Елена Печенкина
Познавательно-творческий проект «Бабочка — красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект «Бабочка - красавица»
Продолжительность проекта : краткосрочный (июль – август).
Тип проекта : познавательно – творческий.
По форме реализации: групповой.
Способы и методы представления: беседы познавательного характера, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение, чтение произведений художественной литературы, пальчиковые игры, просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». Художественно-творческая деятельность: лепка бабочек из соленого теста, аппликация «Веселая гусеница», оригами «Бабочка-красавица». Участники проекта : Учитель-логопед - Печенкина Е. В., воспитатель – Трохимчук Н. О., дети группы «Крепыш», родители.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Бабочка — красавица“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочки. ИЗО, творчество
- Бабочки. Проекты, планы, тематические недели
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность
Лето - это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу! Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям. Однажды, во время прогулки, ребята увидели очень красивую бабочку. Реакция была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, а некоторые, видели это насекомое в первый раз, и не знали, что это – бабочка! А часть из присутствующих детей, испугались и предложили уничтожить бабочку! Ребята начали активно рассуждать, как же поступить в данной ситуации! Мнения разделились. В ходе бурного обсуждения выяснилось, что представления детей об этом насекомом очень скудные. Таким образом, у них возникли следующие вопросы: «Бабочка – это насекомое?» «Как появляются бабочки?» «Для чего они нужны?». Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено организовать и провести познавательно-творческую творческую работу с детьми группы «Крепыш», в рамках реализации проекта «Бабочка – красавица!» Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.
Цели и задачи проектной деятельности
Цель проекта : формирование элементарных представлений о бабочках у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Образовательные:
формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;
учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
Развивающие:
Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Воспитывающие:
Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек, прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.
Планируемый результат
Для детей:
Имеют элементарные представления:
• О бабочках, их строении и видовом многообразии.
• Пользе и вреде в природе.
Для родителей:
• Установление партнерских отношений родителей и педагогов,
родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.
• Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
• Развитие творческих способностей родителей.
• Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
• Педагогическое просвещение родителей.
Для педагога:
• Повышение уровня педагогической компетентности.
• Профессиональный рост.
• Повышение качества работы с детьми и родителями.
• Пополнение наглядно – дидактического материала группы «Крепыш».
Этапы реализации проекта
Подготовительный
На подготовительном этапе с детьми и родителями проводилась работа по следующим направлениям:
• подбор иллюстративного и наглядно-дидактического материала;
• знакомство детей с произведениями художественной литературы;
• прослушивание аудио - сказки А. Чайковского «Вальс цветов», «На лугу»;
• пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Бабочка»;
• разучивание стихотворения «Малютка бабочка»;
• загадывание загадок;
• дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;
• сотрудничество с семьей: консультации «Как на прогулке увидеть красоту бабочки?», «Правильное отношение к природе начинается в семье»;
• помощь родителей в оформлении информационно – познавательного альбома «Бабочка - красавица».
Аналитический
В целях систематизации воспитательно - образовательного процесса с детьми нами был разработан календарно – тематический перспективный план.
1-2 недели Рассматривание
иллюстраций альбома «Бабочки - красавицы».
Рассказ воспитателя: «Дружная семья бабочек».
Чтение стихотворений:
«Малютка бабочка»(Людмила Мелехова,
«Бабочка - красавица»
(Светлана Антонюк).
Прослушивание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка».
Упражнение: «Танец бабочек».
Рисование ладошкой «Бабочки – красавицы».
3-4 неделя Беседа «Чудесные превращения».
Пальчиковая гимнастика «Гусеница».
Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Словесная игра «Один - много».
Аппликация «Веселая гусеница».
Просмотр мультфильмов:
«Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)».
5-6 неделя Наблюдение на участке группы за бабочками.
Подвижная игра «Бабочки и цветы».
Лепка бабочек из соленого теста.
7-8 неделя
Беседа «Для чего нужны бабочки?»
Развивающая игра «Внимательная бабочка».
Загадки, которые мы любим.
Игра «Кто назовет больше действий?»
Беседа «Бабочка - красавица»
Практический
При реализации практического этапа познавательно-творческого проекта «Бабочка - красавица» были применены следующие способы, методы и средства организации видов детской деятельности:
Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях,
Наблюдение на прогулке за бабочкой,
Развивающие игры:
«Внимательная бабочка», «Чего не хватает?», «Угадай бабочку?», «Чудесные превращения и т. д.»,
Проблемные ситуации:
«Как появляется бабочка?»,
«Для чего нужны бабочки?».
На практическом этапе реализации мы старались поддерживать в детях детскую творческую инициативу, это очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни. Были созданы условия для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности. При реализации проекта мы использовали следующее направление поддержки детской инициативы: инициатива как целеполагание, т. е все дети участвующие проекте были включены в разные виды продуктивной деятельности – понятие о превращении гусеницы в бабочку мы закрепили в аппликации «Веселая гусеница», в лепке из соленого теста «Бабочек - красавиц» дети окончательно усвоили полученные знания о строении и внешнем виде бабочек, в изобразительной деятельности ребята в своих рисунках, показали удивительную красоту и совершенство прекрасного творения природы - бабочек.
Познавательная инициатива была реализована детьми при совместном составлении и оформлении информационно - познавательного альбома «Бабочка - красавица», во время дидактических игр из серии «Приключения бабочки», занимательных бесед и познавательных наблюдении, отгадывании загадок, чтении сказок и т. д.
Презентационный
Продукт проектной деятельности - детские творческие работы. Были представлены:
• Информационно-познавательном альбоме «Бабочка - красавица»;
• Выставке детских творческих работ из соленого теста «Бабочка-красавица»;
• «Раскрась бабочку - красавицу»;
• Мини выставка творческих работ «Вместе с мамой».
Заключение
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении познавательного материала, способствует у детей:
• развитию наглядно - образного мышления,
• памяти,
• речи,
• внимания,
• творческого воображения,
• вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности,
• формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу ДОУ данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.