МААМ-картинки

Познавательно-творческий проект «Широкая масленица» для детей старшей группы

Бобылева Анна Александровна
Познавательно-творческий проект «Широкая масленица» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Публикация «Познавательно-творческий проект „Широкая масленица“ для детей старшей группы» размещена в разделах

В связи с этим необходим поиск активных методов и форм преподнесения материала дошкольникам. Метод проектов в этом смысле является универсальным, поскольку он предполагает активное участие дошкольников в процессе обучения.

Дети получают представление о семейных традициях, знакомятся с культурой и историей своей страны, учатся создавать, беречь и поддерживать красоту в ближайшем окружении.

Актуальность и перспективность проекта.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы- Масленица. «Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем,» - именно так говорили об этом празднике наши предки, привлекая, приближая весну. Это- часть нашей русской культуры, которую нужно знать и беречь.

Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю его глубину, широту и глубокий смысл.

Проблема.

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам народного творчества.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).

Продолжительность проекта: краткосрочный (4 марта – 8 марта).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Новизна проекта.

В нашем детском саду мы возрождаем с детьми календарные праздники: Рождество (Святки, Масленицу, Пасху, Сороки, Спасы, Зиновий-Синичник, Покров. Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало уже хорошей и доброй традицией. Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Дети проживают каждый день Масленичной недели в соответствии с их названиями: участвуют в изготовлении обрядовой куклы Масленицы, украшают масленичное чудо-дерево, играют в народные игры, поют песни, заклички, читают стихи, потешки.

Соприкосновение с русскими обрядами и традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений у детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа.

Цель:

Приобщать детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через знакомство с особенностями народных масленичных гуляний; воспитывать любовь и интерес к традициям своего народа.

Задачи:

- продолжать формировать представления о русском народном празднике «Масленица»;

- знакомить с народными обычаями, обрядами празднования Масленицы;

- знакомить с технологией изготовления обрядовой куклы Масленица;

- знакомить дошкольников с традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов;

- знакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, игры, сказки, потешки);

- воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях русского народа;

- ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье;

- использовать разнообразные формы сотрудничества в реализации проекта.

Предполагаемый результат.

Продуктивное творчество педагогов, родителей, детей.

Для детей:

- дети владеют информацией о празднике Масленица (символы праздника, когда этот праздник мы отмечаем);

- дети умеют играть в народные игры, знают обряды Масленичной недели, стихи, песенки, заклички, потешки;

- дети самостоятельно, или с небольшой помощью взрослого изготавливают обрядовую куклу Масленицу;

- повышение познавательного интереса среди детей к народным традициям.

Для педагогов:

-самореализация, повышение творческого потенциала;

- самообразование.

Для родителей:

- вовлечение родителей в образовательный процесс для установления более тесного сотрудничества.

Продукт проектной деятельности:

- оформление книги рецептов масленичных угощений;

- оформление фотовыставки «Масленица»;

- выставка детских работ «Обрядовая кукла Масленица»;

- оформление народного календаря к масленичной неделе;

- сценарии тематических дней масленичной недели;

- чудо-дерево;

- сценарий итогового мероприятия «Широкая Масленица»;

- презентация продуктивной деятельности участников проекта.

В основу проекта легли следующие принципы:

- учет возрастных, индивидуальных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения;

- принцип доступности и занимательности материала;

-принцип сотрудничества взрослого с детьми;

- выражение инициативы, самостоятельности, активности, личный вклад в проект.

Формы реализации проекта:

- беседы по теме;

- совместная творческая деятельность;

- создание творческих работ детей и родителей;

- разучивание закличек, русских народных песенок, игр;

- чтение художественных произведений.

Этапы проекта.

I. Подготовительный.

Разработка содержания проекта. Определение проблемы. Постановка целей и задач. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр, обрядов, подбор материалов для продуктивной деятельности. Составление плана работы.

II. Основной.

План реализации основного этапа проекта.

Понедельник «Встреча»

Утро.

1. Сбор детей. Работа с масленичным календарем.

2. Беседа с детьми о первом дне Масленицы «Масленица к нам пришла».

