Наиля Баранова
Познавательно-творческий проект «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №15 «Капелька» п. Капельница, г-к Железноводск, Ставропольский край
Познавательно-творческий проект
«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной
культуры посредством фольклора»
Подготовила: воспитатель Баранова Н. Р
г-к Железноводск 2024 г
Актуальность проекта.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов.
В настоящее время народная культура и традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушными к истокам национальной культуры. Именно сейчас возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
. Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором.
Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки.
Особенностью фольклора являются то, что он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Незатейливые и простые малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Поэтому детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, словесному искусству. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинными и другими крупными жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Кроме того, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Песенки и потешки используются как в играх занятиях, так и во всех режимных моментах. Под них дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее. У ребенка при этом развиваются внимание, память, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развиваются координация и ловкость. Детский фольклор развивается интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит, формирует нравственные привычки.
Особую роль в приобщении детей к народному поэтическому слову, потешкам, сказкам имеет семья. Напевая ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговаривая потешку, прибаутку, мама и бабушка уже приобщают малыша к народному искусству, народной культуре.
К сожаленью, «живой фольклор» исчезает из жизни современной семьи: детей все реже или совсем не слышат колыбельные песни, добрые сказки на ночь, не играют в игры с пальчиками под песенки и потешки. Из бесед с родителями в первые дни пребывания ребенка в детском саду выясняется, что произведения фольклора практически не используются в семейной педагогике.
В настоящее время, когда вопросы нравственного воспитания и эстетического развития встают особенно остро, с ранних лет необходимо развивать у детей эмоциональное восприятие произведений устного народного творчества, что будет пробуждать в них творческого начало, патриотические чувства, формировать эстетическое восприятие мира.
Цель проекта : формирование патриотических чувств у детей раннего возраста посредством ознакомления с устным народным творчеством.
Задачи проекта :
1. Систематизировать произведения малых фольклорных форм по видам детской деятельности и режимным моментам.
2. Обогащать образовательную деятельность с детьми различными произведениями фольклора.
3. Приучать детей к слушанию народных песенок, потешек, сказок; формировать положительную реакцию на чтение.
4. Активизировать работу с родителями детей по использованию фольклора в семейном воспитании.
Методы проектной деятельности :
Словесный: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы во время организации ООД, в режимных моментах.
Наглядный: наблюдения, рассматривание картин, предметов быта, игрушек в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах и ООД.
Практический: продуктивная деятельность, упражнения во время образовательной деятельности и режимных моментах.
Сроки реализации проекта познавательный
групповой средней продолжительности с (1.11-1.12.23)
Участники проекта- музыкальный руководитель, воспитатели, дети группы раннего возраста, родители.
Формы работы с детьми
Разучивание песенок, потешек, речевые, пальчиковые, народные игры, отгадывание загадок игры на музыкальных инструментах.
Этапы реализации проекта :
1 этап (подготовительный)
1. Подбор методической и художественной литературы
2. Составление перспективного плана проекта
3. Составление картотеки потешек, используемых в режимных моментах, народных подвижных игр.
4. Анкетирование, родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в семейной педагогике, пальчиковых игр на основе фольклора
2этап –(основной) Организация и обогащение предметно-пространственной среды и
реализация перспективного плана работы с детьми и родителями воспитанников по данному проекту.
Проведение бесед, занятий, дидактических игр по ознакомлению с устным народным творчеством.
Рассматривание иллюстраций, чтение потешек, песенок,отгадывание загадок
Проведение подвижных народных игр.
Чтение художественной литературы детям.
Творческая мастерская: рисование, лепка, конструирование.
Создание в группе условий для реализации проекта : подбор книг в уголок, русских народных сказок, дидактических игр по теме проекта, музыкальных инструментов.
3 этап (заключительный) Обобщение полученных результатов знаний у воспитанников и их родителей об устном народном творчестве русского народа, о его влиянии на формирование нравственно-патриотических чувств детей раннего возраста. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Взаимодействие с семьей:
Подбор методических консультаций для родителей «Роль сказок воспитании ребенка» «Пальчиковые игры для детей 2-3лет» «Папка передвижка «Фольклор в семье»
Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый). частие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам. Оформление книжки-самоделки по устному народному творчеству.
Основные мероприятия реализации проекта.
Сроки проведения Образовательная область Форма работы Продукты проектной деятельности
ноябрь
1 неделя Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие» Беседа с детьми на тему «Народная культура, народная игрушка, знакомство с народным фольклором (потешками, сказками)
Привитие гигиенических навыков) с использованием фольклорных жанров- потешек и песенок. Рассказывание рус. нар. сказок «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и козлята «Три медведя»
Чтение русских народных потешек «Заяц Егорка» «Пошел котик на торжок» «Как у нашего кота»
Водичка –водичка»
«Застегнём застёжки
На твоей одёжке» «Раз,два,три,четыре,пять,собираемся гулять» «Кран откройся»
Лепка: Тема: «Пирожок для котика»
Дидактические игры: «Курочка Ряба», «Репка «Любимые сказки» Разрезные картинки: «Что у бабушки в лукошке?»«Три медведя» Сюжетно – ролевая игра «Печем пирожки для героев сказки «Теремок»
Игровое физкультурное занятие по сказке «Теремок» «Волк и семеро козлят» Подвижные игры:
«Репка», «Еду, еду.»,
«У медведя во бору»,
«Матрешки»;
2
неделя Художественно-эстетическое развитие Беседа с детьми на тему «Знакомство с народными инструментами : балалайка, дудочка, ложки, бубен. Музыкально-дидактическая игры: «Шумовой оркестр» «Угадай, на чем играет зайчик»
Рисование «Украсим деревянные ложки»
3 неделя «Познавательное развитие»
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие Беседа с детьми на тему «Русские народные игрушки» НОД Тема: «Подарок для Дуни»
НОД Тема: «Приключение матрёшек» (сенсорика)
Заучивание потешки
«Солнышко-ведрышко»
Рисование Тема: «Украсим тарелочку»
«Красивый полосатый
коврик»
Игры «Зайка серенький сидит и ушами шевелит «
Хороводные игры ««Пузырь»
Музыкально-
ритмические
движения: «Танец с
ложками»;
4 неделя «Физическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Речевое развитие»
«Познавательное развитие» «Знакомство с русским
бытом» Подвижные игры: «Ровным кругом» «Подарки»
Комплекс утренней гимнастики на основе русской народной хороводной игры «Заинька вокруг сада»
Лепка.
«Поможем Федоре»
(украсим горшочек)
Рисование Тема: «Украсим тарелочку»
Драматизация
сказки «Колобок»;
НОД Тема: «Знакомство с русской избой»
Литература:
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. — Волгоград «Учитель», 2007.
2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. — 2005. № 1.
3. Давыдова О. И., Вялкова, С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка / О. И. Давыдова, С. М. Вялкова — М. : ТЦ Сфера, 2008.
4. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., — М., 2007.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
6. Клиенов А. П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина.
8. Мельников М. Н. Русский детский фольклор : М. : Просвещение, 1987–240с.
9. Народное искусство в воспитании детей. Под. ред. Т. С. Комаровой, М. : Изд-во «Российское педагогическое Детство», 1999–208с.
10. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. — М. : Просвещение, 1987.
11. Флюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков. ,1996.-127с.