Папки-передвижки

Познавательно-исследовательское развитие детей старшего дошкольного возраста в системе музейной педагогики

Наталия Решетникова
Познавательно-исследовательское развитие детей старшего дошкольного возраста в системе музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка, на формирование познавательных интересов детей через их включение в различные виды деятельности, на полноценное развитие интегративных качеств детей. От современного ребенка требуется активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а от нас, воспитателей, поиск новых моделей и форм организации деятельности детей. Для решения данной задачи, наряду с другими методами и формами работы, я использую музейную педагогику,

Публикация «Познавательно-исследовательское развитие детей старшего дошкольного возраста в системе музейной педагогики» размещена в разделах

которая приобретает все большую популярность в системе дошкольного образования.

Погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.

Использовать музейную педагогику мы начинаем уже в1 мл. группе на уровне создания выставок. А планомерная, систематическая работа по погружению детей в мир образов, явлений, предметов через предметно-развивающую среду мини-музеев начинается со 2 мл. группы и продолжается до выпуска детей из детского сада. Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея. Дети посещают музеи, знакомятся с правилами поведения в музее, учатся «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.

Так познавательная и интересная экскурсия в краеведческий музей дала возможность нашим детям прикоснуться к прошлому нашего города, нашего народа, посещение выставки тропических бабочек раскрыло перед детьми разнообразный, загадочный мир насекомых (слайд 2). Дети не только знакомятся с профессией «экскурсовода», но и сами начинают проводить экскурсии для своих товарищей, для детей младших групп, родителей и гостей из других ДОУ.

Работая в данном направлении, мы с детьми и родителями организовали и оформили несколько музеев. Я приглашаю вас на небольшую виртуальную экскурсию по нашим музеям.

(слайд 3) Итак, первый мини-музей «Зимняя сказка» был создан в декабре 2012 года. Дети лепили, рисовали, разучивали песни и стихи о зиме, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

(слайд 4) Дети учились совместно работать, искать и собирать информацию анализировать и систематизировать ее. Так в нашем музейном альбоме появились странички: «Откуда пришел обычай наряжать елку?», «Где живет дед Мороз?», «Зимние месяцы». Исследовательская деятельность помогла детям самостоятельно определить свойства снега и льда, какие бывают снежинки.

(слайд 5) Дети участвовали в конкурсах и акциях: «Оставим елочку в лесу»,

(слайд6) «Покормите птиц зимой».

Знания, полученные детьми, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал. Заключительным этапом работы этого музея стали дни открытых дверей для родителей. В течении недели родители имели возможность посетить наш музей, посмотреть результаты продуктивной деятельности детей, получить информацию о том, что дети узнали, чему научились во время работы над данным проектом.

Проанализировав программу «От рождения до школы» обнаружила, что в ней очень мало затронута тема «Космоса». В то же время увидела большой интерес детей к данной теме. Решая эту проблему, мы с детьми и родителями создали музей «Космос», который функционировал в нашей группе 2 месяца (март-апрель 2013 г.) (слайд 7-9)

В рамках реализации проекта для погружения детей в данную тему я проводила беседы, игры-путешествия, дидактические игры. Особый интерес у детей вызывала экспериментальная деятельность, в процессе которой дети самостоятельно смогли найти ответы на вопросы: «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения», «Почему день сменяется ночью?», узнали, что звезды на небе есть не только ночью, а луну никто не погрыз, просто у нее такое освещение. Занимаясь художественным творчеством, ребята лепили панораму открытого космоса, рисовали веселых марсиан на их родной планете, конструировали космические летательные аппараты из бросового материала и сочиняли фантастические истории о них. К концу проекта значительно расширился кругозор детей. У них появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Третий мини-музей - «Страна цветов». (слайд10-12)

Образовательную деятельность детей проводила в игровой форме с использованием проблемных ситуаций. Так были проведены мероприятия «Этот разноцветный мир», «Путешествие к Фее Цветов». Проводились дидактические игры, наблюдения за цветами на клумбе. Наблюдения дополняла просмотром видеофильмов, картин, иллюстраций, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы.

