наталья винокурова
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
«Гордиться славою предков
не только можно, но и должно»
А. С. Пушкин
Актуальность проекта
Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно без формирования духовных и общечеловеческих ценностей, без восполнения недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания, без формирования основ базовой культуры личности, без приобщения ребенка к культуре своего народа, без обращения к отеческому наследию, к истории своих предков.
Публикация «Познавательно-творческий проект в старшей группе „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед детьми на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заставляет их с интересом, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и сделать для себя много открытий.
Ребята становятся соучастниками тех давних событий, проживают, переживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываются основы патриотизма.
Патриотические чувства, правильно и вовремя сформированные, способны повлиять на мотивацию дальнейших поступков ребенка уже во взрослой жизни, такой человек не будет называться «Иваном, не помнящем родства», человеком «без рода, без племени» и будущее России наверняка будет в надёжных руках.
Вследствие этого была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации.
Цель проекта: развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.
Задачи проекта:
1. Формировать представление о русском воине - богатыре как о защитнике Отечества.
2. Познакомить детей с доспехами, военным снаряжением русского воина – богатыря.
3. Способствовать пониманию детьми образа русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу.
4. Познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри», дать первоначальные представления об особенностях былинного жанра.
5. Познакомить с богатырской темой в музыке.
6. Расширять словарный запас детей: воины – богатыри, застава, Родина – Отечество.
7. Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, способствовать воспитанию любви к Родине – России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.
По основной деятельности: исследовательский.
По времени: краткосрочный.
По характеру контактов: коллективный, в рамках ДОУ.
Участники проекта:
• Дети старшей группы (5-6лет)
• Воспитатели
• Родители воспитанников
• Музыкальный руководитель (разучивание песен, музыкальное сопровождение, постановка танца)
• Инструктор по физической культуре
Предполагаемый результат:
• проявление интереса к истории родного Отечества.
• воспитание у детей любви к Родине.
• воспитание высоких нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость
Продукт проектной деятельности:
Выставка детско- родительских работ по теме проекта (рисунки, стенгазета ко дню защитника Отечества, подарки для пап).
Праздник, посвящённый дню защитника Отечества. Спортивное развлечение.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационно - подготовительный
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно – методического обеспечения.
Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
Постановка цели и задач.
Подбор и изучение дополнительной методической литературы, разработка содержания проекта.
Подбор художественной литературы для детей.
Привлечение внимания родителей к данной проектной деятельности.
Разработка и изготовление дидактического материала по данной тематике.
Разработка организованной образовательной деятельности по данной тематике.
2 этап – практический
Цель: реализация проблемы формирования целостного представления детей о русских богатырях – защитниках Отечества.
Деятельность по осуществлению проекта «Богатыри земли русской»
Образовательная область Формы организации
образовательной деятельности
Познавательное развитие
Беседы: «Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырём?», «Подвиги русских богатырей.»
Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей.
Презентация «Богатыри Руси».
Викторина «Богатырская».
Речевое развитие
Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря».
Составление рассказов по картине В. М. Васнецова «Три богатыря».
Знакомство с пословицами и поговорками о силе, мужестве, отваге, о Родине и её защитниках.
Чтение отрывков из былин о русских богатырях: «Застава богатырская», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник»; «Добрыня и змей».
Физкультминутка «Богатырь».
Художественно – эстетическое развитие
Рисование: «Богатыри земли русской»; «Змей Горыныч»;раскраски по теме.
Изготовление подарков для пап (аппликация).
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевые игры: «Три богатыря»;«Богатыри охраняют русскую землю».
Дидактические игры: «Назови и объясни»; «Что нужно богатырю»;
«Собери богатыря в дорогу»;
«Подбери слова»; «Да - нет».
Музыкальное развитие
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений Римского-Корсакова, Бородина, Глинки; разучивание танца в сопровождении песни А. Пахмутовой «Богатырская сила».
Физическое развитие
Досуговая деятельность
Подвижные игры:
«Поймай хвост» (ловишки с ленточками);
«Выручай!; «Чья дружина быстрее соберется?»; «Стрелок»; «Не попадись».
Праздник, посвящённый дню защитника Отечества. Спортивное развлечение.
3 этап – заключительный (подведение итогов, результаты продуктивной]деятельности в процессе реализации проекта).
Выставка детских работ по теме проекта.
Викторина.
Участие в празднике,посвящённом дню защитника Отечества.
Работа с родителями
Просмотр кинофильмов о богатырях в кругу семьи :«Илья Муромец», «Добрыня Никитич», «Финист — ясный сокол».
Просмотр мультфильмов дома: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Подготовка костюмов и атрибутов для праздника.
Папка-передвижка «День защитника Отечества.
Консультация «Роль чтения былин в воспитании детей».
Конкурс детско – родительского творчества «Богатыри земли русской» - конкурс рисунков.
Праздник, посвящённый дню защитника Отечества. Спортивное развлечение.
Результат
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности. Работа была направлена на воспитание патриотических чувств и поддержание интереса к прошлому земли Российской.
В ходе реализации проекта у детей был эмоциональный отклик на участие во всех мероприятиях проекта: просмотр презентации, мультфильмов, прослушивании музыкальных произведений, чтение художественной литературы.
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении полученных ранее и вновь приобретенных знаний о былинных богатырях. Повысить интерес детей и родителей к героическому прошлому русского народа. Каждый из участников проекта внес свой вклад в подготовку и проведению праздничного развлечения.
В ходе реализации проекта была создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Приложение 1
Беседы с детьми по теме «Богатыри земли русской»
Беседа «Как жили славяне»
- Здравствуйте, славные наши гостьюшки, разлюбезные милые детушки. Расскажем мы вам о Святой Руси, о далеких временах нам неведомых.
И помогут нам в этом, добры молодцы, да красны девицы.
Воспитатель: «Откуда же пошла русская земля?
- На прекрасной великой равнине, где реки нивы, леса и долины волшебным ковром разлились, жили наши предки славяне. А земля, на которой жили славяне стала называться Русью И вот, сегодня мы будем говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках. Кто же такие предки? Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас. - А для вас кто предки? Кого мы можем назвать? Дети: - Это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки.
Воспитатель:
- Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живём, находились равнины, реки, горы, непроходимые леса, полные зверей и птиц. Жить в таких условиях могли очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне. (Показ иллюстраций.) Это слово напоминает слова: слава, славный.
Воспитатель:
- Да, славяне – это славный, хороший, добрый, красивый народ.
- Как выглядели?
-Из летописей и старинных книг известно, что славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили длинные рубашки с пояском. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны из льняного холста. В холода надевали на голову шапки из войлока (сваленной шерсти) или меха, на ногах лапти.
- В каждом поселке жило несколько семей. Дома древних славян были небольшие, углублены в землю (полуземлянки). Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Крышу дома покрывали соломой. Каменная печь в углу обогревала дом, на ней готовили еду. В доме находились стол и лавки. Постель была из соломы, покрытая звериными шкурами. Несколько поселков составляли древнеславянскую общину.
Воспитатель:
- Славяне были умелыми мастерами, они изготовляли большое количество различных инструментов. Которые облегчали и ускоряли их труд, а также и улучшали их жизнь. Постепенно на Руси стали появляться первые ремесленники.
- Каким ремеслом занимались наши предки славяне?
- Славяне литейщики лили металл. Кузнецы ковали из него кольчуги, мечи, серпы. Ювелиры, мастера золотых и серебряных дел, изготавливали ювелирные украшения: серьги, кольца, браслеты. Гончары делали из глины посуду.
Игра «Отгадай-ка»
- Попробуйте отгадать по моим действиям, чем занимались славяне и повторяйте за мной: «доят корову, кормят птиц, варят еду, воспитывают детей, шьют одежду, Стреляют из лука, рубят деревья»
Воспитатель:
- А вот какими чертами характера обладали славяне? (сообразительность, гостеприимство, свободолюбие, смелость, сила, терпеливость, щедрость).
Воспитатель:
- Наши предки-славяне были дружелюбными, но на них часто нападали враги, опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен, а жители оборонялись. Когда нужно было защитить свои земли и родных, славяне становились отважными воинами и не жалели жизни. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Жителей становилось всё больше и больше и люди стали строить свои дома за стенами крепости. Русь росла, но враги становились опаснее и сильнее и тогда, чтобы дать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так образовалась Русь. Родную землю и свой народ надо было защищать. Назывались защитники земли русской – богатырями.
- Славяне много сочинили о героизме своих защитниках богатырях: Илье Муромце, Лёше Поповиче и др.
Воспитатель:
- Славяне земледельцы, гончары, кузнецы, воины – богатыри.
Воспитатель:
- Жизнь славян невозможно себе представить без ярмарки – веселого базара, куда съезжались люди из разных городов и деревень.
Народ приходил на ярмарку, чтобы продать свои товары показать или что-то купить. Но ещё это был веселый праздник с песнями и плясками. И по сей день ярмарки славятся своими народными умельцами, промыслами, весельем и задором.
Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках, об их верованиях, добрых и злых божествах. Узнали, какими качествами они обладали. Славяне жили в непростых природных условиях, окруженные врагами, но они проявили силу, упорство, трудолюбие, они любили и защищали свою родную землю. Такими предками можно только гордиться, и уважать память о них.
Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
На доску выставляется репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Педагог.
- Может, кто-то знает, как она называется?
Ответы детей.
Педагог.
- Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?
Ответы детей.
Педагог.
- Да, это картина художника В. Васнецова «Богатыри».
Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.
Педагог.
- Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?
Дети.
-Русские богатыри.
Педагог.
- Кто назовет их имена?
Дети.
- Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.
Рассказ педагога по картине: (тихо звучит симфония «Богатырская» А. П. Бородина)
- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукавая усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
Беседа «Одежда богатырей»
- Славяне были людьми крепкого телосложения, сильными, могли долго переносить жару, холод и голод. Они отличались храбростью в бою, никогда не сдавались без боя.
- Как одевались богатыри? (На тело надета кольчуга–железная рубашка.)
- Зачем кольчуга нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.) Что надето на головы богатырей? (Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов).
- Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой.)
Беседа «Былинные богатыри - славные защитники родной земли»
Воспитатель:
- Славна богатырями земля русская», - гласит народная мудрость. А кто же такие богатыри?
- Как о нем можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?
Словом – это герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.
Стихотворением – дети расскажите стихотворение, которое мы с вами учили о богатырях.
Дети рассказывают стихотворение:
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
Дети рассказывают о знакомых им богатырях и их подвигах с показом иллюстраций из былин.
Игра «Топают ножки, хлопают ладошки – качества богатырей»
Воспитатель:
- Много богатырей на Руси. Невозможно сразу обо всех рассказать. Но всех их объединяют общие качества. Какие? (Ответы детей: сила, воля, смелость, ловкость, выносливость, мужество, стойкость). Молодцы! Именно такими были богатыри! Богатыри разные, но человеческие качества у них похожи.
- Давайте поиграем: я буду перечислять разные качества, и если они подходят к богатырям, вы хлопаете в ладоши. А если, по вашему мнению. Это качество не подходит – топаете ногами: храбрый, трусливый, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый, выносливый, смелый, ловкий.
Приложение 2
Физкультминутки
Богатырь
Богатырь – вот он каков: (Дети стоят в кругу)
Он силен, он здоров, (Показываю силача)
Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (Показывают)
Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)
Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (Руки на пояс)
Богатыри
Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (руки согнуты в локтях, показываю силу)
Мы ладонь к глазам приставим, (правую руку подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё, через левое плечо.
Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)
Мы теперь богатыри!
Богатырский конь
Конь меня в дорогу ждёт (Руки за спиной сцеплены в замок,
Бьет копытом у ворот (ритмично по очереди поднимаем
На ветру играет гривой согнутые в колене ноги)
Пышной, сказочно красивой
Быстро на седло вскочу
Не поеду – полечу (покачиваем головой,
Цок, цок, цок, цок (подскакиваем на месте,
Цок, цок, цок, цок
Там за дальнею рекой (руки полусогнуты в локтях)
Помашу тебе рукой (перед собой, машем рукой)
Молодцы-удальцы
Мы устали, засиделись (выполнять движения в соответствии с текстом)
Нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Приседать не торопись.
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
У нас в группе – молодцы!
Как один все – удальцы!
Приложение 3
Подвижные игры
«Чья дружина быстрее соберется?»
Играющие делятся на несколько групп с одинаковым числом детей. Каждая группа выбирает ведущего и становится за ним в колонну. По сигналу воспитателя все играющие начинают ходить, по площадке в разных направлениях, меняя движения в зависимости от задаваемого воспитателем темпа и ритма. По сигналу «дружина стройся» водящие останавливаются на том месте, где их застал сигнал, и быстро собираются за водящим в колонны, равняются и стоят по стойке «смирно». Воспитатель отмечает, какая дружина собралось первой.
«Выручай!»
Дети стоят в кругу лицом в центре. Два ребёнка, выбранных заранее, выходят из круга и бегут: один ребенок убегает, другой - догоняет. Ребенок, который убегает, может спастись, встав сзади у кого-нибудь из детей, которые стоят в кругу, и сказать: «Выручай!» Тот ребенок, к которому обратились, должен убегать из круга и тоже встать сзади другого. Если ребёнок не успеет встать, её поймают. При повторении игры выбирают следующую пару детей.
«Не попадись»
На полу чертят круг (или выкладывают из шнура). Все играющие становятся за кругом на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится в круг в любом месте. Дети прыгают в круг и из круга. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся в кругу. Ребенок, до которого водящий дотронулся, отходит в сторону. Через 30-40 секунд игра останавливается. Выбирается другой водящий, и игра повторяется со всеми детьми.
Приложение 4
Дидактические игры
«Назови и объясни»
Цель: помочь детям узнавать и называть, что изображено, и дать определение этому предмету. Воспитывать любознательность.
Дети выбирают любую карточку и объясняют, что на ней изображено:
шлем - защитный головной убор воина
кольчуга - защитная одежда русского воина, сплетённая из металлических колец
меч - старинное боевое оружие воина
топор
булава
дружина - боевой отряд князя
конь – боевой друг богатыря.
щит – защитное вооружение, прикрывающее тело богатыря.
копьё – колющее оружие богатыря – древко с металлическим наконечником.
«Подбери слова»
Цель: упражнять детей в подборе синонимов и сравнений. Воспитывать интерес к новым словам и выражениям.
1. Богатырь (силач, воин, борец, защитник)
2. Смелый (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, дерзкий, доблестный, героический, решительный, не робкого десятка)
3. Смельчак (храбрец, орёл, герой, рыцарь без страха и упрёка)
4. Сильный (могучий, богатырский)
5. Написать (придумать, сочинить, нарисовать)
1. Смелый, как воин
2. Храбрый, как солдат, защитник
3. Могучий, как богатырь, дуб
4. Сильный, как силач
5. Чёрный, как ворон, конь
«Да - нет»
Цель: развивать внимание, быстроту реакции и умение отвечать только словами «да» и «нет».
Наша родина сильна (да)
И у нас она одна (да)
На Руси богатыри есть (да)
Им всегда хвала и честь (да)
Илья Муромец герой (да)
Он был самый молодой (нет)
Соловья он победил (да)
Из автомата подстрелил (нет)
Алеша Попович тоже герой (да)
Он сильный, смелый, молодой (да)
Карабаса в бою победил (да)
На танках боролись богатыри с врагом (нет)
Они воевали с мечом и копьем (да)
Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)
Он змея сумел победить своей силой (да)
Гордимся мы нашими богатырями (да)
Хотим ли быть такими же сами (да)
«Собери богатыря в поход»
Цель: упражнять в умении выделять характерные детали одежды, доспехов и вооружения богатыря. Воспитывать интерес к предметам одежды наших предков.
Детям дается изображение богатыря, доспехов, одежды и вооружения, нужно выбрать только необходимое снаряжение богатыря и обосновать свой выбор.
Викторина «Богатырская»
- Назовите богатырей, которых вы знаете.
- Как называется одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)
- Главное оружие Соловья-Разбойника? (свист)
- Главное оружие богатыря? (меч, палица, копье)
- Головной убор богатыря? (шлем)
- Разбойничья цифра? (сорок)
- Богатырская цифра? (три)
- Ведьмолет? (метла)
- Змей по батюшке? (Горыныч)
1. Назовите всех богатырей, которых вы знаете.
2. Кто самый старший и самый младший из богатырей?
3. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)
4. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
5. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
6. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)
7. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)
8. Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог) (в случае затруднения показать картину "Витязь на распутье")
9. С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)
10. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурашкой)
11. Назовите оружие богатырей.
Пословицы и поговорки для детей о богатырях
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Головой думай, а силой борись.
Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.
Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного.
Богатыря узнаешь на поле брани.
Славна богатырями земля Русская.