Тамара Сергеевна Парцевская
Познавательно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Земной шар на столе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Познакомить детей с историей появления и использования глобуса. Развивать логическое мышление, память, воображение, познавательный интерес путем экспериментирования. Обогащать словарный запас.
Предварительная работа: Изготовление моделей глобусов из папье-маше, ткани, пластилина.
Материал: глобус, настольная лампа, условный знак - флажок.
Ход ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, вы любите путешествовать?
Ответы детей:
А на чем можно путешествовать?
Ответы детей:
В какое время года лучше путешествовать?
Ответы детей:
Публикация «Познавательно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе „Земной шар на столе“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
А в дальние - дальние времена люди путешествовали мало. У них не было современного транспорта, а на ногах далеко не уйдешь, они не знали, куда им идти и ехать. Люди мало знали о планете Земля, на которой мы с вами живем. Но вот люди научились строить корабли: сначала небольшие, а потом корабли становились все больше, они могли отправляться в плавание по морям и океанам. Иногда приходилось плыть несколько дней и ночей. В те далекие времена мореплаватели ориентировались по звездам. Но звезды появляются только ночью и только при хорошей погоде.
И вот тогда люди придумали и сделали глобус. Глядя на глобус, мы можем очень многое узнать о нашей планете: какой формы наша Земля, много ли на нашей планете воды.
Глобус - это сильно уменьшенная модель Земли. На нем изображены только самые большие, самые важные объекты.
- В мире есть очень интересные глобусы. Самый большой в мире глобус был сделан
во Франции. Внутри этого глобуса могла бы уместиться вся наша группа вместе с нами.
Он очень тяжелый, весит столько же, сколько весит современный автобус. Самый старый
глобус, к сожалению, не сохранился. А его более молодого собрата люди могут увидеть в
музее. Ему около 500 лет. Громадный, он сделан из телячьей кожи, туго натянутой на
металлические «ребрышки». Один из интересных глобусов находится в Санкт-
Петербурге. Этот глобус одновременно и планетарием: на наружной поверхности
нанесена карта Земли, а на внутренней - звездное небо. Другой огромный глобус
находится в Москве, на площадке Московского планетария. Сейчас выпускают самые
разнообразные глобусы.
Ребята, если бы можно было совершить космическое путешествие, на какую планету вы бы полетели? Ответы детей:
- Почему? Как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на Земле? Как влияет? А Солнце когда-нибудь отдыхает? Что делает Солнышко ночью?
- Люди часто говорят про Солнце: «Солнце под гору скатилось, за лес, за села». Как вы думаете, Солнце движется?
Солнце никуда не движется, оно находится на одном месте, оно никогда не отдыхает. Солнце - вечный труженик, всегда светит, всегда греет. Наша Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрация глобуса, и по очереди подстраивает Солнцу то один бок, то другой.
- Давайте проведем ЭКСПЕРИМЕНТ, который показывает смену частей суток (утро,
день, вечер, ночь).
На стол ставится настольная лампа (это Солнце, рядом - глобус. На глобус крепится условный знак - флажок. Педагог включает лампу и потихоньку вращает глобус. При этом дети наблюдают, как перемещается условная метка (флажок, как меняется ее освещенность. Даются соответствующие названия (утро, день, вечер, ночь). В заключении педагог предлагает игровое упражнение «Когда это бывает?»
- В последующем мы с вами еще многое узнаем о нашей планете, и в этом нам поможет глобус. Он останется у нас в группе.
- А сейчас давайте возьмем наши модели глобусов, которые мы сделали сами и нанесем на него моря, горы, равнины, покажем место, где мы с вами живем.
Затем рассматриваем детские глобусы. Отмечаем, какие они интересные, красивые. И помещаем их на полочку с настоящим глобусом.