На протяжении всего проекта дети совместно с родителями изготавливали цветы из разного материала, в разных техниках, которые пополняли экспозицию музея. Музей был открыт не только для наших родителей и детей других групп, мы представляли его и детям других детских садов в кинотеатре «Родина». Некоторые дети были участниками международного детского творческого конкурса на интернет-портале. В конце проекта совместно с детьми сняли для родителей видеоролик о цветах нашего музея, который продемонстрировали на родительском собрании.

Следующий музей, который мы организовали с детьми и их родителями музей «Город мастеров» (слайд 13-15). Начал он свою работу с ноября 2013 г.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами народного творчества и с народными традициями. А ведь это неотъемлемая часть культуры. Народное творчество позволяет отойти от традиционных форм обучения и выразить детям в рисунке, декоративной работе, поделке, игрушке свои чувства и эмоции, дает свободу, и вселяет уверенность в своих силах. У них развиваются художественные способности — творческое воображение, оценочное отношение, эмоциональная отзывчивость. Дети находятся в постоянном творческом поиске, создании собственных произведений, учатся выдвигать новые, неожиданные идеи, быстро и легко находят новые стратегии действия, Все это во многом играет определяющую роль в процессе подготовки и обучению в школе. В создании этого музея самое активное участие приняли родители (лепили игрушки, расписывали посуду, приносили имеющиеся у них дома предметы народных промыслов). В музее действовали такие экспозиции, как «Гжель», «Хохлома», «Русская матрешка», «Жостовские подносы», «Дымковская игрушка». После участия детей в международной миротворческой акции «Гирлянда дружбы», дети, и родители очень заинтересовались этой темой и в музее появилась экспозиция «Обереговые куклы на Руси».

Но параллельно с этим проектом, в преддверии великого праздника - День Победы, мы с детьми работали над новым проектом «Защитники земли русской», Воспитать, вырастить детей, которые любят свою Родину, знают историю своей страны, гордятся подвигом тех, кто отстаивал нашу мирную жизнь – очень важная задача для нас, взрослых. В процессе над этим проектом стал создаваться «Музей боевой славы»(слайд 16-17) Дети, совместно с родителями изучали семейные архивы, узнали, кто из родственников воевал, приносили фотографии, письма с фронта, ордена. Все это стало ценными экспонатами нашего мини-музея. Проводились встречи с интересными людьми, экскурсии к мемориалу славы и в краеведческий музей, в зал боевой славы. Таким образом, я погружаю детей в эту трудную для их понимания и важную для их воспитания, для их становления тему.

Посещая наши музеи и мероприятия, воспитатели тоже заинтересовались данным направлением работы. Они увидели, что мини-музей в группе позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов занятий. Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях. Для воспитателей я провела консультации по внедрению музейной технологии в воспитательно-образовательный процесс работы с детьми. Теперь в каждой группе есть свои мини-музеи. Все они очень разные по содержанию и оформлению, и все очень интересные и познавательные. Убедитесь сами (слайды 18-21).

В детском саду была проведена неделя мини музеев, заключительным этапом которой стал конкурс мини-музеев, где наш музей занял первое место (слайд 22)

В процессе планомерной, систематической работы педагогов, стал более активно работать мини-музей детского сада «Русская изба». Наши дети с большим удовольствием посещают все эти музеи. После определенных мероприятий (занятий, бесед, экскурсий в музей, встреч с работниками музея) дети отражают полученные знания и впечатления в продуктивных видах деятельности (слайды 23-25)

Работая в данном направлении, достигла определенных результатов. (слайд 30)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТОсуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТ В марте 2013 года ВИПКРО выпустил сборник "Инновации в дошкольном образовании", в котором опубликована статья Антоновой Н. Г. и Горенец Н. С.

Предметно-пространственная среда старшей группы №7 МБДОУ 107 г. ВолжскогоПредметно-пространственная среда старшей группы №7 МБДОУ 107 г. Волжского Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная предметно-пространственная среда, которая строится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательское развитие детей старшего дошкольного возраста в системе музейной педагогики
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 08:46
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательское развитие детей старшего дошкольного возраста в системе музейной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Решетникова (УИ 65849) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД