Светлана Серегина
Познавательно-исследовательский экологический проект «Отель для насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Центр развития ребенка д/с №16 «Сказка» г. Ивантеевка МО
Познавательно – исследовательский, экологический проект :
по образовательной области «Познание» в подготовительной группе
на тему : «Отель для насекомых»
Подготовили и провели
воспитатели высшей
квалификационной категории
Серегина Светлана Николаевна
Панкратова Юлия Владимировна
Сентябрь 2019, г. Ивантеевка
Паспорт проекта «Отель для насекомых»
Публикация «Познавательно-исследовательский экологический проект „Отель для насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Отель для насекомых
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«И для людей и для зверей природа - общий дом,
пусть будет всем уютно в нем!»
Актуальность : В этот период дошкольного детства закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим. Одним из направлений работы с детьми в детском саду является формирование экологического миропонимания. Мы хотели показать детям, что не все насекомые опасны, а наоборот, приносят неоценимую пользу людям. И для того, чтобы это осуществить, мы, с помощью «Отеля для насекомых», решили познакомить детей с «миром насекомых», помочь лучше узнать их и понять.
Предмет исследования: насекомые, их среда обитания…
Вид проекта : Познавательно – исследовательский, экологический, групповой.
По характеру контактов: открытый, детско-взрослый.
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Участники проекта : дети дошкольного возраста подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
География проекта : Россия. Московская обл. ,г. Ивантеевка.
Цель проекта : формирование экологического миропонимания и гуманное отношение к миру природы, по средствам знакомства детей с «миром насекомых».
Задачи:
Продолжать формировать познавательный интерес к объектам живой природы;
Расширять и систематизировать знания детей о характерных особенностях насекомых, среде их обитания, о питании;
Развивать умение анализировать и делать выводы, умозаключения. Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к живой природе, к окружающему миру, соблюдать правила поведения в природе.
Предполагаемый результат:
У детей появится интерес к объектам живой природы – насекомым.
Дети научаться узнавать и называть различные виды насекомых.
Дети узнают о пользе насекомых.
Сформируются основы познавательно-исследовательской деятельности.
Сформируется ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы, представления о том, что каждый человек, в том числе ребенок, может сделать для сохранения природы.
Усвоение детьми правил поведения в природе.
Полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, на занятиях по любым другим видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня.
Реализация данного проекта поможет детям в будущем относиться к своему организму, как к жизненно важной ценности, о которой необходимо заботиться, любить и беречь. .
Предполагаемый результат
Дети познакомятся с и художественным, декоративно – прикладным искусством, в которых встречается образ насекомых (лепка, рисование, аппликация, коллаж).
Дети познакомятся с подвижными играми, в которых встречается образ насекомых и будут знать песни них.
У родителей установятся партнерские отношения между собой.
Повыситься психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей.
У педагогов повышение профессиональной компетентности в вопросах экологического воспитания детей.
Описание изготовления «Отеля для насекомых»
Материалы: спилы, бамбуковые палки, кирпич, солома, трубчатые стебли, шишки, камни, глиняные горшки, металлические пластины, материал для изготовления отеля.
Мы изготовили достаточно прочный каркас из деревянной толстой фанеры и бруса, что позволило выдержать значительный вес содержимого, обеспечили водонепроницаемую конструкцию, пропитав морилкой и покрыли лаком, разместили «отель» в защищенном от солнца и ветра месте, установили на забетонированный фундамент с родителями, разместили весь наполнитель для насекомых с детьми.
1. Сверленные колоды (спилы, с отверстиями не более 2 см в диаметре, тщательно очищенные от остатков опилок, предположительно, станут популярным приютом многих очень полезных опылителей, таких как пчелы и одиночные осы, чьи личинки питаются тлей.
2. Красный кирпич ценится для одиночных пчел.
3. Солома привлекает насекомых, чьи личинки питаются многими вредителями.
4. Трубчатые стебли дают приют для одиночных пчел, которые опыляют первые цветы.
5. Шишки привлекают мух.
6. Перевернутые глиняные горшки, наполненные сеном привлекают различных насекомых, которые любят вредителей, таких как тля.
7. Камни уложены таким образом, чтобы между ними были отверстия, привлекают божьих коровок, которые прилетают, чтобы провести зиму. Их личинки истребляют много тли.
8. Солома, спрятанная за металлическими пластинами, привлекает насекомых, участвующих в разложении мертвой древесины.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный (информационный)
Сроки реализации: июнь 2019.
Основные мероприятия:
сбор информации,
сбор информации у педагогов других групп об отношении детей к насекомым.
сбор методического материала по теме (раскраски, наглядный материал, атрибуты для игр).
постановка проблемы перед участниками проекта, разработка плана реализации проекта, разработка модели отеля, подбор материала и оборудования.
2 этап – основной (практический)
Сроки реализации: июль 2019
Основные мероприятия:
1. Разработка чертежа отеля.
2. Строительство «Отеля для насекомых».
Работа с детьми: организация совместной детско-взрослой деятельности – беседы, наблюдения, игры, практическая, продуктивная деятельность, направленная на формирование основ экологической культуры у детей.
Работа с родителями по теме проекта :
привлечение родителей к строительству «Отеля для насекомых»,
оформление наглядной информации,
консультации, информирование о ходе реализации проекта.
Оснащение предметно-развивающей среды: оформление групп и участка (подбор литературы, игр по экологическому воспитанию);
Работа с педагогами: консультации, беседы, изготовление дидактического материала.
3 этап – завершающий (аналитический)
Сроки: август 2019 – сентябрь 2019
Основные мероприятия:
Подведение итогов реализации проекта «Отель для насекомых» Представление опыта работы на педагогическом совете.
Дидактическая- интерактивная игра
«Отель для насекомых – кто, где зимует?»
Цель: формирование экологической компетенции дошкольников о мире насекомых в холодное время года.
Задачи:
-формировать представления детей о том, как зимуют полезные насекомые;
-развивать познавательные способности детей в мире природы;
-воспитывать бережное отношение к флоре и фауне, правильному поведению в природе.
Ход игры.
1-я часть:
Детям загадывается загадка, они дают ответ, правильность ответа проверяем (клик) – на экране появляется насекомое. (шесть загадок)
1. В чёрных точках,
красный плащ носит жук.
Растеньям — страж.
С вредной тлёй воюет ловко Эта (божья коровка)
2. Кто чуть свет уже в полёте
От цветка и до цветка -
Вся в пыльце, весь день в работе
И жужжит наверняка!
Кто нам дарит мё д душистый:
Майский, липовый, лучистый,
Чтоб простуда не взяла? Это же… (пчела)
3. Её кокон, как яичко.
И летает, хоть не птичка.
Пьёт нектар она с цветка,
Опасается сачка… (бабочка)
Что за мушка?
4. Еле видно, на травиночке сидит.
Вся зеленая от макушки и вдоль спинки,
Только глаз, как золотой блестит (златоглазка)
5. Лесные Жители
Лучшие строители.
Ребятнёй кипучей
Дом построен самый лучший.
Из хвоинок, из иголок
Самый лучший в мире город.
(Муравейник и Муравьи.)
6. Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей)
2-я часть:
1-ый вариант: Расселяем насекомых на зимовку : может ребенок вместе с воспитателем посредством комп. мышки непосредственно на экране расселить в отеле насекомых и объяснить, кто и где предпочитает зимовать.
2-ой вариант: Ребенок указкой показывает и сопровождает рассказом о каждом конкретном насекомом, где он предпочитает зимовать в отеле. Воспитатель проверяет ответ ребенка, посредством компьютера, (клик)-на экране насекомое занимает свое место в отеле на зимовку.
Выполнила воспитатель Серегина С. Н.
Дидактическая игра «Кто где обитает, кто чем питается?»
Игра предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми. Состоит из двух картонных кругов, которые разделены на секторы с изображением пищи и среды обитания отдельного насекомого. И прищепок, на каждую из которых прикреплен муляж насекомого.
Насекомое Пища Среда обитания (жилище)
Стрекоза Комар Луг, трава у водоемов
Божья коровка Тля Листва, лиственные растения
Бабочка Сок, нектар (только пьет) Цветы на колумбариях,
на лугах, в садах
Пчела Нектар Луга с цветами, сады - улей
Кузнечик Колорадский жук В траве на лугах, полях, в траве
Гусеница Листья Листва, трава…
Паук Мухи, бабочки… Паутина
Муравей Гусениц, личиноки мухи, слизни, паутинные клещи,любят сладкое Муравейник
Цель игры –формирование представлений детей о мире насекомых.
Задачи:
Изучение особенностей питания и среды обитания каждого насекомого.
Игра способствует развитию речи, развитию мелкой моторики,, обогащению словаря, мышления, памяти, внимания.
Формирование экологического воспитания – понимания, что все в природе взаимосвязано.
Варианты использования игры:
1. Вредные – полезные насекомые. Определяем, чем питаются насекомые. Рассуждаем, к чему приводит подобный вариант. Цель достигается с помощью логических умозаключений: «Гусеница питается зелеными побегами и листьями, что является губительным для растений». Определяем к какой категории относится насекомое : «Следовательно, гусеница – вредитель». Кузнечики приносят больше пользы. Например, помогают избавляться от колорадского жука, облюбовавшего поля с картофелем, а еще мелких жучков, бабочек, личинок, клещей.
2.«Летающие - нелетающие насекомые» (познание)
3.«Один – много», «Большое –маленький» (развитие речи, познание)
4.«Кто лишний?» (развитие мышления)
5.«Найди ошибку» (развитие наблюдательности, внимания, мышления). Прикрепляем прищепки с изображением насекомых на сектор, не соответствующий их пищевым пристрастиям. Просим детей найти несоответствия.
6.«Кого не хватает?» (развитие внимания)
Демонстрируем наглядно детям всех насекомых, после чего убираем (прячем) 1-2 прищепки с насекомым. Просим восстановить ряд.
Выполнила воспитатель Серегина С. Н.
Список используемой литературы:
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005. – 160 с.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
3. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
4. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.