Оля Зайцева
Познавательно-творческий проект «Русь 100 лет назад, или Шаг в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
(Создана воспитателем и учителем-логопедом)
Познавательно-творческий проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Русь 100 лет назад или шаг в прошлое»
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог.
Актуальность: Наш выбор пал именно на эту тему, так как нами был отмечен интерес детей к культурным традициям русского народа, его прошлому. Но по нашим наблюдениям знания детей в этой области недостаточно обширны.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Русь 100 лет назад, или Шаг в прошлое“» размещена в разделах
Идея разработки такого проекта основывалась прежде всего на желании расширить знания детей о народных истоках. Мы посчитали, что данное мероприятие будет направленно на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа.
Подготовительный этап.
Организация деятельности на подготовительном этапе:
выделение задач проекта;
составление перспективного плана работы;
изучение методической литературы, сбор информации из Интернета;
создание специальной среды в помещении группы;
составление картотек: русских народных, хороводных, подвижных игр; пословиц и поговорок; загадок о предметах быта русского народа;
запись диска с русскими народными песнями.
Задачи:
углублять знания детей о домашней хозяйственной деятельности
взрослых в старину, о русских традициях, укладе жизни в семье;
дать сведения о разнообразии ремесел и материалов для изготовления различных предметов.
показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.
создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и музыкальных занятий.
Формой проведения итогового мероприятия по проекту мы избрали музыкальный досуг «Веселая ярмарка» с участием родителей, где демонстрировались знания, полученный детьми в процессе работы над проектом.
Реализация проекта :
В непосредственно образовательной деятельности дети были ознакомлены со следующими темами:
«Путешествие в историю русского быта» «Русская подворье» Рассматривание иллюстраций
«Ремесла на Руси» Аппликация из ткани «Пахарь», Для ознакомления с ремеслами были подобраны несколько видеофильмов в том числе о профессии пряничника «Пряничные доски». Аппликация из ткани «Пахарь».
«Русская деревня» Рассматривание 3D – панорамы «Русская деревня «Шуваловка»
«Русский традиционный костюм» Аппликация из ткани «Девушка в сарафане»
«Русская игрушка» В этом направлении мы работали над росписью матрешки, изготовлением тряпичной куклы. Перед изготовлением куклы детям был показан видеофильм «Тряпичная кукла». Освоение росписи матрешки проходило в несколько этапов:
Знакомство с историей возникновения.
Роспись плоскостного изображения.
Роспись деревянной заготовки.
В процессе работы над проектом совместно с Ольгой Алексеевной велось прослушивание и разучивание русских народных песен, потешек, частушек, музыкальных подвижных игр «Где был, Иванушка?», «Козелок», «Как на тоненький ледок», игра - оркестр «Во саду ли, в огороде».
Анна Борисовна проводила работу по русским народным сказкам, начиная с чтения и разбора сказок, постепенно усложняя задания до придумывания сказки, рисования продолжения и театрализация.
Самостоятельная деятельность:
настольные и настольно - печатные игры: «Мои любимые сказки», «Кольцо и меч», «Чудесные узоры», «Русские узоры», «Пословицы и поговорки», «Пазлы на основе русских народных сказок», «Бирюльки»;
инсценировка русских народных сказок: «Три медведя» с помощью кукол би-ба-бо; «Волк и семеро козлят» С помощью сказки конструктора.
Нами было проведено чтение и прослушивание аудиозаписей русских народных сказок: «Хаврошечка», «Колобок», «По-щучьему велению», «Царь-медведь» и т. д.
Разучивание русских народных хороводных, подвижных игр «Рыбалка», «Мороз Красный нос», «Горелки с платочком» и др.
Тематическое оформление книжного уголка «Русская народная сказка».
В ходе проекта регулярно поводилась работа по ознакомлению, толкованию и разучиванию загадок, пословиц и поговорок, которые впоследствии были включены в сценарий музыкального досуга.
Три братца
Пошли на речку купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли.
(Ведра с коромыслом)
То она
Печёт блины,
То показывает
Сны.
(Русская печь)
У бабушки сейф.
Он давно уж не новый,
К тому же совсем
Не стальной, а дубовый.
В нем бабушка держит
Немножечко пряжи,
Пуховый платочек
И пенсию даже.
Но только не дверца,
А крышка на нем.
Тяжелая очень
С висячим замком.
(Сундук)
Лазил в печку я за кладом,
Мне его для поля надо.
Что же печка мне дала?
Как зовётся клад?.
(Зола)
Черный конь прыгает в огонь.
(Кочерга)
Таять может, да не мед,
Не фонарь, а свет дает.
(Свеча)
На пальце одном
Ведёрко вверх дном.
(Наперсток)
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдает,
Сам в угол идет.
(Ухват)
С ушами да не слышит.
(Ушат)
Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться -
Только пыль вокруг клубится.
(Метла)
Стоит Ероша
Лохмат и взъерошен!
По избе запляшет -
Прутиками машет.
Для лихого пляса
Лыком подпоясан.
(Веник)
Маленький, горбатенький, все поле обыскал.
Домой прибежал – всю зиму пролежал. (Серп)
Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)
Крыльями машет, а улететь не может.
(Мельница)
Сверху дыра и снизу дыра,
А в середине – огонь да вода.
(Самовар)
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Изба крепка забором, а двор - запором.
Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.
Не кует железа молот, а кует кузнец.
Дом вести не лапти плести.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Ремесло не коромысло – плеч не оттянет.
Работа с родителями:
С первого дня проекта родители были вовлечены в проектную деятельность. Родителям рекомендовали совместно с детьми посетить библиотеку, где проводятся тематические беседы с последующим мастер-классом, русскую деревню «Шуваловку» и Санкт - Петербургский музей хлеба.
Также родителям было предложено принять участие в создании выставки «Ярмарка Мастеров». В создании выставки приняли участие все дети нашей группы и их родители.
Большая часть родителей оказалась заинтересованной в посещении музея хлеба, который предлагал для дошкольников игру-экскурсию, включающую:
Знакомство детей с музейными экспонатами:
орудие труда пахаря;
утварь, необходимая для обработки зерна и выпечки хлеба;
образцы старинной выпечки;
Просмотр мультфильма о хлебе в мультимедийном зале музея;
Участие в сказке «Колобок».
Презентация проекта : музыкальный досуг «Веселая ярмарка»
Хочется отметить, что наибольшее удовольствие получили все участники проекта при проведении итогового музыкального досуга «Веселая ярмарка»