Евгения Шарапова
Познавательно-творческий проект «Маленькие обитатели нашей природы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Маленькие обитатели нашей природы»
Тип проекта : познавательно – творческий
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Маленькие обитатели нашей природы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность темы: Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
Цель проекта : Формирование у детей представлений о многообразии насекомых.
Задачи:
- расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
- формировать познавательный интерес к насекомым;
- развивать речь детей, активизировать словарный запас;
- воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.
Участие родителей в реализации проекта : беседы, совместное с детьми разучивание стихотворений о насекомых, наблюдение.
План реализации проекта :
1. Беседы «Насекомые – кто они такие?», «Пчелы - самые близкие друзья человека». 2. Конспект НОД по познанию «Эти удивительные насекомые».
3. Чтение: К. Чуковский «Муха – Цокотуха»; И. Соколов-Микитов «Кузнечик», «Пауки», «Рой»; Д. Эйза «Пчелы», В. Драгунский «Он живой и светится», В. Сухомлинский «Пусть будет соловей и жук».
4. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» (лепка).
5. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Бабочки летают над лугом» (рисование).
6. Пальчиковые игры: «С кем дружит цветок», «Насекомые», «Паучок».
7. Физкультминутки «Трудолюбивая пчелка», «Жук», «Бабочка», «Стрекоза».
8. Подвижные игры «Паучок», «Пчелы», «Ловля бабочек», «Медведь и пчелы», «Поймай комара».
9. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Сложи картинку», «Тихий – громкий», «Кто, что умеет делать», «На полянке».
10. Сюжетно – ролевая игра «Прогулка на луг».
11. Загадки.
12. Составление описательных рассказов по картинкам.
13. Консультации для родителей: «Расскажите детям о насекомых», «Укусы насекомых».
Предполагаемый результат: У детей сформируется устойчивый интерес к наблюдениям в природе. Они понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе. У детей появится стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.
Стратегия осуществления проектной деятельности : Данный проект осуществляется в рамках старшей группы, в совместной деятельности педагога, детей.
Продукт проектной деятельности : Совместное творчество, игры, рекомендации для родителей.
Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «Насекомые луга».
Конспект НОД по познанию «Эти удивительные насекомые».
Цель: Обогащение знаний детей о разнообразном мире насекомых.
Задачи:
- закрепить знания о разнообразном мире насекомых;
- развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
- воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, сядьте красиво, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и послушайте стихотворение.
На лугу трещит кузнечик,
В небе бабочка парит,
На цветке мохнатый, громкий,
Полосатый шмель жужжит.
Насекомые летают,
Скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу так же принося!
Воспитатель: Скажите, о ком это стихотворение? (Ответы детей)
- Да, правильно о насекомых. А для чего нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц).
- А в какое время года мы можем увидеть их в природе? (Весной, летом и осенью).
- Окружающий мир интересен своим многообразием. Ежедневно, он предоставляет человеку миллионы загадок и одна из них
— насекомые. Они играют глобальную роль в формировании и разрыхлении почвы, опылении цветов, являются пищей для птиц.
Насекомые вынуждены приспосабливаться и защищать себя. Они используют активное отпугивание, сходство и сливание с окружающей обстановкой. Пчелы, осы, скорпионы активно обороняются с помощью жала. Бабочка «Павлиний глаз» пугает всех пятнами на крыльях. Божьи коровки отпугивают окраской. По образу жизни насекомые тоже отличаются разнообразием: могут жить общественной группой (муравьи, термиты, могут поодиночке (многие бабочки, жуки). Интересно, что насекомые в общественной группе различаются и внешне и по выполняемой работе (труженики, охранники, матка).
Подвижная игра «Паучок». Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Паучок, паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Воспитатель: Насекомые населили всю планету. Они живут в Антарктиде (комар-звонец) при экстремально низких температурах, некоторые особи могут выживать при температуре +60 в горячих источниках (комар-звонец из Нигерии). Забираются насекомые и высоко в горы. Разновидность бабочки Красный Аполлон обитает в районе Эвереста на высоте около 6000 км над уровнем моря. Насекомые приспособились к условиям жизни и местам проживания. Они изменились, подстроились под условия среды.
