Елена Александровна Шебунова
Познавательно-творческий проект «Коричневый цвет вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – творческий проект «Коричневый цвет вокруг нас».
1. Актуальность проекта
Цвет везде вокруг нас. Умеем ли мы различать оттенки в освещённом по-разному месте? Замечали ли вы, сколько оттенков коричневого цвета на пятнистой шкуре жирафа?
Особенностью восприятия цвета у многих детей является его конкретность: «зелёная – трава», «голубое небо», «синее море», «коричневое дерево». В самих этих сочетаниях угадываются «штампы», выработанные данной культурой. Ребёнок, проходя путь освоения окружающего мира, должен овладеть этими «сенсорными эталонами».
Публикация «Познавательно-творческий проект „Коричневый цвет вокруг нас“» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Знакомство с цветом для маленьких детей – это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие. Как дети воспринимают цвет? Прежде всего, надо помнить, что у малышей, оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. И очевидно, что чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия.
Так для ребёнка-дошкольника – красный, жёлтый, розовый, голубой, оранжевый – это радостные, яркие, весёлые и добрые цвета. А вот коричневый, чёрный, серый – грустные, серьёзные, скучные, злые, некрасивые цвета. Очень важно рассказать ребенку, что и коричневый цвет может быть привлекательным, необходимым и очень нужным в окружающем мире.
Общение с природой обогащает ребёнка, создаёт богатые возможности для чувственного познания свойств цвета. Дети видят, какие цвета существуют в окружающем мире, что цвет может привлекать, прятать, отпугивать. Свои впечатления об увиденном дети оставляют в творческих работах. Так у детей появился вопрос: «Какой цвет в природе встречается чаще или главный цвет коричневый?»…
2. Цель проекта: Формирование у детей представлений о коричневом цвете в окружающем мире.
3. Задачи:
Познакомить с механизмом образования коричневого цвета; развивать художественно-эстетический вкус у детей (Художественное творчество);
Дать представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов; формировать умение наблюдать и видеть цвет и его оттенки в природе, окружающем мире; познакомить со значением цвета в живой и неживой природе; развивать поисковую, интеллектуальную активность у детей. (Познание)
Воспитывать интерес к художественной литературе, через знакомство с произведениями художественной литературы. (Чтение художественной литературы)
Развивать связную речь, расширять словарный запас. (Коммуникация) Развивать основные движения посредством подвижных игр. (Физическая культура) Формировать навык безопасного поведения в окружающей среде. (Безопасность)
4. Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
5. Возрастная и социальная группа:
Проект нацелен на детей 2 младшей группы и их родителей.
6. Сроки реализации: 01.09 2012 г. - 30.04 2013г.
7. Ожидаемые результаты:: сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей; приобщит маленького ребёнка к миру общечеловеческих ценностей, расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие; расширить словарный запас детей; обогатить предметно-развивающую среду ДОУ; сформирует представления о цвете.
8. Руководство проектом: воспитатель высшей квалификационной категории: Шебунова Елена Александровна МАДОУ «ДС №19 г. Благовещенска»
9. Мониторинг и оценка результатов: Диагностическим обследованием была охвачена группа – 28 детей.
Диагностика оценки развития будет проводиться в начале учебного года и в конце учебного года по следующим критериям:
Критерии:
1. Представление о механизме образования коричневого цвета.
2. Представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов.
3. Умение видеть цвет и его оттенки в природе и окружающем мире.
4. Представление о значении цвета в живой и неживой природе.
10. Этапы проекта
1. Диагностико-аналитический этап.
Сроки реализации проекта
Определение целей и задач
Родительское собрание «Формирование у детей представлений необходимости и возможностях коричневого цвета в окружающем мире».
Разработка плана реализации проекта:
1. Определение целей и задач проекта.
2. Определение срока реализации проекта
3. Определение критериев для оценки результатов проекта.
4. Подбор материалов для мини-музея по разделам (Цвет и его оттенки; Коричневый цвет вокруг нас; Коричневый цвет в природе; Художественная литература вокруг цвета; Интересное для взрослых.)
Анализ предметно – развивающей среды
д/с показал, что в группе имеется ряд предметов коричневого цвета, но недостаточно для организации экспозиции музея.
2. Этап проектирования
Составление списка необходимых материалов для реализации проекта: подобрать методическую и художественную литературу; подбор фотографий, иллюстраций; сбор разных игрушек, поделок из природного материала коричневого цвета, побор раскрасок с изображением разных предметов коричневого цвета, животных, птиц, растений и т. д. Составление каталога экспонатов.
Обобщение знаний дошкольников (диагностика)
3. Этап реализации
(практический)
Совместная деятельность взрослого и ребенка.
