Ирина Кандакова
Познавательно — речевой проект с детьми подготовительной логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема: «Внедрение инновационных форм и методов в работу с детьми подготовительной логопедической группы через речевое развитие»
Руководитель проекта : учитель – логопед подготовительной логопедической группы
Тип проекта : познавательно – речевой.
Публикация «Познавательно — речевой проект с детьми подготовительной логопедической группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы, учитель – логопед, родители, социальные институты.
Срок реализации: февраль, март, апрель 2022 г.
Продукт проекта : создание альбома по технологии «Синквейн», создание альбома «Изографы»
Актуальность
Последние несколько лет внимание российского общества направлено на инновационные образовательные технологии в ДОУ—методы и приемы не традиционного воздействия на детей, что особенно важно для учителей-логопедов. С помощью инновационных методов и приемов реализуется образовательная или иная педагогическая, коррекционная задача, рассматривающая процесс достижения результатов.
Инновационные методы и приемы всегда соответствуют приоритетным направлениям науки, определенным государством, хотя изначально понятие «инновация» относилось к сфере экономики. Стремление всех педагогов, в том числе логопедов, придать своей профессиональной деятельности инновационный характер, прежде всего, обусловлено переходом российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики, обусловленной ФГОС. Логопеды, использующие инновации в коррекционно- педагогической работе, стремятся развивать у детей с нарушениями речи их индивидуальные способности, в том числе языковую способность, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков.
Инновационные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда - необходимое средство коррекционной работы с детьми, в особенности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекционно - развивающей работы и помогают достигнуть максимально успешных результатов в преодолении речевой патологии у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма, так как, находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.
Цель: Создать оптимальные условия для преодоления речевых нарушений и формирования полноценной эмоционально развитой и социализированной личности через использование современных инновационных методов и приемов.
Задачи:
ОО «Речевое развитие»
- Совершенствовать речь как средство общения. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирая и внедряя инновационные формы и методы (Песочная терапия, Синквейн, Изографы, Су – Джок терапия, Мнемотехника, Логосказки, Пластилинография, Биоэнергоплатика).
- Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Приучать детей к самостоятельности суждений. Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа.
- Продолжать работу по обогащению словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
- Продолжать учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями, автоматизировать поставленные звуки.
- Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Продолжать учить использовать детьми полученных навыков в самостоятельной речевой деятельности.
ОО «Познавательное развитие»
- Продолжать развивать навыки учебной деятельности: внимательно слушать педагога, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
- Развивать познавательные интересы, любознательность и познавательную мотивацию, интереса к учебной деятельности и желания учиться;
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к пожилым людям (ветеранам); учить помогать им.
- Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей, умение слушать собеседника, не перебивать.
- Продолжать формировать основы культуры поведения и вежливого общения (при взаимодействии с социальными институтами, воспитывать привычку без напоминаний использовать в общении со сверстниками и взрослыми формулы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
ОО «Физическое развитие»
- Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
- Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве, развивая общую и мелкую моторики.
Планируемые результаты:
• Повышение собственной компетентности по формированию речевых умений у дошкольников через использование инновационных методов и приемов.
• Овладение детьми навыками выразительной, правильной речи.
• Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через инновационные методы и приемы (используя игровой прием «Изографы», «Пластилинографию», технологию «Синквейн», «Биоэнергопластику», «Песочную терапию»)
• Использование детьми полученных навыков в самостоятельной речевой деятельности (грамматически правильно высказывается, связно говорит).
• Умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
• Согласование слов в предложении, совершенствование диалогической и монологической формы речи.
• Успешное обучение в 1 классе в школе.
• Повышение у детей эмоционально положительного отношения к речевой деятельности.
• Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.
• Уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к пожилым людям (ветеранам);
Этапы работы над проектом.
1. Этап – подготовительный (последняя неделя января2022– первая неделя февраля 2022г.)
2. Этап – основной (07.02.2022 г. – 28.04.2022 г.)
3. Этап – заключительный (29.04.2022 г.)
