Получи документы

Познавательно-творческий проект «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Наиля Баранова
Познавательно-творческий проект «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №15 «Капелька» п. Капельница, г-к Железноводск, Ставропольский край

Познавательно-творческий проект

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной

культуры посредством фольклора»

Подготовила: воспитатель Баранова Н. Р

г-к Железноводск 2024 г

Актуальность проекта.

Темочки:

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов.

В настоящее время народная культура и традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушными к истокам национальной культуры. Именно сейчас возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

. Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором.

Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки.

Особенностью фольклора являются то, что он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Незатейливые и простые малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Поэтому детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, словесному искусству. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинными и другими крупными жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Кроме того, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Песенки и потешки используются как в играх занятиях, так и во всех режимных моментах. Под них дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее. У ребенка при этом развиваются внимание, память, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развиваются координация и ловкость. Детский фольклор развивается интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит, формирует нравственные привычки.

Особую роль в приобщении детей к народному поэтическому слову, потешкам, сказкам имеет семья. Напевая ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговаривая потешку, прибаутку, мама и бабушка уже приобщают малыша к народному искусству, народной культуре.

К сожаленью, «живой фольклор» исчезает из жизни современной семьи: детей все реже или совсем не слышат колыбельные песни, добрые сказки на ночь, не играют в игры с пальчиками под песенки и потешки. Из бесед с родителями в первые дни пребывания ребенка в детском саду выясняется, что произведения фольклора практически не используются в семейной педагогике.

В настоящее время, когда вопросы нравственного воспитания и эстетического развития встают особенно остро, с ранних лет необходимо развивать у детей эмоциональное восприятие произведений устного народного творчества, что будет пробуждать в них творческого начало, патриотические чувства, формировать эстетическое восприятие мира.

Цель проекта : формирование патриотических чувств у детей раннего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством.

Задачи проекта :

1. Систематизировать произведения малых фольклорных форм по видам детской деятельности и режимным моментам.

2. Обогащать образовательную деятельность с детьми различными произведениями фольклора.

3. Приучать детей к слушанию народных песенок, потешек, сказок; формировать положительную реакцию на чтение.

4. Активизировать работу с родителями детей по использованию фольклора в семейном воспитании.

Методы проектной деятельности :

Словесный: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы во время организации ООД, в режимных моментах.

Наглядный: наблюдения, рассматривание картин, предметов быта, игрушек в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах и ООД.

Практический: продуктивная деятельность, упражнения во время образовательной деятельности и режимных моментах.

Сроки реализации проекта познавательный

групповой средней продолжительности с (1.11-1.12.23)

Участники проекта- музыкальный руководитель, воспитатели, дети группы раннего возраста, родители.

Формы работы с детьми

Разучивание песенок, потешек, речевые, пальчиковые, народные игры, отгадывание загадок игры на музыкальных инструментах.

Этапы реализации проекта :

1 этап (подготовительный)

1. Подбор методической и художественной литературы

2. Составление перспективного плана проекта

3. Составление картотеки потешек, используемых в режимных моментах, народных подвижных игр.

4. Анкетирование, родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в семейной педагогике, пальчиковых игр на основе фольклора

2этап –(основной) Организация и обогащение предметно-пространственной среды и

реализация перспективного плана работы с детьми и родителями воспитанников по данному проекту.

Проведение бесед, занятий, дидактических игр по ознакомлению с устным народным творчеством.

Рассматривание иллюстраций, чтение потешек, песенок,отгадывание загадок

Проведение подвижных народных игр.

Чтение художественной литературы детям.

Творческая мастерская: рисование, лепка, конструирование.

Создание в группе условий для реализации проекта : подбор книг в уголок, русских народных сказок, дидактических игр по теме проекта, музыкальных инструментов.

3 этап (заключительный) Обобщение полученных результатов знаний у воспитанников и их родителей об устном народном творчестве русского народа, о его влиянии на формирование нравственно-патриотических чувств детей раннего возраста. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.

Взаимодействие с семьей:

Подбор методических консультаций для родителей «Роль сказок воспитании ребенка» «Пальчиковые игры для детей 2-3лет» «Папка передвижка «Фольклор в семье»

Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый). частие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам. Оформление книжки-самоделки по устному народному творчеству.

Основные мероприятия реализации проекта.

Сроки проведения Образовательная область Форма работы Продукты проектной деятельности

ноябрь

1 неделя Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие» Беседа с детьми на тему «Народная культура, народная игрушка, знакомство с народным фольклором (потешками, сказками)

Привитие гигиенических навыков) с использованием фольклорных жанров- потешек и песенок. Рассказывание рус. нар. сказок «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и козлята «Три медведя»

Чтение русских народных потешек «Заяц Егорка» «Пошел котик на торжок» «Как у нашего кота»

Водичка –водичка»

«Застегнём застёжки

На твоей одёжке» «Раз,два,три,четыре,пять,собираемся гулять» «Кран откройся»

Лепка: Тема: «Пирожок для котика»

Дидактические игры: «Курочка Ряба», «Репка «Любимые сказки» Разрезные картинки: «Что у бабушки в лукошке?»«Три медведя» Сюжетно – ролевая игра «Печем пирожки для героев сказки «Теремок»

Игровое физкультурное занятие по сказке «Теремок» «Волк и семеро козлят» Подвижные игры:

«Репка», «Еду, еду.»,

«У медведя во бору»,

«Матрешки»;

2

неделя Художественно-эстетическое развитие Беседа с детьми на тему «Знакомство с народными инструментами : балалайка, дудочка, ложки, бубен. Музыкально-дидактическая игры: «Шумовой оркестр» «Угадай, на чем играет зайчик»

Рисование «Украсим деревянные ложки»

3 неделя «Познавательное развитие»

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие Беседа с детьми на тему «Русские народные игрушки» НОД Тема: «Подарок для Дуни»

НОД Тема: «Приключение матрёшек» (сенсорика)

Заучивание потешки

«Солнышко-ведрышко»

Рисование Тема: «Украсим тарелочку»

«Красивый полосатый

коврик»

Игры «Зайка серенький сидит и ушами шевелит «

Хороводные игры ««Пузырь»

Музыкально-

ритмические

движения: «Танец с

ложками»;

4 неделя «Физическое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие» «Знакомство с русским

бытом» Подвижные игры: «Ровным кругом» «Подарки»

Комплекс утренней гимнастики на основе русской народной хороводной игры «Заинька вокруг сада»

Лепка.

«Поможем Федоре»

(украсим горшочек)

Рисование Тема: «Украсим тарелочку»

Драматизация

сказки «Колобок»;

НОД Тема: «Знакомство с русской избой»

Литература:

1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград «Учитель», 2007.

2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. — 2005. № 1.

3. Давыдова О. И., Вялкова, С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка / О. И. Давыдова, С. М. Вялкова — М. : ТЦ Сфера, 2008.

4. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., — М., 2007.

5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

6. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина.

8. Мельников М. Н. Русский детский фольклор : М. : Просвещение, 1987–240с.

9. Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М. : Изд-во «Российское педагогическое Детство», 1999–208с.

10. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. — М. : Просвещение, 1987.

11. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков. ,1996.-127с.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»
Опубликовано: 28 октября 2024 в 23:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-творческий проект «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Наиля Баранова (УИ 700267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД