Шурупова Татьяна
Познавательно — экологический проект «Волшебный огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Ведущим средством формирования у ребёнка основ целостной, «экологической» картины окружающего мира является исследовательская познавательная деятельность. Сочетание различных приёмов и форм с элементами занимательной игры, исследования, труда, сравнения, описания позволяют педагогу развивать интегративные качества ребёнка, реализации идей освоения детьми образовательных областей «Здоровье», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация».
Публикация «Познавательно — экологический проект „Волшебный огород“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение ко всему живому в природе.
Главной целью опытно – исследовательской деятельности «Волшебный огород» является развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами, формирование основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.
Основными задачами мы выделили следующие:
1. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умение видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т. есть заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
2. Развитие устойчивого интереса детей к природе, её объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.
3. Развитие представлений о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость, вода, воздух, почва.)
4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями, желания наблюдать за жизнью растений, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов питания, приспособления.
Опытно – исследовательская деятельность «Волшебный огород» рассчитана на 8 месяцев работы. (с февраля по сентябрь месяцы). Начинается с посадок на окне, пикировании, рассаживании, высадке растений в грунт.
В работе участвуют дети младшей группы «Гуси – лебеди» и дети средней группы «Буратино».
Краткий литературный обзор.
В процессе работы используются: ролевые и имитационные экологические игры, систематические наблюдения за ростом растений, проведение экологических опытов, ситуаций эстетического восприятия природы, продуктивная и художественная деятельность.
Исследовательская деятельность организуется с учётом возраста дошкольников, что вызывает особый интерес у детей.
Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности.
Программа воспитания детей «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой по формированию элементарных экологических представлений предусматривает для детей 2 младшей группы знакомство с овощами, цветами. Мы даём представления детям о том, что для роста растений нужны земля, воздух и вода, формируем понятия о простейших взаимосвязях в природе (если растение не поливать, оно может засохнуть и т. п.). В средней группе мы расширяем представления детей о природе. Продолжаем знакомить с овощами, растениями, способами ухода за ними. Об условиях, необходимых для их роста. Рассказываем об охране растений.
Зелёный мир растений заинтересует ребёнка, если взрослые постепенно вовлекут его в наблюдения за их таинственным миром. Задача взрослых – помочь увидеть своеобразие и тайну их жизни, красоту цветов, ради которой их и выращивают в цветниках.
Приучая ребёнка к постепенным наблюдениям, воспитатель показывает, как можно из небольшой семечки вырастить тот или иной овощ или красивый цветок.
Наблюдая, ребёнок учится с ранних лет не только замечать, но и чувствовать. Распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его или нет, много полили или мало, водой холодной температуры или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, насколько жизнь растения зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы, а так же от правильного ухода.
Приобщаясь к уходу, выращиванию растений, ребёнок постепенно постигает тайну жизни и узнаёт новые формы её проявления, учится отличать здоровое, сильное, бурно растущее растение от слабого, хилого, требующего «лечения» или погибающего. Красота – признак здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчётливо. Растение с вытянувшимися стеблями и бледными, редкими листьями, не дающее новых побегов и цветов, нельзя назвать красивым.
Таким образом, наблюдая вместе с воспитателем за посадками, ребё нок учится определять степень его обеспеченности всеми необходимыми условиями жизни: где окраска растения бледная, а где насыщенная; где растёт нормально, а где тянется к свету; где регулярно появляются новые побеги и листья. Систематически наблюдая за посадками, ребёнок узнаёт, что внешние признаки: цвет, размер, форма – это прежде всего показатели степени благополучия растения, то есть его обеспеченности необходимыми условиями жизни.
Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая от пыли сначала вместе с взрослым, а затем и самостоятельно, дошкольник научится ухаживать за своими «зелёными друзьями». Следовательно, знакомя детей с посадкой овощей, цветов, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Методика и объект исследования
Как же должны поступать взрослые, чтобы с помощью посадок овощей, цветов решать различные задачи воспитания дошкольника?
Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением и их результатами. Ребёнка привлекают яркие образы и смена событий. Этими его особенностями и следует воспользоваться воспитателю: предложить детям самим вырастить на окне овощи и рассаду цветов для своей клумбы на участке, провести исследования с некоторыми из растений.
Дети средней группы «Буратино» выбрали для своего исследования следующие посадки: лук, редис, салат, помидоры. Эти растения растут быстро, «прямо на глазах». С луком проводились опыты следующего характера: лук посажен в землю, воду, лук без полива, лук без воздуха. В процессе исследования дети выяснили, что растениям необходимы для роста вода, воздух, земля. Лук без воды засыхает, без воздуха не растёт. Все наблюдения фиксировались детьми в календаре наблюдений.
Ребёнок обязательно участвует в непосредственной посадке лука, моркови, семян льна, цветов. Затем он так же непосредственно ухаживает за растениями. Сначала воспитатель показывает интересные действия с водой. Взрослый поливает, а ребёнок наблюдает. Воспитатель обращает внимание на то, как вода пропадает в земле. Предлагает потрогать землю до полива и после. В следующий раз ребёнок уже сам поливает растение, воспитатель помогает держать лейку и поливать, поясняя при этом: носик лейки нужно опускать низко, к самой земле; воды налить столько, чтобы она смочила всю землю. В конце поливки следует задать вопрос: а зачем мы поливали лук (морковь, салат и др.? Воспитатель не спешит помочь детям с ответом –пусть ребёнок подумает, выскажет свои предположения. Только после этого объясняет, что растения живые, они пьют воду и растут, скоро можно будет есть овощи. А цветы пересадить на клумбу.
Закончив поливку, следует наполнить лейки водой, вытереть капли и лужицы с подоконника. Воспитатель объясняет детям, что воду в лейки всегда следует наливать заранее: растения не любят холода, от тёплой воды они лучше растут. Таким образом у ребёнка постепенно формируются осмысленная наблюдательность и понимание значения действий взрослого, ухаживающего за растениями.
Ребёнок обязательно должен увидеть растение в период цветения. Цветущее растение всегда украшает группу (если оно зацвело на окне) или клумбу (на улице, создаёт хорошее настроение. Необходимо научить ребёнка видеть эту красоту. Воспитатель замечает бутоны ещё в зародышевом состоянии, но не спешит показывать их ребё нку: он ещё не может представить, что это – будущий цветок. А вот когда бутоны станут крупнее, незадолго до их распускания, детей подводят к растениям и предлагают им внимательно посмотреть – не появилось ли чего – нибудь необычного, нового, интересного. Если ребёнок ничего не заметит, показывают ему бутоны и объясняют, что скоро должен появиться цветок. Воспитатель не спешит рассказывать, каким он будет, а предлагает ребёнку почаще смотреть на растение, чтобы первому увидеть это. Таинственное ожидание увеличит интерес ребёнка к самостоятельным наблюдениям.
После появления первых всходов воспитатель поясняет детям, что одной воды недостаточно для растений, им нужны питательные вещества, их нужно подкармливать – тогда растения лучше растут.
Чтобы поддержать интерес ребёнка к растениям, воспитатель предлагает рассказать и показать родителям о своих впечатлениях. Общий интерес укрепит в ребёнке любознательность и наблюдательность.
Ребёнок должен быть обязательным участником ухода за растениями. Важно, чтобы ребё нок занимался этим регулярно и осваивал различные трудовые действия: от действий, производимых совместно с взрослым – к действиям самостоятельным; от примитивных трудовых операций –ко всё более усложняющимся; от разовых эпизодических поручений –к целенаправленным и систематическим делам, требующим регулярного участия, понимания смысла и своевременности своих действий.
Для того, чтобы труд был ребёнку в радость и поручения охотно исполнялись, воспитатель должен вести себя гибко, неназойливо, разнообразно. Следует помнить, что трудовая деятельность ещё не основная для дошкольника.
Ребёнок 3-4 лет трудится вместе со взрослым. При этом взрослый делает основную работу, а ребё нок выполняет лишь несложные действия: держит лейку, тряпку, приносит их, наполняет водой маленькую лейку. Сам поливает некоторые растения. Воспитатель периодически даёт ребё нку поручения: осмотри землю и реши, не пора ли поливать растения.
Наблюдая за растениями, проводя эксперименты, ребё нок обогащается новыми знаниями: растениям нужен свет, им нужна не только вода, но и воздух, надо рыхлить землю, их нужно пересаживать.
Наблюдения за ростом растений на «огороде на окне». А затем и на огороде и цветнике проводятся регулярно, например один раз в неделю. Недельный перерыв позволяет обнаружить очевидные изменения внешнего вида растения. Можно не только наблюдать изменения, но и зарисовывать их. Рисунки дают возможность сравнивать предыдущее состояние растения с настоящим и установить, что изменилось.
Исследования с луковицами помогли детям установить, что для растения нужны свет, вода и тепло.
После выращивания лука, редиса, салата всё было использовано в пищу, дети увидели результаты своих трудов.
Дошкольников очень увлекло выращивание растений из семян. Воспитатель вместе с детьми разложила на мокрой тряпке крупные семена фасоли, гороха, прикрыла их мокрой тканью. Дети постоянно следили, чтобы она не высыхала. Вскоре семена набухли, увеличились, у них появились отростки. Затем пророщенные семена пересадили в землю, и дети наблюдали. как постепенно появлялись ростки.
Для того, чтобы пробудить у детей младшей группы «Гуси – лебеди» интерес к выращиванию растений, воспитатели провели с детьми беседу «Природа просыпается», вместе с детьми рассмотрели лэпбук «Весна». (конспект беседы в приложении).
Рассматривание лэпбука.
Чтобы показать детям отличие семян друг от друга (семена бывают большими и маленькими, воспитателями были выбраны посадка лука, фасоли, ячменя и овса. 2 раза в неделю проводились наблюдения за ростом растений.
Наш лук подрос.
Для выполнения программных задач по ознакомлению детей с влиянием на рост растений воды, света, тепла с детьми младшей группы «Гуси – лебеди» проводилась опытно – исследовательская деятельность. Ребята проводили исследование с морковью.
Цель исследования: дать представление детям о произрастании моркови в различных условиях: с поливом и без полива. Показать появление ботвы у моркови, которую поливают.
Учить выполнять простейшие трудовые поручения: поливать морковь. Воспитывать наблюдательность, интерес к происходящему.
Исследование с морковью
Вывод: дети выяснили, что морковь, которую не поливали, не дала зелёных листьев (ботвы). Для роста растений необходима вода. Поливать растение нужно регулярно, периодически смотреть землю, не подсохла ли она.
Одновременно детьми проводилась исследовательская деятельность с календулой.
Цель исследования: выявить влияние света на рост семян, продолжать учить детей сеять семена цветов, ухаживать за посадками, формировать трудолюбие, бережное отношение к окружающей природе, желание самим вырастить цветок из семян.
Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы, приучать приводить в порядок используемое оборудование после окончания работы.
Вывод: та рассада, которая стояла на окне близко к свету, хорошо взошла. А календула, которая стояла далеко от света, вытянулась по направлению к свету, солнцу.
Очень интересен для детей был опыт с веточками смородины и тополя.
Цель исследования: дать знания детям о том, что для набухания почек нужна вода. Наблюдать с детьми за распусканием почек на веточках, а затем листьев. Сравнить почки и листья смородины и тополя.
Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе.
Опыт с веточками
Вывод: на веточках, которые поставлены в воду, набухли почки, затем развернулись листочки. На веточках берёзы, которые стояли без воды, почки даже не набухли. Для распускания листьев на ветках деревьев, роста растений, обязательно нужна вода.
Воспитанники группы «Гуси –лебеди» проводят многолетний опыт по выращиванию дуба из жёлудя.
Жёлудь был посажен в землю 05.09.2018г. В марте 2019 года росток составил 8 см.
Вывод: Дерево можно вырастить из семечки. Жёлудь – это семя дуба. Если ухаживать за семенем, то появится маленький росток, который будет постепенно расти. Весной кустик с корнем можно пересадить на улицу. Ухаживать за кустиком, поливать, рыхлить, то вырастет на участке большое
дерево.
.
В детском саду имеется огород, на котором дети выращивают овощи, на грядки высаживают помидоры, перец, сажают картошку, редис, морковь, свеклу. Рассаду цветов высаживают на клумбах на своём участке.
Перед началом работы на огороде можно прочитать ребё нку стихотворение: «Грядка» В. Глушко.
Я давно весну ждала,
У меня свои дела:
Мне участок в огороде
Нынче мама отвела.
Я возьму свою лопатку,
Я пойду вскопаю грядку.
Мягкой грядка быть должна –
Это любят семена.
Я на грядке терпеливо
Все комочки разобью,
Рыхлой, крепкой и красивой
Грядку сделаю свою.
Посажу на ней редиску
И морковку, а с боков
Будут кустики бобов.
Когда наступает время прополки, воспитатель объясняет детям, что на грядке вместе с посаженными огородными растениями растут разные дикие травы. Это – сорняки, они пьют воду из земли, и мешают расти овощам, цветам, поэтому их необходимо удалить. Первую прополку делает взрослый, а ребёнок наблюдает, так как маленькие всходы овощей и цветов ему трудно отличить от сорняков.
Результаты и выводы исследования.
По итогам исследования были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, на огороде, в цветнике.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережно относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, цветочную рассаду, рассаду томатов, перца, прорастим расточки у клубней картошки, кукурузу, семена подсолнуха и огурцов. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научаться наблюдать и делать первые выводы.
Выводы:
На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей младшего и среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.
Данная исследовательская деятельность подтвердила, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда дети проявят интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цикл наблюдений за ростом лука
На окне в зимнее время года. Исследование с луком.
Февраль
Лук, опущенный в баночку с водой – модель проращивания лука. Наблюдение проводится один раз в неделю в течение 4-6 недель. В промежутках специально наблюдение не ведётся, только поддерживается интерес детей.
Подготовить: 4 луковицы, 4 стаканчика, земля, колпачок
Наблюдение 1.
Цель: Определить с детьми условия, при которых лук будет расти на зелень. Уточнить представления о луке. Воспитывать желание у детей наблюдать за ростом растений на примере лука.
Воспитатель: Кто скажет, что это такое? Что можете сказать про эту луковицу? Какая она? Чем покрыта? Какого цвета? Какого она размера, формы?
Что надо сделать, чтобы луковица росла? (Посадить) Куда посадить? (В землю).
Кто знает, как по – другому можно вырастить лук, не сажая в землю?
(Можно посадить в воду)
Как надо сажать лук? Где, что у него вырастет?
Потрогайте все луковицы, какие они?
Давайте одну посадим в землю, другую в воду, третью накроим колпаком черным, четвёртую тоже в землю, но не будем поливать.
Какую воду мы нальём? (Горячую, холодную, тёплую)
Куда лучше поставить стаканчики с луком? (На окно) почему?
А что нужно для роста лука, кроме воды и света? (Тепло)
Есть ли тепло в нашей группе?
Давайте приклеим условные обозначения – на стаканчик, который мы не будем поливать –не приклеим голубой кружок. На один стаканчик – все кружки: голубой – вода, жёлтый - свет, красный –тепло.
Наблюдение 2.
(Через неделю)
Цель: учит детей замечать изменения в состоянии луковицы, отражать их в своей речи, связывать изменения лука с наличием условий для роста. Учить отражать наблюдения в календаре.
Воспитатель: Ребята, прошла неделя, давайте посмотрим, что же произошло с луком, изменился ли он?
Посмотрите на стаканчик с водой, что вы там видите? (Корни)
Где же корни у лука, который растёт в ящике? (В земле).
Какие корни, какого они цвета? На что похожи? Куда растут?
Почему лук пустил корни? (Он стал расти).
Давайте измерим меркой длину корней у лука.
Изменилась ли луковица во втором стаканчике, где мы её не поливали? Почему нет? Какой мы сделаем вывод? (без полива лук не растёт)
Что стало с водой в первом стаканчике? (Она уменьшилась, изменила цвет). Куда она делась? Света, долей воду. Какую воду будем доливать?
Потрогайте луковицы, какие они? Отличаются ли друг от друга? Почему?
Чем покрыты луковицы? Изменилась ли она?
Давайте посмотрим и сравним луковицу под колпаком.
Отгадайте загадку:
Скинули с Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать без горюшка.
О чём загадка?
Почему лук заставляет плакать?
Разрезать новую луковицу и дать понюхать.
Чем пахнет?
Почему слёзы на глазах? Послушайте загадку. «никого не огорчаю, а всех плакать заставляю»
Давайте зарисуем наши луковицы в альбоме.
Наблюдение 3.
Литература
Программа «От рождения до школы» Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика – Синтез, 2014.
«Любовь к природе» С. Н. Николаева – М. : Мозаика – Синтез, 2004.
«Циклы наблюдения за объектами природы»- Т. Н. Зенина, Москва, 2008