Елена Чуносова
Познавательно-творческий проект «Знакомство детей младшего возраста с романовской игрушкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 15 г. Липецка
Познавательно-творческий проект
«Знакомство детей младшего возраста
Публикация «Познавательно-творческий проект „Знакомство детей младшего возраста с романовской игрушкой“» размещена в разделах
Авторы проекта :
Чуносова Е. В.
Косенкова Т. Ю.
Липецк
2024г.
Тип проекта : познавательно-творческий
Возраст детей : 2-3 года
Срок реализации проекта : 1 день
Участники проекта : педагоги: Чуносова Елена Васильевна, Косенкова Татьяна дети первой младшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Цель проекта : познакомить детей с народным промыслом родного края – романовской игрушкой; развивать у детей познавательный интерес к народным промыслам Липецкого края; воспитывать любовь к родному краю, городу.
Задачи проекта :
• Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщить их к родной культуре.
• Познакомить с историей возникновения романовской игрушки, с технологией её изготовления и росписи.
• Развивать познавательную активность детей, художественный вкус.
• Совершенствовать художественно-творческие способности у детей.
• Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям своего края, города, к работе народных мастеров.
• Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, вызвать желание создавать эстетические изделия своими руками.
Проблема: недостаточные представления у детей о народной игрушке (романовской, народных промыслах родного края.
Актуальность проблемы:
Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль народного декоративно-прикладного искусства переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.
Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно- эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение школьников к традиционному искусству.
Всем известно, во что играют наши современные дети – в игрушки иностранного производства. Выбор детей можно понять. Когда постоянно по телевидению рекламируют, например, кукол, которые могут летать или роботов-трансформеров, конечно каждому ребенку захочется такую игрушку, тем более что такая игрушка есть у других детей. Дети идут в магазины и видят эти игрушки, а родители им покупают. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. А это немаловажно. Через знакомство с народно-прикладным искусством происходит ознакомление с историей, культурой своего народа.
Если рассказать ребенку, во что играли наши бабушки и дедушки, из чего мастерили игрушки, мы незаметно пробудим познавательный интерес у ребенка и, таким образом, приобщим к традициям, к культуре наших предков, воспитаем в детях нравственно-патриотические чувства – уважение, гордость к народным промыслам Липецкого края.
Предполагаемый результат:
• Повышение уровня знаний у детей о народных промыслах родного края, свойствах глины.
• Умение узнавать романовскую игрушку среди других народных игрушек.
• Воспитание бережного отношения к своим игрушкам.
Участие родителей в проектной деятельности :
• Участие в подборе информации (иллюстраций, книг) по теме проекта, познавательного материала, беседах, наблюдениях.
• Консультация для родителей «Народная игрушка», «Как приобщить ребенка к народной культуре»
• Предложить родителям посетить вместе с детьми музей романовской игрушки в «Областном центре романовской игрушки»
• Привлечь родителей к оформлению книжки-малышки на основе детских работ.
Продукт проектной деятельности :
• Создание книжки-малышки «Игрушки-романушки» на основе детских работ.
• Выставка детских работ «Романовская барыня»
• Сообщение на педсовете о результате проектной деятельности.
• Повышение активности родителей в делах группы.
План реализации проекта
Подготовительный этап (информационно-накопительный)
1. Подборка материалов о романовской игрушке, её мастерах.
2. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
3. Создание развивающей среды для продуктивной и творческой деятельности детей.
Деятельный этап:
1. Совместная деятельность. Познание.
ТЕМА: «Знакомство с романовской игрушкой» (беседа о романовской игрушке, её мастерах, истории).
2. Совместная деятельность. «Что нам игрушка расскажет о себе (знакомство со свойствами глины, её разнообразием).
Цель: сформировать у детей обобщенное представление о свойствах глины, её разнообразии, применении и способах создания из неё игрушек, посуды.
Опыты – эксперименты:
• Тонет, не тонет, плавает.
• Мнется, лепится, ломается, бьётся.
Дидактические игры:
«Чудесный мешочек» (находить глиняные игрушки наощупь).
«Угадай, какой игрушки не стало» (внимание, зрительная память).
«Узнай по описанию» (найти игрушку, которую описали).
«Четвертый лишний» (находить изделия, игрушки из глины).
3. Художественно-эстетическое развитие. Совместная деятельность.
1) Рельефная лепка: «Конь».
Цель Дидактические игры:
«Чудесный мешочек» (находить глиняные игрушки наощупь).
«Угадай, какой игрушки не стало» (внимание, зрительная память).
«Узнай по описанию» (найти игрушку, которую описали).
«Четвертый лишний» (находить изделия, игрушки из глины).
: Научить детей создавать простейшую романовскую игрушку. Закрепить приемы рельефной лепки. Вызвать интерес к изображению романовского коня.
2) Рисование: «Роспись романовской барыни»
Цель: формирование умения рисовать элементы романовской росписи; закрепление знаний цветового колорита.
3) Рассматривание иллюстраций, сравнение романовской игрушки с филимоновской.
4) Оформление книжки-малышки о романовской игрушке на основе детских работ.
5) Чтение и заучивание потешек: «Наши уточки с утра», «Когда солнышко взойдет», Бабушка Ульяна», «Николенька-гусачок». Исполнение под музыкальное сопровождение.
4. Организация предметно-развивающей среды (Выставка «Романовская игрушка» на 3 этаже ДОУ, подбор детской художественной литературы).
5. Рассматривание наглядно-демонстрационного материала.
Заключительный этап:
1. Консультация для родителей «Влияние народных игрушек (промыслов) на воспитание детей дошкольного возраста».
2. Помощь воспитанникам подготовительных групп в оформление выставки.
3. Предложение родителям посетить с детьми Центр романовской игрушки (с. Троицкое Липецкого района).
4. Презентация проекта «Знакомство детей младшего возраста с романовской игрушкой» на педсовете и на сайте ДОУ.
Необходимые условия реализации проекта :
- интерес детей и родителей
- методические разработки
- совместная работа с музыкальным руководителем.
Формы и методы работы с детьми:
-наблюдение, экскурсия
-беседа
- ознакомление с художественной литературой
-выставка детских работ
-игры: дидактические, настольные
-просмотр презентации.
Материально-технические ресурсы:
- подбор произведений устного народного творчества
- подбор наглядного материала (иллюстрации, изделия мастеров Липецкого края, фотографии)
- дидактические игры
- выставка рисунков, детских работ
Литература:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской - народной культуры”.
2. И. А. Колобкова “Романовская глиняная игрушка” “ГРИ” 1995г.
3. А. Грумкин “Липецкая народная игрушка” ж. Д/в 1971 -2
4. https://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=22 Земляки. Дорога домой. Народные промыслы. Романовская игрушка.
5. https://lib48.ru/kray/kultura/romanovskaya-igrushka ЛОУНБ. Краеведение. Романовская игрушка.
6.https://onkn48.ru/records/tekhniki-i-tekhnologii/tekhnologiya-izgotovleniya-romanovskoy-igrushki/ Технология изготовления романовской глиняной игрушки.