Непосредственно образовательная деятельность (с указанием образовательных областей).Образовательная деятельность в режимных моментах. Работа с родителями.
Художественное творчество
Лепка.
Тема: Воробушки и кот. (по мотивам п\и)
Рисование.
Тема: Деревья на нашем участке.
Тема: Картошка.
Тема: Грибы прячутся в траве.
Тема: Цветок в горшке.
Тема: Жучки гуляют.
Тема: Скворечник.
Аппликация.
Тема: Скворечник.
Коммуникация.
Тема: Что растёт на грядке? Расскажи об овощах. [/b
Тема: Игрушки нашей группы. Расскажи о мишке.
Тема: Стул и стол. (рассказывание о предметах мебели)
Тема: Рассказывание по настенным картинам «Дети играют с песком». Серия «Мы играем», автор Е. Батурина.
Конструирование из природного материала
Тема: Друзья – притворяшки. (конструирование поделок из природного материала с использованием различных приёмов «опредмечивания» (достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного положения.)
Художественное творчество
Аппликация
Тема: Ферма. (создание образов разных домашних животных из овалов разной величины; составление коллективной аппликационной композиции)
Лепка
Тема: Пернатые, мохнатые, чешуйчатые.
Дидактические игры:
«Сложи картинку».
«Парные картинки»
«Больше-меньше»
«Живое домино»
«Найди предмет по описанию»
«Такой листок-лети ко мне!»
«Что изменилось?»
Проведение бесед с родителями об оказании помощи в сборе материала для музея, предложить родителям подобрать открытки, картинки, игрушки и т. д.
Консультации: «Значение коричневого цвета.»
«Коричневый цвет в природе и повседневной жизни»
Привлечь родителей к изготовлению поделок из природного материала коричневого цвета.
Чтение художественной литературы.
Тема: Стихотворение «Карандаш» Н. Забила.
Тема: стихотворение «Я скачу». Г. Лагздынь.
Тема: Как мы ходили в зоосад. (поэзия С. Я. Маршака).
Тема: Чтение сказки «Мышь и воробей» (удмуртская сказка)
Тема: Чтение сказки «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка, обр. А. Краснова и В Важдаева).
Тема: Чтение сказки «Лесной мишка и проказница мышка» лат. сказка, пер. Ю. Ванага.
Тема:Чтение рассказа «Мишка-башка» В. Бианки.
Тема: Чтение рассказа «Купание медвежат» В. Бианки.
Тема: чтение рассказов из цикла Приключения Мишки Ушастика. Ч Янчарского.
(«В магазине игрушек», «Друзья», «Самокат».
Тема: Чтение рассказа «Медвежонок Бурик» Т. Александровой.
Стихи, загадки о животных коричневого цвета.
Подбор стихов, загадок.
Познание (ФЦКМ)
Тема: Природа на участке детского сада. проведение опытов: из чего состоит почва, ознакомление с обитателями почвы)
Тема: Для чего нужны семена. (рассматривание семян разных растений их классификация, исследование срезов некоторых фруктов и овощей)
Тема: Одежда животных. (обсуждение «одежды» животных, исследование перьев птиц, кусочков искусственного меха, определение, почему он греет)
Тема: Роль окраски в жизни животных. (беседа об «одежде» животных. Дидактические игры, демонстрирующие, как окраска помогает животному быть незаметным)
Наблюдения в природе за
окраской шерсти животных.
Опыт: с бумажками силуэтами жуков разного цвета.
Опыт: Почему не получился пирожок?
Цель: Узнать, какой бывает песок мокрый или сухой.
Опыт: Волшебная кисточка.
Цель: Познакомить с получением коричневрго цвета путём смешения двух цветов (красного и зелёного; жёлтого и чёрного; оранжевого и чёрного (серого, синего)
Опыт: Глина, её качества и свойства.
Рубрика мини-музея «Интересное для взрослых».
Подвижные игры.
«Сова».
«Пчёлки».
«Конь».
«У медведя во бору»
Коммуникация Беседы: «Что мы кушаем коричневое», «Какие предметы коричневого цвета есть у тебя дома», «Что ты видел коричневого цвета, когда ходил в парк, лес.» Придумать рассказ, историю, загадку.
4. Заключительный этап
1. Анализ достижения целей и полученных результатов.
2. Определений дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблеме в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
- Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса;
- Повышение познавательно-речевой и двигательной активности;
- Расширение и углубление знаний о коричневом цвете в окружающем мире.
Результативность проекта.
По результатам диагностики по окончании проекта был сделан вывод, что у детей появилось представление о механизме образования коричневого цвета; о том, что цвет – признак разнообразных предметов; развилось умение видеть цвет и его оттенки в природе и окружающем мире; сформировалось представление о значении цвета в живой и неживой природе.