МААМ-картинки

Познавательно-исследовательский проект «Мир природы»

Анастасия Щипицына
Познавательно-исследовательский проект «Мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно-исследовательский проект «Мир природы»

Основание для разработки. Актуальность В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Мир природы“» размещена в разделах

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Приоритетное направление в работе детского сада: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.

Объект исследования:

Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о живой и неживой природы.

Предмет исследования:

Система игр как эффективное средство формирования экологических знаний о живой и неживой природы.

Гипотеза Игра может быть эффективным средством формирования экологических знаний о природе у старших дошкольников при соблюдении следующих педагогических условий:

- специального отбора привлекательных для детей этого возраста игр и насыщение их экологически значимым содержанием;

- включения игры в различные виды деятельности детей: наблюдение, труд, эксперимент и др.

- использования разнообразных педагогических методов и приёмов, обеспечивающих стимуляцию детей к самостоятельной игровой деятельности и проявлению творчества;

- учёта особенностей развития игровой деятельности данной группы, индивидуальных особенностей детей.

Участники Дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Масштаб:

Количество участников: Октябрь – Ноябрь Декабрь

25 детей, воспитатели, родители.

Цель Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи 1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе

6. Разработать систему экологически ориентированных игр для детей старшего дошкольного возраста

Стратегия и механизмы реализации I Подготовительный этап.

1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.

1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;

2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.

- Создание клуба «Неизведанное рядом».

- Один раз в месяц проводятся совместные "заседания" клуба (родители и дети) в форме развлечений, игр - занятий, досугов, консультаций.

- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).

3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме

III. Заключительный этап.

Диагностика и подведение результатов работы.

подведение итогов работы над проектом;

анкетирование родителей по теме: «Экология»;

мониторинг качества освоения материала детьми;

открытое занятие - развлечение для родителей "Чему мы научились" (по итогам проекта)

Ожидаемые результаты - развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в которой сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

-формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;

-развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

- развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;

- активизация словарного запаса;

- расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;

- накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;

- сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;

- получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.

Библиографический список 1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008

2. Дошкольное воспитание № 7 2000 г.

3. Дошкольное воспитание № 10 2003 г.

2. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве- М. : Новая школа. 1995.

7. Интернет ресурсы.

Дальнейшее развитие проекта Разработать проект “Мир природы” для детей подготовительной группы. Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

Методы работы:

исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

• наглядные

словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;

• технология моделирования

• релаксация;

игровой: (сюрпризный момент, игры)

Формы работы:

1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.

2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству

3. Целевые прогулки

4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.

5. Проведение занятий-опытов.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КЛУБА

"Путешествие в мир природы"

Месяц Тема Содержание

Октябрь

Открытое игра - занятие «Осеннее путешествие к Песочной фее» Дети совместно с родителями продолжают знакомиться с некоторыми явлениями неживой природы осенью : ветром; учатся устанавливать причинные связи по приметам; учатся использовать свойства песка с целью развития интереса к природным явлениям, логического мышления, внимания, чувства цвета и мелкой моторики ребенка

Ноябрь

Консультация «Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно - экспериментальных игр в домашних условиях» Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях

Декабрь

«Природа Волшебница»

(итоговое) Совместное игровое занятие - путешествие проводится на улице (на участке). Родители вместе с детьми учатся, используя полученные ранее знания о явлениях, особенностях, свойствах, характерных признаках неживой природы, создавать образы природы из природного материала с целью развития творческого мышления, воображения, эмоционального восприятия картин природы.

Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах деятельности. Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах деятельности с детьми ( например: Игры, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно - экспериментальная деятельность).

Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

Содержание проектной деятельности

месяц Форма взаимодействия с родителями Название

темы Цель Оснащение процесса Игры и опыты Взаимодействие с сотрудниками ДОО Предпо

лагаемый

результат

Октябрь Анкетирование,

информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное эколог. восп. ребенка знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях, папки – передвижки по теме. 1 неделя

"Песочные часы"

Выявить свойства песка и глины Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме

Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки) Опытно - экспериментальная деятельность в группе,

дети с интересом учавствовали, рассматривали и выявляли свойства песка и глины.

Д/И «Какое время года?»,

- Игра-опыт «Песчаный конус»

Опыт «Своды и тоннели» Поделится картотеками опытов

с педагогами на пед. совете о

Опытно - экспериментальной деятельности по теме. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Беседы дома: проведение с детьми бесед по теме «Огонь - наш друг, огонь - наш враг», «Служба «01» 2 неделя

"Огонь - друг, огонь - враг"

Познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем. Подборка худ. произведений, дидактических игр по данной теме, Коробок спичек; иллюстрации с изображением огня, который приносит пользу людям и огня, который опасен для человека; Ознакомление детей с окружающим миром.

Дидактическая игра «Правило поведения в лесу?»

П/И «Через ручеек»

Подвижные игры «Пожарные на учение», Взаимодействие с физкультурным инструктором:

Физкультурный досуг: «Юные пожарные» расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;

накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой

Тематические выставки.

Дети совместно с родителями продолжают знакомиться с некоторыми явлениями неживой природы осенью, предложить родителям поиграть в д/и «Когда это бывает» 3 неделя

"Солнце по небу гуляет"

Расширять знание детей о временах года, основных приметах осени. Подборка худ. произведений, дидактических игр по данной теме мультимедийная доска, презентация, большой красочный конверт с письмом, игровое пособие «Солнце», Ознакомление

детей с окружающим миром. Наблюдение детей на прогулке.

Подвижные игры

«Хитрая лиса», «Краски и щука».

Д/У «Какая сегодня погода?» Взаимодействие с методистом: подборка художественных произведений, стишков. расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;

накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;

Информ-е родителей, как правильно обеспечить полноценное эколог. воспит-е ребенка сред. Дошкольного возраста, предложить д/и дома «Раз, два, три дерево назови».

Выставка рисунков для родителей «Дорожка из осенних листьев.»

4 неделя

"Тайны осеннего леса"

"Образы земли. «Дорожка из осенних листьев.»

Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы : солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать взаимосвязи явлений неживой и живой природы.

Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал листок на землю - упал мазок на лист). Оборудование: картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, засушенные листья.

Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме. Экскурсия по парку Художественно-эстетическое развитие

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада от опавших листьев.

Подвижная игра

«Мы веселые ребята».

Рисование. Взаимодействие с младшим воспитателем в помощь с детьми во время экскурсии. развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Ноябрь Консультации о эксперементальной деятельности,

знакомить родителей с возможностью использования элементарных опытов дома, Опыт: «Где вода?» :

лупы, вода в стакане, снег. 1 неделя

"Взаимодействие воды и снега»

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме, магнитная доска, снежинки из бумаги и на магнитах, таз со снегом, салфетки, тарелки, мешочек с крахмалом. Опытно экспериментальная деятельность

П/И «Мышеловка».

Д/И «Где что?»

Опыт «Таяние льда в воде» Цель:Доказать закономерностичем больше льдинка, тем медленнее она тает.

Методист подборка художественных литературы:

Рудых С. Г. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада. формирование осознанно правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;

-развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы

Совместные игровые занятие путешествие проводится на участке.

Род-ли вместе с детьми учатся, используя полученные ранее знания о явлениях, особенностях характерных признаках неживой природы. 2 неделя "Свет вокруг нас"

Дать детям представление о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. Картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме.

Опытно экспериментальная деятельность.

Дидактическая игра «Вершки корешки»

Игра «Тень»

П/И «Охотники и зайцы» Взаимодействие с методистом: подборка художественных литературы:

Рудых С. Г. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Формирование осознанно правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;

Папки передвижки для родителей по теме, предложить родителям поиграть с детьми дома, см. картотеку. Д/У «Какая сегодня погода?» совместно с родителями понаблюдать: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?» 3 неделя

«Свойства воздуха»

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме, набор алгоритмов, картотека опытов «Свойства воды», кувшин с горячей водой, оргстекло. Подвижные игры

«Совушка», «Будь внимательным»

Опыт «Воздух расширяется»

Опыт «Воздух сжимается» Взаимодействие с методистом: подборка художественных литературы:

Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;

накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой

Знакомить родителей с возможностью использования элементарных опытов дома, выставка рисунков в родительском уголке «Цветок моей мечты», выставка поделок «Цветочная фантазия», папка с опытами и выводами, мини энциклопедия «Наши цветы» 4 неделя "Зачем растениям нужен свет" (Опыт в уголке природы)

Расширять представление детей, что для роста растения необходим свет. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме, мини энциклопедия «Наши цветы»

Ознакомление детей с окружающим миром.

Наблюдение за комнатным растением: «Как помочь растению?»

Подвижные игры

«С кочки на кочку», «круговорот», «Ветер».

Дидактическая игра «Какое что бывает?» Взаимодействие с методистом подбор литературы: Аветисян Л. А. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой формирование осознанно правильного отношения к объектам живой природы, экологического мышления; накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;

Декабрь Родители вместе с детьми учатся, используя полученные ранее знания о явлениях, особенностях характерных признаках неживой природы, беседы, рассказы в домашней обстановке: «Можно ли менять форму камня и глины?» 1 неделя

"Какие бывают камни"

Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме, камни различные по форме, цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней. Ознакомление детей с окружающим миром.

Подвижные игры «Волк во рву», «С кочки на кочку».

Д/ занятие: «Домики для камешков»

Дидактическая игра «Не природная тропа Взаимодействие с методистом: подборка художественных литературы:

Рудых С. Г. Формирование основ экологической культуры у детей расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;

накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой

Родители вместе с детьми учатся, используя полученные ранее знания о явлениях, особенностях характерных признаках неживой природы, беседы, рассказы в домашней обстановке: 2 неделя

Физкультурно-экологический праздник «В лес ходить – лес любить»

развитие экологической культуры детей в процессе ознакомления с лесом зимой.

Рисунки со следами зверей, корм для птиц, белки, лося, зайца, рисунки обычного дома и «дома природы», «запрещающие знаки», «письмо от зверей», природный материал, Физкультурный досуг

Игра «Собери мусор». Ребята собирают мусор в ведра, оборудуют место стоянки, (костер, спички, палатка, топор, ведро с дерном или песком, большая кастрюля, котелок) садятся вокруг костра.

Беседа «Как вести себя в лесу». Привлечение физкультурного руководителя Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

Консультация для родителей

«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

3 неделя

Беседы «как готовятся звери зимой

Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме. Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.

Игра «Лиса и зайцы»

Д/И «Кто, где живёт?»

Кто юркнул в дупло? (белка)

Кто спрятался в нору? (лиса)

Кто забрался под листья? (ёж) (Загадки) Подборка литературы с методистом Закрепят знания о диких животных. Узнают об их образе жизни. Познакомится с тем, как звери готовятся к зиме.

Совместные эксурсии, прогулки-походы в парк, сосновый лес, консультация,

-папки раскладушки, индивидуальные беседы, помощь в составлении альбома «Хвойные деревья» 4 неделя

«Ёлка - колкая иголка»

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хвойными деревьями.

разработка конспектов занятий, составление картотеки игр, подбор муз. произведений, иллюстративного материала;

-знакомство родителей с содержанием проекта ; Рассматривание альбома «Хвойные деревья», занятие «Лесная красавица ель»

занятие «Лес в жизни человека»

проведение консультации для сотрудников детского сада «Сохраним хвойные леса!»; Дети ознакомятся с хвойными деревьями,

Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы,

Библиографический список

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008

2. Дошкольное воспитание № 7 2000 г.

3. Дошкольное воспитание № 10 2003 г.

4. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве- М. : Новая школа. 1995.

7. Интернет ресурсы.

8. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М. : Просвещение, : ил. - (Б-ка воспитателя дет. Сада, 2006.-128с

9. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. - М. : Просвещение. : ил. -(Б-ка воспитателя детского сада) 2008- 128с.

10. Газман О. С, Харитонова Н. Е. В садик с игрой: Кн. Для учителя. – М. : Просвещение, 2007.-96с

11. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.

12. Сайты интернета для воспита

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Естественный дар природы-пчелиный мед» «Естественный дар природы-пчелиный мед» СЛАЙД №1 Здравствуйте! Меня зовут Жуковский Сергей. Мне пять лет. Я хожу в среднюю группу МБДОУ.

Познавательно-исследовательский проект «Ах, картошка» Цель: Формирование знаний о картофеле как одной из самых распространенных с/х культур Задачи: Образовательные: Познакомить детей с историей.

Познавательно-исследовательский проект «Космос» Актуальность: обогащая знания детей о космосе и солнечной системе, можно эффективно решать задачи развития познавательной, речевой активности;.

Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория неживой природы»Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория неживой природы» Проблема: Развитие наблюдательности, умение сравнивать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, умение делать.

Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Продолжительность проекта: одна неделя Тип проекта: познавательно- творческий Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.

Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группыПознавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группы .

Познавательно-исследовательский проект «Волшебный песок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Буратино» Познавательно-исследовательский проект «ВОЛШЕБНЫЙ.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Мир воды» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 Проект «Мир воды» познавательно-исследовательская.

Познавательно-исследовательский индивидуальный проект «Волшебный мир песка» ПРОЕКТ «Волшебный мир песка» «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию…. лучшая игрушка.

Творческо — исследовательский проект «Молодые защитники природы» Продолжительность проекта: среднесрочный. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: воспитатель, ребенок, родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Мир природы»
Опубликовано: 9 ноября 2017 в 19:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Мир природы»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Щипицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД