Галина Романова
Познавательно-экспериментальная деятельность на тему: «Предметы, которые нас окружают»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – экспериментальная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
на тему: «Предметы, которые нас окружают».
Цель: Подвести детей к пониманию, что предметы - это результат творческой деятельности человека, побуждать к определению названия предмета и времени его создания. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Ребята, сегодня мы будем говорить о предметах, которые нас окружают. Для этого предлагаю отгадать загадки:
Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот.
Любит робот чистоту и гудит как лайнер «Ту».
Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос).
Публикация «Познавательно-экспериментальная деятельность на тему: „Предметы, которые нас окружают“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ног нет, а хожу,
рта нет, а скажу,
когда спать, когда вставать,
когда работу начинать. (Часы).
Отгадай что за вещица,
острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она сеет, сеет семена.
Не на поле, не на грядке –
на листок твоей тетрадки. (Ручка).
После стирки на простынке он разгладит все морщинки,
только ты его не тронь –
он горячий как огонь. (Утюг).
Дом - стеклянный пузырёк,
а живёт в нём огонёк.
Днем он спит, а как проснётся,
ярким пламенем зажжётся. (Лампочка).
Все эти предметы облегчают жизнь человека.
В настоящее время в наших домах есть электричество, раньше люди пользовались свечами. (Демонстрация свечи)
Дети обращают внимание на форму свечи, ее цвет, величину, из какого материала делают свечи. Воспитатель зажигает свечу, комментируя свои действия, уточняя, можно ли детям самим брать спички.
Мы зажгли свечку, посмотрите на огонь. Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке (легком дуновении ветра). Он живой – иначе, зачем ему так трепетать? В нем таится могучая сила.
Пламя нашей свечи помнит о самом первом огне, у которого согрелись первые люди. Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами собой загорелись в лесу прелые листья. Тогда еще люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его в ямах с угольками. Какое горе приносил ливень, отнимающий огонь! Пламя нашей свечи помнит о первом огне, зажженном самим человеком. Тот огонь родился из палочек, трущихся друг о друга, или из искры, высеченной одним камнем из другого. Но все равно это было очень трудно – заставить кусочек дерева подарить огонь.
Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды, наполненные водой, через отшлифованные прозрачные кристаллы кварца и специальные зажигательные стекла.
А чем зажжена наша свеча? Спичкой. Они появились не так давно, чуть больше 150 лет назад, и были поначалу стеклянными, с головками из белого фарфора. Теперь спички делают из дерева. Огонь очень давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он, верно, служит в быту людям.
– Кто мне скажет, как используют огонь люди? (Дети отвечают)
Огонь стал таким привычным, обыкновенным. А раньше к нему относились по-другому. Люди видели, каким он бывает разным: то добрым другом и помощником, а то грозной стихией, уничтожающей всё на своем пути. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал ее. Его уважали и боялись, любили и почитали.
Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносить к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
Сейчас предлагаю поговорить о предметах и вещах, которые нас окружают.
Игра: «Да – нет». Вносится «черный ящик»
Дети определяют, что находится в чёрном ящике, описывают его свойства, качества, форму, что из этого материала научился делать человек.
1. Ткань (определяют степень сминаемости, пытаются разорвать, сравнивают степень усилия, опускают в емкость с водой, определяют скорость впитывания влаги).
Вывод: Зависимость использования материала от его свойств и качеств.
2.Металл (алюминий, сталь, медь). Вспоминаем основные общие свойства предметов из металла, определяем, особенности формы, структуру поверхности (путем ощупывания, температуру, рассматривают разные предметы, выделяя характерные признаки, например металлический блеск, магнетизм.
Что произойдет с предметами, если их опустить в воду (они утонут, если оставить на солнце или подержать в руках (нагреются, обладают теплопроводностью). Способы их использования в быту, это гвозди, иголки, ножницы, спицы, кастрюли, ложки.
3.Пластмасса - Дети рассматривают разные виды пластмасс, изделия из них. Обращают внимание на общие свойства (плотность, горение, непрозрачность, твердость).
У пластмассовых предметов глухой звук пластмасса такая легкая, не пропускает воду.
У вас на столе стоит емкость с водой. Возьмите пластмассовые пластинки в руки, согните их, опустите в воду и расскажите о результатах своих действий.
Пластинки легкие, не тонут, могут гнуться.
Способы использования пластмассы. Это - игрушки, прищепки, стаканчики, пуговицы. Пластмассовые детали есть в машинах, кораблях, самолетах, изготовлении мебели.
4. Дерево - легкий, теплый материал, из него получаются удобные и красивые предметы. Дерево не тонет в воде, поэтому из него делают лодки, плоты, корабли. Все предметы, изготовленные из дерева, надо беречь.
Дети повторяют свойства и характеристики дерева.
(Дерево удерживает тепло, горит, не прозрачное, тонет в воде).
Способы использования дерева: ложки, стаканчики, игрушки, карандаши, разделочные доски, сувениры. Столярный и плотницкий инструмент, деревянные музыкальные инструменты. Бумага, различная по плотности: картон, альбомный лист, калька или салфетка.
Молодцы, у вас была возможность поэкспериментировать, Я думаю, что вы все будете, бережно относится ко всему, что нас окружает. Потому что эти вещи и предметы, очень нужные и важные в жизни человека.