Наталья Полунина
Познавательно-творческий проект «Осень в гости просим»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Познавательный, творческий, групповой, краткосрочный
Сроки реализации: краткосрочный
Участники проекта : дети, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
В последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтобы любить природу, ее надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Осень в гости просим“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.
Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир. В связи с этим, главная задача педагога – учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений.
Постановка проблемы: Какой бывает осень? Как деревья готовятся к зиме? Что она нам приносит?
Цель проекта.
- расширять знания ребенка о растительном и животном мире, разнообразии погодных явлений и состоянии природы в осенний период;
- формировать интерес к красоте окружающего мира;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
Задачи проекта :
Образовательные:
- расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления);
- обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову;
- учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- воспитывать у детей любознательность, эстетические чувства;
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру детей;
- воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями).
Формы и методы реализации проекта :
- непосредственно образовательная деятельность; беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, конструирование, самостоятельная деятельность детей, выставка детского творчества, чтение и обсуждение литературных произведений, составление рассказов, музыкальная образовательная деятельность, работа с родителями, опыты и исследования; просмотр мультфильмов, консультация для родителей.
Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:
- познавательное развитие : расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства.
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Продукт проектной деятельности :
- выставка поделок из природного материала
- праздник осени
Организация деятельности над проектом :
1. Деятельность воспитателя:
- подготовка методических и дидактических материалов.
- подбор видео и аудио материалов.
- проведение познавательных НОД, бесед.
- Чтение художественной литературы
- подбор пословиц и поговорок об осени
2. Деятельность детей:
– Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок из природного материала
- Заучивание пословиц и поговорок об осени
- Разучивание стихов, песен об осени
- Участие в празднике осени.
3. Работа с родителями
- Выставка поделок из природного материала
- Участие в конкурсе детских рисунков «Я и осень».
- Оформление стенда для родителей «Осень явилась в гости к нам».
- Сбор природного материала.
- Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.
- Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц по теме.
- Рекомендовать экскурсию с детьми по осеннему лесу, посмотреть листопад.
- Консультации «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».
- Рекомендации по рассматриванию картин русских и зарубежных художников об осени.
Этапы реализации.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели: Определение темы проекта, постановка целей и задач; составление плана основного этапа, подбор и разработка совместной деятельности взрослого и детей: подбор литературных произведений об осени подбор бесед, подготовка методических и дидактических материалов, видео и аудио материалов.
Музыкальный руководитель: Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями: Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Совместное выставка поделок из природного материала.
2 этап. Познавательно-творческий.
• Проведение НОД, бесед об осени
• Рассматривание рисунков и фотографий об осени
• Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.
• Чтение и заучивание стихов об осени
• Вернисажи детских работ
• Чтение детской литературы, заучивание стихотворений и пословиц об осени
• Праздник осени
Во второй половине дня:
- Индивидуальное заучивание стихов.
- Чтение художественной литературы.
- Игры.
3 этап заключительный:
• Выставка рисунков «Осень золотая»
• Выставка поделок из природного материала
• Праздничный концерт
Тематический план работы с детьми
Познавательная Игровая Изобразительная Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора
Наблюдение:
— Наблюдения за сезонными изменения природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, осенним дождём, листопадом, клумбой, деревьями и т. д.)
Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе.
— Наблюдения за красотой и богатством осеннего леса (золотые краски осени)
Цель: Закрепить название деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями. Развивать мышление, речь.
— Наблюдения за овощами и фруктами
Цель: расширить представления об овощах и фруктах, память, развивать мышление, речь.
— Наблюдения за перелетными птицами
Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах.
Беседы:
«Здравствуй осень золотая»
«Дарит осень чудеса»
«Сколько красок у осени?»
«Осенняя прогулка
«Грибы бывают разные»
«Путешествие колоска»
«Перелетные птицы»
«Поздняя осень»
Дидактические игры:
«С какого дерева листок»
«Кто больше знает примет осени»
«Угадай, что где растет?»
«Найди дерево по описанию»
«Четвертый лишний»
«Один – много» «Скажи со словом «осенний»
«Съедобно – несъедобно»
«Отгадай по описанию» (овощи, фрукты и грибы)
«Собери картинку»
«Подбери пару»
«Сосчитай урожай»
Сюжетно ролевые игры:
«Путешествие в лес»; Магазин «Овощи и фрукты», Магазин
Пальчиковые игры
«садовник» "Хозяйка однажды с базара пришла"
Инсценировка:
«Урожай»
Подвижные игры:
«Собираем урожай»
«Автомобили на уборке урожая»
«Кто быстрее всех найдет свой калач»
«Грибы и грибники»
«Осенний наряд» Рисование: «Деревья в лесу»,
«Осенний пейзаж»
Лепка: «Осенние листочки», «Ветка рябины»,
«Грибы наших лесов»
Аппликация: «Осенние листья», «Береза», «Витаминная корзина».
Конструирование: «Подсолнухи», Корзинка для сбора урожая» (оригами,
Изготовление приглашений на осенний праздник
Работа с трафаретами и шаблонами
Раскрашивание, штрихование
Составление узоров и рисунков из круп
Чтение: К. Бальмонта «Сентябрь»
К. Ушинский «Осень»
М. Пришвин «Грибной лес», «Этажи леса»
"Лисичкин хлеб".
Трутнева E. Урожай, урожай!
В. Сутеев «Мешок яблок»
К. Ушинский «История одной яблоньки»
Рассказ Н. Носова «Огурцы»
Рассказывание сказок «Вершки и корешки»,
Разучивание пословиц и поговорок об осени
Разучивание примет и поговорок об осени.
Разучивание стихов об осени :
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»;
К. Бальмонт «Осень»;
Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;
Рассматривание репродукции картин
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень»,
И. Шишкин «Осень»,
Прослушивание музыкальных произведений:
П. Чайковский «Времена года»,
А. Вивальди «Времена года»,
Обсуждение итогов и анализ работы
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: - расширили свои знания о сезонных изменениях в природе, об их причинах.
- активизировали и обогатили словарного запас по теме проекта, сформировали умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
- сформировали у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
В ходе работы над проектом были расширены и систематизированы знания детей об осени. Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно – речевую, музыкально – игровую). Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Список литературы
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, рекомендации / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в с подготовительной группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе. КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА2009
«Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
"Экологические проекты в детском саду" -Масленникова О. Н., Филиппенко А. А. - Волгоград:Учитель, 2013 г.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М. : ВАКО, 2008. – 2420 с.
Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.
Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.