Светлана Серебренникова
Познавательно-развлекательная программа как форма игрового межличностного общения в детском саду
▼ Скачать +Заказ
Развитие дошкольного образования, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предполагает создание условий, совершенствование системы форм, приемов и методов работы по всестороннему развитию дошкольников, подготовке их к обучению в школе и к социальному взаимодействию с другими людьми. В связи с этим развитие навыков межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, выявление потенциала в досуговой деятельности в общении между дошкольниками является актуальным.
Публикация «Познавательно-развлекательная программа как форма игрового межличностного общения в детском саду» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Формирование личности ребенка, его отношения к окружающим происходит в дошкольном возрасте, когда он познает окружающую социальную действительность в его взаимосвязях и проявлениях. Интенсивное усвоение опыта поколений происходит при взаимодействии дошкольника с окружающими его взрослыми людьми, родителями, сверстниками.
Использование познавательно – развлекательные программ нацелено на гармонизацию и развитии отношений старших дошкольников со сверстниками, воспитания у детей навыков эффективного межличностного взаимодействия со сверстниками. Зачастую воспитателям, педагогам – музыкантам приходится сталкиваться с реальной несформированностью, конфликтностью общения дошкольников в группе ДОУ, которые проявляются, в том числе, и в их совместной игровой деятельности. И в этом случае познавательно-развлекательная программа - эффективнейшее воспитательное средство формирования личности, относящееся к духовной сфере жизни человека. В исследованиях современных педагогов и психологов (Т. С. Комарова, A.B. Даринский, М. Б. Зацепина, A.B. Антонова) досуг определяется сложным социальным явлением, включающим в себя творчество, отдых, праздник, самообразование и развлечение. Характерные черты организации досуговой деятельности как праздника и развлечения изучались многими исследователями (А. И. Ходькова, B.C. Левшина, Г. Н. Тубельская, С. И. Бекина и др.). Обычно досуг рассматривается как развлечение ребенка, т. е. в узком направлении. Вместе с тем досуг дошкольника является средством развития познавательных интересов. Этим обусловливается противоречие между сущностью досуга как интегративного, целостного феномена и особенностями организации досуговой деятельности в дошкольной образовательной системе с позиции детского праздника и развлечения и главное – игры.
Согласно вывода С. А. Шмакова., профессора Липецкого педагогического института, автора большого количества изданий по вопросам игры, который утверждает, что игра в своем видовом разнообразии полифункциональна. По словам Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой, автора программы «Элементарное музицирование», «для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственную возможную форму участия в художественной деятельности. Игровое обучение – это скрытое, недирективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат»
Познавательно-развлекательная программа относится к сфере организованного отдыха и игрового межличностного общения. Являясь разновидностью игры, она обладает специфичностью, а именно: наряду с развлечением, приятным времяпрепровождением несет большую познавательную ценность, соединяя игровые эпизоды и включая в процесс игры участников и болельщиков. Наиболее яркой особенностью познавательно-развлекательных программ является их комплексность: совокупность разнообразных творческих заданий, действий, музыкально - игровых форм (эстафета, игра, считалка и, аукцион и аттракцион, загадка и скороговорка, викторина, спонтанная музыкальная импровизация, составляющих единое целое, а также использование музыки, системы выразительных средств психолого-педагогического воздействия. Сценарий – это своего рода драматургическая основа программы; в нем в определенной логической последовательности излагаются отдельные элементы игрового действия, обеспечиваются связки-переходы между ними, раскрывается тема, развивается основная идея, предусматриваются средства активизации аудитории.
Перечислим основные функции игры:
-воспитательная функция: игра влияет на развитие ребенка как личности, позволяя ему функционировать в качестве полноправного члена детского коллектива, формируя такие нравственные и личностные качества, как патриотизм, коллективизм, гуманность, дружелюбие, интернационализм пр. ;
- функция межнациональной коммуникации заключается в универсальности и общечеловеческой сущности игр. Межнациональны игры потому, что у них единая родочеловеческая основа, именно поэтому они так сближают людей;
-функция самореализации личности- одна из основных социальных функций. Смысл ее в реализации намерения желания самим играющим здесь важен не результат, а сам процесс игровой деятельности. Не все участники игры могут стать победителями, не это важно: важно то, что они осознали себя личностью, получили возможность для реализации своего творческого потенциала;
-диагностическая функция игры – это способность игры распознавать, определять отклонения в поведения детей. Кроме того, игра, создавая специальные условия для самовыражения детей, убедительно раскрывает в них детское, личностное, свидетельствует о том, что дети могут быть непослушны, дерзки, шумливы, озорны, капризны, агрессивны, конфликтны т. п. А. С. Макаренко в «Лекциях о воспитании детей» подтверждал диагностичность игры: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»
-игротерапевтическая функция основана на применении игры в качестве средства терапии по отношению к детям, имеющим отклонения здоровья, физического и психического; игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в общении с окружающими- сверстниками или взрослыми.
-функция коррекции ориентирована на оздоравливание детей, значительной части которых свойственна вспыльчивость, замкнутость, агрессия, обидчивость.
Успех мероприятия познавательно-развлекательной направленности во многом зависит от выполнения ряда правил и требований. Назовем их:
1. Четкое осмысление цели мероприятия, которая должна быть интерпретирована и доведена до участников и организаторов программы. Обязательное соответствие формы познавательно-развлекательного мероприятия, а также всех игровых заданий его цели и основному содержанию.
2. Органическое соединение в эстетики, музыки познания и творчества, социальной насыщенности и развлекательности, нравственности и информативности.
3. Соблюдение принципа последовательности, который рекомендует: каждое последующее задание должно быть взаимосвязано с предыдущим.
4. Обязательное оценивание каждого выполненного игрового задания, иначе возникнет впечатление незавершенности на конкретном этапе программы. Не менее значим и ритуал награждения победителей. В начале желательно высказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почетное место», а уже затем награждать победителей. Награды не должны быть равноценными, могут быть придуманы награды для активных болельщиков, зрителей в виде вымпела, значка, рисунка, игрушки и аплодисментов.
В проведении игровых досуговых программ необходимы определенные подходы. Остановимся на некоторых из них.
Первый подход: гадальный. Гадальный подход применяется во многих играх: это и «чет - нечет», и всевозможные встречальные лотереи и др. Гадальный подход хорош тем, что он возбуждает особый интерес и активизирует участие детей в играх и конкурсах.
Второй подход: условный. В основе любой игры всегда есть условие. Панфилов утверждает, что условие (условность) - это особенный, воображаемый, символический, существующий только в игре мир. Поэтому условие в игре идет на первом месте, и только за ним идут правила игры. Именно условием игры отличаются друг от друга.
Одним из самых интересных подходов является смеховой. В природе смеется только человек. Животным это не дано. Смех - это очень мощный манок. Если во время вашего выступления люди смеются или улыбаются, значит, вы на правильном пути. В связи с этим можно привести интересный факт: ученые обнаружили, в каком полушарии мозга находится «центр смеха» (оказалось, в правом). Нашли и «материальные» доказательства лечебного эффекта. Поэтому, применяя в своей работе смеховой подход, мы не только развлекаем людей, но и оздоровляем их. Тем более надо этот подход применять при работе с детьми.
В ходе изучения научно – методической литературы по работе с детьми в педагогике, психологии, социально – культурной деятельности выделяются основные принципы проведения детских игровых программ : ребенок должен быть в центре игровой деятельности; каждому ребенку дается право выбора; игра – дело добровольное; каждый ребенок — индивидуальность и имеет право на уважение; игра — это взаимодействие взрослых и детей. Забота и внимание к каждому ребенку должны демонстрироваться все время; равноправие, доступность игры для всех детей, толерантность и особое внимание к тем, кто испытывает трудности; право на безопасную игру; игра должна происходить в соответствии с законом о детской безопасности, охране детских прав, здоровья и благополучия; игра, доступная для всех.
Таким образом, игра – одно из самых полезных занятий для детей, она обеспечивает здоровье, долголетие, помогает установить хорошие взаиомоотношения между людьми, а познавательно- развлекательные программы способствует формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Антипова Т. В. Познавательно-развлекательная программа как форма игрового межличностного общения, технология ее организации. – Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1998, с. 29-31);
2. Волина В. Учимся инра – М., «Новая школа», 1994.-448с.
3. Генкин Д. М., КоновичА. А. Массовые театрализованные праздники и представления. Учебно- методическое пособие. - М. ,ВНМЦ НТ И КПР,
1985, 97 с.
4. Игры. Энциклопедический сборник. СостюВ. А. Черноземцев, -Юж. Урал. кн. изд-во, 1995.-800с.
4. Туманов И. М. Режессура массового праздника и театрализованного концерта. -М., «Просыещение2, 197. -87с.
5. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизации и законы бытия: моногр. – М. :УРСС, 2012.