1. Подготовительный – январь - февраль– 2022 год
№
п/п Процесс работы Сроки
1 Изучение методической, педагогической, научной, литературы, интернет - ресурсов. январь
2 Подборка материалов инновационных методов и приемов по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста январь
3 Подборка материала для работы с родителями по данной теме. февраль
4 Педагогическое наблюдение за индивидуальным развитием детей по речевому развитию февраль
5 Составление плана проекта. февраль
6 Ознакомление с планом проекта на родительском собрании (через родительский чат). февраль
2. Основной - февраль – апрель 2022 год
№
п/п Процесс работы Сроки
1 ОД «Песочная страна» с использованием метода песочной терапии февраль
2 Пальчиковые игры с использованием Су-джок терапии» февраль
3 ОД с использованием мнемотехники в развитии речи детей на тему «Зимушка-зима» февраль
4 ОД с использованием Логосказок в речевом развитии детей февраль
5 Интерактивная игра «Поиграем в изографы» март
6 ОД «Пластилинография, как способ развития речи ребенка» март
7 ОД с применение технологии «Синквейн» март
8 Игр с элементами ТРИЗ-технологий март
9 Логоритмика в играх детей дошкольного возраста апрель
10 Развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики – «Биоэнергопластика» апрель
11 Кинезиология в играх детей апрель
12 Компьютерные игры по развитию речи апрель
13 Конкурс чтецов по патриотическому воспитанию «Этот День Победы» апрель
3. Заключительный, апрель 2022 год.
№
п/п Процесс работы Сроки
1 Итоги педагогического наблюдения за индивидуальным развитием детей по речевому развитию. апрель
2 Изготовление альбома по технологии «Синквейн», изготовление альбома по игровой технологии «Изографы». апрель
3 Защита углубленной работы март
Работа с родителями
Перспективный план по работе с родителями на: февраль – апрель 2022 г.
№ Мероприятия Срок Ответственный
1 Разработка блока для родителей в соцсетях (родительский чат) и распространение информации для родителей.
Анкетирование «Речевое развитие ребенка» февраль Уч - логопед
И. А. Кандакова
2 Консультация «Песочная терапия» февраль Уч - логопед
И. А. Кандакова
3 Буклет «С крупой играем, речь развиваем» Февраль Уч - логопед
И. А. Кандакова
4 Памятка «Правила общения с ребенком» февраль Уч - логопед И. А. Кандакова
5 Домашняя картотека игр по «Су-джок терапии» март Уч - логопед И. А. Кандакова
6 Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Март Уч - логопед И. А. Кандакова
7 Логопедический класс «Роль Логосказок в речевом развитии детей» март Уч - логопед И. А. Кандакова
8
Консультация «Изографы как способ развития познавательной сферы детей с ОНР» апрель Уч. -логопед И. А. Кандакова
10 Памятка «Как с ребенком нарисовать изограф» апрель Уч. -логопед И. А. Кандакова
11 Практическая консультация «Применение технологии «Синквейн» в домашних условиях» апрель Уч. -логопед И. А. Кандакова
Взаимодействие с социальными институтами
№ Мероприятия Сроки
1 Посещение районной детской библиотеки Февраль, 2022 г.
2 Посещение Архивного отдела Март, 2022 г.
3 Посещение Александровского историко-краеведческого музея Апрель, 2022 г.
4 Встреча с членами Александровского районного совета ветеранов Апрель 2022 г.
Используемая литература:
1. В. М. Акименко «Новые логопедические технологии», (Су-джок-терапия). Ростов-на-Дону, 2008г.
2. Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская «Логосказки». Санкт-Петербург, 2002 г.
3. А. Ф. Братченко, Л. Ф. Сербина, «Изографы». Ставрополь.
Горбатенко О. Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа "Детство") - Волгоград: Учитель, 2006.
4. О. Е. Громова «Инновации в логопедическую практику». Москва, 2008 г.
Н. В. Нищевой «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Санкт-Петербург, 2016г.
5. Ньюмон С. «Игры и занятия с особым ребенком» руководство для родителей. - Москва: «Теревинф», 2011.
6. Ткачёва В. В. «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование». — М. : Национальный книжный центр, 2014 г.
7. О. И. Лазаренко «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика». Москва, 2014г.
8. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие /Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 112 с.
9. Волков Б. С., Волкова H.B. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие. Издательство: Сфера, 2014. - 260 с.
10. Ельцова O.M. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Разработано в соответствии с ФГОС. Издательство: Детство-Пресс, 2015.- 437 с.
11. Кузеванова O.B. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ O.B. Кузеванова, T.A. Коблова. // Детский сад: теория и практика - 2012. - № 6.
12. Сьшченко E. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. — СПБ: 000 «Издательство «Детство — пресс», 2012.-256 с.
13. О. Ф. Васькова А. А. Политыкина «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012
Интернет-ресурсы
1. Источник: "Pedagogic.ru. Библиотека по педагогике" :
2. https://pedagogic.nEbooks/item/ffl0/s00/z0000009/index.shtml
3. Источник: dittp ://www.rg.ru/2013/l l/25/doshk-standart-dok.html