3. Слушание фрагмента «Февраль. Масленица» П. И Чайковского из цикла «Времена года».

4. Разучивание заклички «Наша Масленица годовая».

5. Ряжение «Чудо-дерева» лентами, колокольчиками, бумажными игрушками.

Прогулка

1. Обряд закликания Масленицы на улице (Дети поверх одежды покрывают яркие платки, бумажные цветы прикрепляют к груди. С «Чудо-деревом» выходят на участки всех групп, водят хоровод, поздравляют с приходом Масленицы).

2. Р. н игра «Горелки»

3. Катание на санках.

Вечер

1. Чтение русской народной сказки «Солнце и блины».

2. Рисование «Испеки блин на сковороде».

Работа с родителями

1. Помощь в постройке горки и снежного вала (за несколько дней до масленичной недели).

2. Консультация для родителей «Широкая Масленица».

3. Попросить рассказать детей о первом дне Масленицы.

Вторник «Заигрыш»

Утро

1. Сбор детей. Работа с масленичным календарем.

2. Беседа с детьми о втором дне Масленицы «Заигрыш».

3. Рассматривание картины Б. Кустодиева «Масленичное катание».

Разучивание хороводной песни «Едет Масленица дорогая».

4. Работа в уголке книги. Рассматривание иллюстраций из книг: М. Евсеева «Широкая Масленица. Солнышко на тарелке», «Как жили на Руси. Зимняя сказка Кудели», М. Тараненко «Русские забавы. Мороз трещит, стоять не велит!»

5. Подготовка украшений и атрибутов для прогулки.

Прогулка

1. Вынос на прогулку «Чудо-дерева». Исполнение хороводных песен: «Едет Масленица дорогая», «Душа ль ты наша Масленица».

2. Русские народные игры: «Горелки», «Заря-заряница», «Дударь» (по желанию детей).

3. Игры-забавы «Попади снежком в ледяную крепость».

4. Катание на санках.

Вечер

1. Масленичные игры: «Калечина-Малечина», «Сковорода», «Скоморошки».

2. Д. и «Круглый год».

Работа с родителями

Предложить родителям рассказать детям о том, какие традиции празднования Масленицы сохранились в их семьях, поделиться воспоминаниями детства.

Среда «Лакомка»

Утро

1. Сбор детей. Работа с масленичным календарем.

2. Беседа «Угощение на Масленицу».

3. Слушание русской народной песни «Ой, блины!». Игра-хоровод «Блины».

4. Рассматривание картины А. Черкашиной «Масленица» (стол с угощениями).

5. Знакомство с пословицами о Масленице (Масленица идет, блин, да мед несет. На горках покататься, в блинах поваляться.)

Прогулка

1. Разучивание русской народной игры «Бояре».

2. Игры в снежки. Катание с горки на корточках, сидя, лежа.

3. Игровые упражнения: «Метелица» (ходьба и бег в колонне взявшись за руки между снежных построек, «пройди по снежному валу», «Взберись на снежный холм».

Вечер

. Практическое упражнение «Просим жаловать» (познакомить детей с традицией приема гостей).

2. Д. и: «Подбери картинку к пословице», «Что лишнее?» (приготовление блинов, «Масленичные угощения».

3. Чтение отрывков из книги «Где блины, там и мы» С. Н Кайдаш-Лакшиной.

Работа с родителями

Участие родителей в совместном изготовлении книги рецептов масленичных угощений (каждая семья оформляет и приносит рецепт любимых масленичных угощений семьи)

Четверг «Разгул»

Утро

1. Сбор детей. Работа с масленичным календарем.

2. Беседа «Разгуляй - Четверток»

3. Изготовление обрядовой куклы Масленица.

4. Загадывание загадок.

5. Просмотр диафильма по сказке «Крылатый, Мохнатый, да Масленый».

Прогулка

1. Общий Масленичный хоровод вокруг «Чудо-дерева».

2. Масленичные состязания:

- «Кто быстрее прокати на санках куклу»;

- «Кто быстрее докатится до финиша перебирая руками и ногами»;

- «Бросание снежков в цель»;

- «Борьба» (повалить на лопатки).

