Наталья Репина
Познавательно-исследовательское занятие «Что мы знаем о воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :Опытным путём знакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть и т. д) и агрегатными состояниями.
Задачи занятия :
1. Формировать представления о переходе воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого в газообразное и наоборот.
2. Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств объекта и его характерные свойства.
3. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
4. Учить детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагая свои мысли понятно для окружающих
Публикация «Познавательно-исследовательское занятие „Что мы знаем о воде?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
5. Продолжать работу по обогащению бытового природоведческого словаря.
6. Развивать познавательный интерес, речь, мышление, внимание, память.
7. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
8. Подвести детей к выводу, что в природе всё взаимосвязано.
Словарная работа: Лаборатория, исследователи, спиртовка, горючая жидкость.
Интеграция областей: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.
Оборудование:
Для воспитателя: Ёмкость со льдом, спиртовка, металлическая чашечка, спички, зеркало, щипцы, халат.
Для детей: пластмассовые стаканчики разного размера, тарелочки, ложки, цветные полоски из картона, кисти, краски, салфетки, фартуки, бутылочки с водой (на каждого ребёнка,сахар, флакон с духами, фломастеры.
Демонстрационный материал: письмо от «Сестричек -капелек», схема «Превращения капельки», Панно «Свойства воды»
Ход занятия:
1 часть: Подготовительная
Организационный момент (психологический настрой детей)
Вос-ль: Придумано кем- то просто и мудро,При встречи здороваться, Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам! (здороваются с гостями)
Вос-ль: Я хочу пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься и узнавать много нового.
Вос-ль: Ребята, к вам в группу сегодня пришло письмо, посмотрите (показывает конверт).Хотите узнать от кого оно? (ответы детей)
(Воспитатель зачитывает письмо)
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам сестрички-капельки. Помогите нам.
Жили мы дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минутурасчёсывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую льдинку. А третья успела спрятаться и осталась капелькой. Льдинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотелапризнать в капельке и «паринке» родных сестёр. Ребята помогите! Докажите, что мы,капелька, льдинка, и «паринка», – родные сестры»
Вос-ль:Ребята, поможем капелькам? (ответы детей)
Для этого нам нужно исследовать свойства воды. Представьте, что ваша группа, это научно-исследовательская лаборатория. А мы все учёные, работающие в ней. Учёные работают в специальной одежде. Для этого вы сейчас оденете фартуки, а я халат.
Вос-ль: Все сотрудники лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус, без разрешения.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал — убери на место.
А теперь пройдём в нашу лабораторию,проводить опыты.
(Дети проходят к столам, где приготовлено оборудование для проведения опытов)
2 часть: Практическая (опытно-экспериментальная)
Опыт № 1 «Вода жидкость, может течь»
На столах бутылочки с водой и пустые стаканы (на каждого ребёнка). Предложить налить немного воды из бутылки в стакан. Вопрос: «Вода льётся или нет? Почему?»
Вывод: Вода жидкая, льётся, течёт.
Опыт № 2 «У воды нет запаха»
Предложить понюхать воду в стаканах. Чем она пахнет? (ответы детей) Затем предложить понюхать другую жидкость- духи, пахнет или нет?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт № 3 «У воды нет вкуса. Вода-растворитель»
Предложить детям попить воду в стаканах, какая она на вкус? (безвкусная).Затем дети размешивают в стаканчике сахар. Что произошло с сахаром (он растворился). После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.
Вывод: Вода растворяет вещества и приобретает их вкус.
Опыт № 4 «Вода прозрачная, не имеет цвета»
У детей на столах полоски цветной бумаги, краски, кисточки и стаканы с водой. Предложить посмотреть на полоску бумаги,сквозь воду. Вам видно полоску? Что мы можем сказать о воде, какая она (прозрачная, через неё видно).Определить цвет воды, приложив полоски к стаканам. Можно ли сказать, что цвет воды совпадает с одним из цветов бумаги? (ответы детей) Какого же цвета вода (бесцветная) Предложить детям набрать краску на кисточку и добавить в воду. Что теперь стало с водой? (ответы детей)
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная,но она меняет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Вос-ль: Ребята, мы с вами провели много опытов, долго сидели за столами, устали. Давайте с вами немного отдохнём, и сделаем друг другу массаж.
Физминутка «Дождь» (массаж спины)
Дети встают парами и выполняют указанные ниже движения.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам. (Хлопают ладонями по спине)
Гром! Гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек. (Поколачивают кулачком)
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят. (Постукивают пальчиками)
Только мой братишка в луже
ловит рыбу нам на ужин. (Поглаживают спину ладошками)
(Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж ещё раз)
Вос-ль: Ребята, нам надо сделать ещё один опыт. Только его я буду проводить самостоятельно, а вы будете наблюдать. Проходите, садитесь удобнее и начнём наше исследование. (Дети садятся на стульчики вокруг стола)
Опыт № 5 «Три состояния воды»(проводит воспитатель)
На столе чашечка со льдом, ложка, спиртовка, щипцы, спички, зеркало. Что такое лёд? (ответы детей). Над пламенем нагревается лёд, он тает. Вывод: От тепла лёд превращается в воду.
Продолжаем нагревать воду. Она превращается в пар.
Вывод: При сильном нагревании вода испаряется, превращаясь в пар.
Вос-ль: Ребята. А где мы ещё можем наблюдать превращение воды в пар (ответы детей)
Над паром устанавливается прохладное зеркало. Пар, касаясь зеркала, охлаждается и превращается в воду.
Вывод: При охлаждении пар превращается в воду.
Общий вывод: Вода имеет три состояния: твёрдое- лёд, жидкое-вода, газообразное-пар.
Вос-ль: Пришло время поиграть, вы согласны?
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель – мама-Тучка, а ребята - её детки -капельки. Мама -Тучка показывает, что им делать. «Полетели капельки на землю».(Капельки прыгают, разбегаются, танцуют) (Музыка- звуки дождя) «Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками» (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.).(Музыка -журчание ручья) «Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют» (Музыка- журчание реки) «Текла-текла речка и попала в море. (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).(Музыка-плеск моря) Плавали-плавали Капельки в море, а потом вспомнили, что мама- Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз и солнышко пригрело. -Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (капельки вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме- Тучке.
3часть: Заключительная (итоговая)
Вос-ль: Ребята! Сегодня мы многое узнали о воде. Давайте вспомним её свойства. (На доску выставляется панно «Свойства воды»)
Вос-ль: А теперь вспомним о превращениях воды. (Выставляется схема «Превращения капельки») Как каплю воды превратить в лёд? Дети: Поместить в морозилку, отнести на холод, мороз. (В пустом секторе между каплей и льдом дети рисуют снежинку)
Вос-ль: А как лёд превратить в воду? Дети: Нагреть. (Между льдом и каплей дети рисуют солнышко) Вос-ль: Как воду превратить в пар? Дети: Нагреть. (Между каплей и паром дети рисуют солнышко) Вос-ль: Как пар превратить обратно в воду? Дети: Охладить. (Между паром и каплей дети рисуют снежинку) Вос-ль:Можем ли мы теперь сказать,что льдинка, капелька и «паринка» родные сёстры. (ответы детей)
Вос-ль:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане,
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Вос-ль: Ребята, за активное участие в проведении опытов, капельки угощают вас вкусным соком.