В природе насекомые выполняют много положительных функций:
1. Опыляют растения - пчелы, бабочки.
2. Участвуют в почвообразовании - термиты и муравьи, которые устраивают целые лабиринты под землей, разрыхляя почву.
3. Круговорот веществ - важное звено пищевой цепочки, их едят птицы, животные, рыбы, а они поглощают других насекомых.
4. Некоторые виды насекомых — вредителями для природы : саранча уничтожает огромные площади урожая, клопы являются эктопаразитами животных и человека.
Хозяйственное значение насекомых для человека сложно переоценить. Они могут быть надоедливыми вредителями, поедая сельскохозяйственные растения: гусеницы, колорадский жук, тля.
Другие насекомые опыляют большинство культурных растений и деревьев, способствуя хорошей урожайности.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» (лепка).
Задачи:
- учить лепить по выбору луговые растения и насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски;
- формировать коммуникативные навыки;
- развивать наблюдательность; - воспитывать интерес к живой природе.
Ход НОД:
Воспитатель: Весна радует первыми ласковыми солнечными лучами, зеленой травкой и цветением деревьев, цветов. А еще в это время просыпаются после продолжительного сна разные насекомые, наполняющие воздух вокруг жужжанием, стрекотом и яркими красками. Как только в марте начинает теплеть, у воды можно заметить самых ранних насекомых – веснянок. Немного позже, с таянием снега, просыпаются и одни из главных тружеников леса – муравьи. Как только снег сходит с муравейника, эти насекомые выбираются на его поверхность, чтобы погреться на солнышке. Сразу же после таяния снега, при условии отсутствия морозов, просыпаются первые бабочки. Яркая и пестрая крапивница первой взлетает в воздух. Ее можно узнать по кирпично-красным крыльям, вдоль которых спереди есть желтые и черные пятна, а по бокам – голубые треугольнички. А спустя неделю после крапивницы просыпаются лимонницы. Их самки отличаются бледным желто-зеленым окрасом, а самцы – ярко-желтым. Остальные бабочки появляются гораздо позже. С таянием снега становятся активными и такие насекомые-паразиты, как клещи. Вот почему опасаться их нужно не только при наличии зеленой травы. После посещения леса или даже городского парка необходимо тщательно осматривать одежду и тело на их наличие. Ранней весной в воздухе можно услышать характерное жужжание – это на поиски первых цветов отправились крупные шмели. Среди тех, кто долго просыпается весной, - божьи коровки. Эти маленькие яркие насекомые появляются к середине апреля и тут же принимаются за работу - защищают растения от тли. В мае воздух наполняется вредными мошками и комарами, которые доставляют немало хлопот, как людям, так и животным. А еще в конце весны просыпаются майские жуки – крупные насекомые черно-коричневого цвета с характерной щетинкой усов.
- А вы, ребята, каких насекомых видели на лугу? (Ответы детей)
- Какие цветы, вам встретились на лугу? (Ответы детей)
Хороводная игра «Пчёлы».
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы : Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт,
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие,
За леса зелёные,
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.
Воспитатель: Дети посмотрите на иллюстрации с изображением весеннего луга, как красиво. Я предлагаю Вам создать свой красивый, зеленый с яркими цветами и разными насекомыми луг. Давайте с вами рассмотрим изображение луговых растений. Обратите внимание на особенности строения и окраски лепестков, листьев, стебля. Рассмотрите насекомых их строение тела, окрас.
Пальчиковая гимнастика «С кем дружит цветок».
(для этой игры руки нужно сложить «цветочком» : соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки)
Цветочек дружит с бабочкой,
( большие пальцы переплетите в замок: ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчелами,
(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком,
(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками веселыми.
(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя).
Показ приемов работы.
Дети выполняют работу. Воспитатель контролирует, просматривает, оказывает индивидуальную помощь детям.
Воспитатель: О чём мы сегодня говорили? Что лепили? (Ответы детей)
Ребята, сегодня вы все постарались, и у нас получился по – настоящему луг с насекомыми. И никогда не забывайте, что нельзя обижать насекомых. Природу надо беречь!