Вечер

1. Чтение сказки «Соломенная Масленица».

2. Д. и «Расставь куклы Масленица по росту».

3. Упражнение «Соедини по цифрам, по точкам» (Петрушка, Солнышко, Масленица).

4. Игра – забава «Проворные мотальщики».

Работа с родителями

1. Технологические карты для родителей «Изготовление базовой куклы из ниток». Зная технологию изготовления, дети дома совместно с родителями делают куклу Масленицу, наряжают ее.

2. Предложить родителям организовать в группе фотовыставку «Масленичная неделя».

Презентация продуктивной деятельности участников проекта.

Пятница «Вечерки»

Утро

1. Сбор детей. Работа с масленичным календарем.

2. Беседа с детьми о заключительных днях масленичной недели (вечерки, посиделки).

3. Просмотр презентации «Масленица в живописи русских художников».

Прогулка

Участие в общем празднике «Широкая Масленица».

Вечер

1. Словесная игра «Какие бывают блины».

2. Беседа с детьми «Прощенный день».

3. Самостоятельная творческая деятельность детей (предоставить детям возможность выразить свои впечатления о празднике в творческих работах).

4. Лакомство блинами «Сладкий стол».

5. Работа с Масленичным календарем.

6. Обряд «Прощения»

Работа с родителями

1. В выходные дни предложить родителям вместе с детьми посетить народные гуляния, организованные на площади города.

2. Приглашение родителей к сладкому столу.

III. Заключительный.

Результат:

Дети получили новые знания о Масленице, как об одном из русских народных праздников; знают некоторые обряды и умеют их воспроизвести вместе с воспитателем; дети самостоятельно или с небольшой помощью умеют изготавливать обрядовую куклу Масленицу; дошкольникам понятно и интересно данное направление, они проявляют активность и любознательность к русской народной культуре; полученные знания и впечатления дети отражают в самостоятельной и совместной деятельности, используют в своей речи малые формы фольклора, играют с удовольствием в народные игры.

Педагоги пополнили методическую копилку, наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.

Родители проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта: проявляли творческую инициативу при изготовлении обрядовых кукол, создании книги рецептов масленичных угощений, сооружении горки и снежного вала, приняли участие в праздничном мероприятии.

Список используемой литературы.

1. Абрамова А. А «Введение в традицию». М: «Никея», 2014г.

2. Астахова Н. «Ладушки» Энциклопедия детского фольклора. Методическое пособие для взрослых. Для чтения детям. «Белый город», 2016г.

3. Белов Н. «Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день». Минск: «Харвест», 2011г.

4. Берестенёва Е., Догаева Н. «Кукольный сундучок» традиционная народная кукла своими руками, Белый город, 2013г.

5. Борзова Л. П «Иллюстрированная история России. VIII- начало XX века», М: «Росмэн», 2016г.

6. Ватман В. Г «Воспитание детей на традициях народной культуры», Волгоград

7. Дайн Г. Л «Детский народный календарь»Хотьково: Сергиев Посад, 2010г

8. Дайн Г. Л «Русская игрушка» М: 1987 г.

9. Данилина Г. Н «Дошкольнику- об истории и культуре России», Сатурн-С, 2003 г.

10. Деркунская В. А «Проектная деятельность дошкольников» учебно-методическое пособие. М: «Центр педагогического образования», 2013г.

11. Евсеева М. «Как жили на Руси. Зимняя сказка Кудели». СПб: «Антология», 2019 г.

12. Евсеева М. «Широкая Масленица. Солнышко на тарелке». СПб: «Антология», 2018 г.

13. Кайдаш-Лакшина С. «Где блины, там и мы». М: «Детская литература», 2018 г.

14. Косарева В. Н «Народная культура и традиции» занятия с детьми 3-7 лет. В: «Учитель», 2014г.

15. Князева О. Л, Маханева М. Д «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно-методическое пособие. Санкт- Петербург, «Детство – ПРЕСС», 2008 г.

16. Костюченко М. «Русские праздники. Головоломки, лабиринты», СПб: «Питер», 2017г.

17. Кочкина Н. А «Метод проектов в дошкольном образовании» методическое пособие. М: «Мозаика-синтез», 2012г.

