметно для детей передвигает магнит, находящийся под листом бумаги или стулом. Взрослый предлагает детям потрогать движущиеся предметы и старается вызвать у малышей интерес к наблюдаемому явлению. Через некоторое время он открывает секрет этого «фокуса» и предоставляет малышам возможность самостоятельно поэкспериментировать с магнитом.
Затем воспитатель предлагает детям приложить магнит к разным предметам и понаблюдать, какие из них будут притягиваться, а какие нет.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие познавательной активности
Участники: один/группа
1.2.1. 7 Игра: «Лупа»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «увеличение - уменьшение», свойствами манипулирования, установление связи между действием и появлением новых впечатлений
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: лупа, увеличительное стекло, очки, линзы, микроскоп, предметы для рассматривания
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Можно использовать аквариум с водой, провести опыт нагревание
Игра «Найди мелкий предмет»
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие познавательной активности
Участники: один/группа
1.2.1. 8 Игра: «Игрушка для наблюдения»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «увеличение - уменьшение», свойствами манипулирования, установление связи между действием и появлением новых впечатлений
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: механические – заводные игрушки со световым и звуковым эффектом
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа
1.1.3. 1 Игра: «Сочки и черпачки»
Программные задачи :
- знакомить с действиями, свойствами «тонет – не тонет», целями назначения;
- развитие активности словаря, мелкой моторики;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: тазик, вода, предметы, сухой бассейн, сочки черпачки
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Воспитатель организует игру – рыбалка. Дети при помощи сочков вылавливают предметы, складывают в ведерко, Воспитатель способствует общению, задает вопросы «Что поймал (выловил, Саша?», «Что хотела бы поймать, Света?»
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа
1.1.3. 2 Игра: «Удочки с магнитом»
Программные задачи :
- знакомить с действиями, свойствами «магнита и металла», целями назначения;
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: тазик, удочки с магнитом, предметы имеющие металл
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
В аквариум воспитатель опускает пластмассовых рыбок с металлическими вкладками и берет удочку с магнитом на конце лески. «Давайте попробуем поймать рыбок вот этой волшебной удочкой».
Воспитатель хвалит малышей за удачный «улов».
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа
1.1.3. 3 Игра: «Ловим на крючок»
Программные задачи :
- знакомить с действиями, свойствами крючка, целями назначения, безопасностью;
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: тазик, удочки с крючком, предметы
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Организуем игру «Рыбаки и рыбки», знакомим со свойствами крючка, его особенностями. Рассказать о мерах предосторожности с использованием крючка.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа
1.1.3. 4 Игра: «Щипцы и пинцеты»
Программные задачи :
- знакомить с действиями, свойствами щипцов, пинцетов, целями назначения, безопасностью;
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: мягкие игрушки, пинцеты, щипцы
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
«Выуживание», вытаскивание предметов при помощи захвата, защипа. Усложняя действия более мелкими предметами.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности
Участники: один/много
1.4.1.1 «Фигурные пирамидки»
Программные задачи :
- формирование наглядно – образного мышления,
- развитие активности словаря, внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: фигурные пирамидки
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Ребенку нужно не только произвести знакомые действия по нанизыванию на стержень, а действовать строго определенным, единственно верным для получения результата способом. Для этого ребенок должен представлять конечный результат, уметь сравнивать результат своих собственных действий с образцом (реальным и идеальным). Собрать по образцу
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности
Участники: один/много
1.4.1.2 «Разборные игрушки»
Программные задачи :
- формирование наглядно – образного мышления,
- развитие активности словаря, внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: сборные игрушки. ( Для конструирования по образцу подходят и разборные игрушки: пластмассовые машины, куклы со съемными деталями и др. Сама конструкция такой игрушки стимулирует ребенка воссоздать предмет из разрозненных деталей)
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Игра: «Разборные игрушки»
Воспитатель показывает ребенку игрушку в собранном виде, показывает, как она разбирается и собирается. Затем предлагает малышу поиграть с игрушкой, разобрать и собрать ее. Для того чтобы побудить ребенка к целенаправленным действиям, можно обыграть ситуацию, например: «Ой, у машинки сломалось колесо! Попробуй ее починить».
Работать по образцу
Игра «Почини машину», Игра «Собери по деталям куклу»
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности
Участники: один/много
1.4.2.1 «Домики из кубиков»
Программные задачи :
- формирование наглядно – образного мышления,
- развитие активности словаря, внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: кубики
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Игра: «Домики из кубиков»
Воспитатель предлагает детям построить домик для маленькой куколки, собачки, петушка. Он кладет на кубик треугольную призму (крышу) или дощечку на два поставленных рядом кубика. Затем просит детей самостоятельно построить домики для игрушек.
Самым маленьким детям следует предлагать простые конструкции (из 2—3 деталей). Со временем количество деталей можно увеличивать.
Постройки из кубиков можно использовать при разыгрывании небольших сюжетов.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности
Участники: один/много
1.4.2.2 «Гараж для машины»
Программные задачи :
- формирование наглядно – образного мышления,
- развитие активности словаря, внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: кубики, машины
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Игра: «Гараж для машины»
Воспитатель строит из кубиков гараж для маленькой машины, а ребенку предлагает построить такой же гараж, но для машины побольше. Выполняя эту задачу, ребенок учится соотносить размеры ма-шины с размерами постройки, подбирать подходящие детали, контролировать результат.
После того как ребенок построит гараж, воспитатель предлагает ему проверить, поместится ли в нем машина. Таким образом малыш сам сможет определить, достиг ли он нужного результата, правильно ли действовал.
В случае необходимости воспитатель помогает ребенку, предлагая сравнивать размеры машины с деталями постройки.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности
Участники: один/много
1.4.2.3 «Строим по картинкам»
Программные задачи :
- формирование наглядно – образного мышления,
- развитие активности словаря, внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: лего и образцы
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Воспитатель дает ребенку лист бумаги, на котором нарисован цветок, состоящий из кружка (сердцевина) и 5—8 овалов (лепестки, а также картонные детали, которые по форме и размеру соответствуют частям цветка.
Игра: «Собери цветочек»
В этой игре ребенок осваивает приемы плоскостного конструирования, которые позволяют создавать изображения (домик, цветочек, кораблик и др.) с помощью различных геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, треугольник, трапеция).
Взрослый предлагает малышу собрать цветок, накладывая сердцевину и лепестки на контур. Задачу можно усложнить, если окрасить лепестки в разные цвета. В этом случае ребенок будет подбирать лепестки, соответствующие по цвету лепесткам на образце.
По такому же принципу из прямоугольника и двух кружков можно составить тележку; из двух-трех треугольников — елочку; из нескольких кружков и трапеции — снеговика; из прямоугольника и треугольника — домик.
Когда ребенок освоит приемы плоскостного конструирования, можно предлагать ему самостоятельно составлять фигурки и целые ком-позиции из предложенных деталей.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности
Участники: один/много
1.4.2.4 «Картинки из кубиков»
Программные задачи :
- формирование наглядно – образного мышления,
- развитие активности словаря, внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: кубики с сюжетными или предметными картинками
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Игра: «Картинки из кубиков»
Для игры понадобятся наборы кубиков с предметными и сюжетными картинками. Сначала следует предлагать детям наборы из 4 кубиков, затем из 6 и более (в зависимости от возможностей малышей).
Воспитатель вместе с ребенком рассматривает образец картинки. Затем предлагает малышу собрать такую же картинку из кубиков. При необходимости взрослый помогает ребенку
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности
Участники: один/много
1.4.3.1 «Плоскостное конструирование»
Программные задачи :
- формирование наглядно – образного мышления,
- развитие активности словаря, внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: геометрические фигуры, плоскость
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Образец с предметным рисунком и детали геометрических фигур, выкладывание фигуры по образцу. Из 2-3 – х треугольников елочку