18. Куприна Л. С, Бударина Т. А «Знакомство детей с русским народным творчеством». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб 2008 г.

19. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры». М: «Просвещение», 1986г.

20. Лялина Л. А «Народные игры в детском саду» методические рекомендации. Творческий центр Сфера, Москва 2008 г.

21. Малова В. В «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры» Владос, 2010 г.

22. Межиева М. В. «Праздники на Руси», М: «Белый город», 2009г.

23. Моргуновская Ю. О «Русские обережные куклы» семейная энциклопедия, Москва: Эксмо, 2016 г.

24. Науменко Г. М. «Гори, гори ясно» полное собрание русских народных детских игр с напевами. «Белый город», 2016г.

25. Науменко Г. М. «Чай-чай, выручай» полное собрание русских народных детских игр с напевами. «Белый город», 2016г.

26. Науменко Г. М. «Весна - красна, ты на чем пришла» энциклопедия детского фольклора. «Белый город», 2012г.

27. Новицкая М. «Родная земля» введение в народоведение, М: «Дрофа», 1992г.

28. Русские обычаи и обряды. /Автор – сост. Н. А. Юдина. – М. : Вече, 2005 г.

29. Слепцова М. С., Морозов И. А. «Забавы вокруг печки» русские народные традиции в играх. М: «Роман - Газета», 1994г.

30. Тараненко М. «Русские забавы. Мороз трещит, стоять не велит!». СПб: «Антология», 2018 г.

Публикации по теме:

Краткосрочный познавательно-творческий проект «Широкая Масленица» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 летКраткосрочный познавательно-творческий проект «Широкая Масленица» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет Продолжительность проекта – 1 неделя (краткосрочный) Возраст воспитанников: 5-6 лет Участники проекта: воспитанники старшей специальной.

Краткосрочный познавательно-творческий проект «Животные Африки» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет.Краткосрочный познавательно-творческий проект «Животные Африки» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет. Актуальность темы проекта: Формирование основ экологической культуры происходит в дошкольном возрасте. Воспитанники любят наблюдать за окружающей.

Познавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 летПознавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 лет Актуальность: Пасха – самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать.

Познавательно-творческий проект «23 Февраля день защитника Отечества» в старшей группеПознавательно-творческий проект «23 Февраля день защитника Отечества» в старшей группе Продолжительность: краткосрочный. Длительность: 3 недели (1- 21 февраля). Обоснование проблемы: недостаточный уровень знаний о Российской.

Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы «Будущий первоклассник»Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы «Будущий первоклассник» Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению. Задачи : расширить знания о школе;.

Познавательно-творческий проект для старшей группы «Великая Победа-70 лет»Познавательно-творческий проект для старшей группы «Великая Победа-70 лет» Название проекта: Великая Победа -70 лет Продолжительность проекта 1 месяц Тип проекта Познавательно – творческий, краткосрочный Участники.

Познавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 летПознавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет Тип проекта: познавательно- творческий Форма проведения: групповая Участники проекта: -воспитанники старшей специальной группы (5-6 лет).

Познавательно-творческий проект для детей второй младшей группы «Варежка»Познавательно-творческий проект для детей второй младшей группы «Варежка» Познавательно – творческий проект «Варежка» для детей 2-ой младшей группы Краткая аннотация проекта Тип проекта: познавательный, творческий.

Познавательно-творческий проект для детей 4–5 лет «Волшебница Осень»Познавательно-творческий проект для детей 4–5 лет «Волшебница Осень» Пояснительная запискаПроблема: Представления детей четвёртого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы,.

Познавательно-творческий краткосрочный проект «Масленица ясная, самая прекрасная» (подготовительная группа)Познавательно-творческий краткосрочный проект «Масленица ясная, самая прекрасная» (подготовительная группа) Проект Познавательно - творческий краткосрочный проект подготовительная группа «Масленица ясная, самая прекрасная» Актуальность проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Широкая масленица» для детей старшей группы
Опубликовано: 7 апреля 2023 в 18:03
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-творческий проект «Широкая масленица» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Бобылева Анна Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД