Анастасия Щипицына
Познавательно-исследовательский проект «Мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект «Мир природы»
Основание для разработки. Актуальность В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Мир природы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Приоритетное направление в работе детского сада: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.
Объект исследования:
Процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о живой и неживой природы.
Предмет исследования:
Система игр как эффективное средство формирования экологических знаний о живой и неживой природы.
Гипотеза Игра может быть эффективным средством формирования экологических знаний о природе у старших дошкольников при соблюдении следующих педагогических условий:
- специального отбора привлекательных для детей этого возраста игр и насыщение их экологически значимым содержанием;
- включения игры в различные виды деятельности детей: наблюдение, труд, эксперимент и др.
- использования разнообразных педагогических методов и приёмов, обеспечивающих стимуляцию детей к самостоятельной игровой деятельности и проявлению творчества;
- учёта особенностей развития игровой деятельности данной группы, индивидуальных особенностей детей.
Участники Дети 5-6 лет, воспитатели, родители.
Масштаб:
Количество участников: Октябрь – Ноябрь Декабрь
25 детей, воспитатели, родители.
Цель Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи 1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе
6. Разработать систему экологически ориентированных игр для детей старшего дошкольного возраста
Стратегия и механизмы реализации I Подготовительный этап.
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта.
1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
- Создание клуба «Неизведанное рядом».
- Один раз в месяц проводятся совместные "заседания" клуба (родители и дети) в форме развлечений, игр - занятий, досугов, консультаций.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).
3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме
III. Заключительный этап.
Диагностика и подведение результатов работы.
подведение итогов работы над проектом;
анкетирование родителей по теме: «Экология»;
мониторинг качества освоения материала детьми;
открытое занятие - развлечение для родителей "Чему мы научились" (по итогам проекта)
Ожидаемые результаты - развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в которой сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
-формирование осознанно - правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;
-развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;
- активизация словарного запаса;
- расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;
- накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
- сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;
- получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Библиографический список 1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
2. Дошкольное воспитание № 7 2000 г.
3. Дошкольное воспитание № 10 2003 г.
2. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве- М. : Новая школа. 1995.
7. Интернет ресурсы.
Дальнейшее развитие проекта Разработать проект “Мир природы” для детей подготовительной группы. Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.
Методы работы:
• исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
• наглядные
• словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
• технология моделирования
• релаксация;
• игровой: (сюрпризный момент, игры)
Формы работы:
1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству
3. Целевые прогулки
4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КЛУБА
"Путешествие в мир природы"
Месяц Тема Содержание
Октябрь
Открытое игра - занятие «Осеннее путешествие к Песочной фее» Дети совместно с родителями продолжают знакомиться с некоторыми явлениями неживой природы осенью : ветром; учатся устанавливать причинные связи по приметам; учатся использовать свойства песка с целью развития интереса к природным явлениям, логического мышления, внимания, чувства цвета и мелкой моторики ребенка
Ноябрь
Консультация «Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно - экспериментальных игр в домашних условиях» Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях
Декабрь
«Природа Волшебница»
(итоговое) Совместное игровое занятие - путешествие проводится на улице (на участке). Родители вместе с детьми учатся, используя полученные ранее знания о явлениях, особенностях, свойствах, характерных признаках неживой природы, создавать образы природы из природного материала с целью развития творческого мышления, воображения, эмоционального восприятия картин природы.
Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, мной разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах деятельности. Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах деятельности с детьми ( например: Игры, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно - экспериментальная деятельность).
Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.
Содержание проектной деятельности
месяц Форма взаимодействия с родителями Название
темы Цель Оснащение процесса Игры и опыты Взаимодействие с сотрудниками ДОО Предпо
лагаемый
результат
Октябрь Анкетирование,
информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное эколог. восп. ребенка знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях, папки – передвижки по теме. 1 неделя
"Песочные часы"
Выявить свойства песка и глины Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме
Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки) Опытно - экспериментальная деятельность в группе,
дети с интересом учавствовали, рассматривали и выявляли свойства песка и глины.
Д/И «Какое время года?»,
- Игра-опыт «Песчаный конус»
Опыт «Своды и тоннели» Поделится картотеками опытов
с педагогами на пед. совете о
Опытно - экспериментальной деятельности по теме. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Беседы дома: проведение с детьми бесед по теме «Огонь - наш друг, огонь - наш враг», «Служба «01» 2 неделя
"Огонь - друг, огонь - враг"
Познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем. Подборка худ. произведений, дидактических игр по данной теме, Коробок спичек; иллюстрации с изображением огня, который приносит пользу людям и огня, который опасен для человека; Ознакомление детей с окружающим миром.
Дидактическая игра «Правило поведения в лесу?»
П/И «Через ручеек»
Подвижные игры «Пожарные на учение», Взаимодействие с физкультурным инструктором:
Физкультурный досуг: «Юные пожарные» расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;
накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой
Тематические выставки.
Дети совместно с родителями продолжают знакомиться с некоторыми явлениями неживой природы осенью, предложить родителям поиграть в д/и «Когда это бывает» 3 неделя
"Солнце по небу гуляет"
Расширять знание детей о временах года, основных приметах осени. Подборка худ. произведений, дидактических игр по данной теме мультимедийная доска, презентация, большой красочный конверт с письмом, игровое пособие «Солнце», Ознакомление
детей с окружающим миром. Наблюдение детей на прогулке.
Подвижные игры
«Хитрая лиса», «Краски и щука».
Д/У «Какая сегодня погода?» Взаимодействие с методистом: подборка художественных произведений, стишков. расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;
накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
Информ-е родителей, как правильно обеспечить полноценное эколог. воспит-е ребенка сред. Дошкольного возраста, предложить д/и дома «Раз, два, три дерево назови».
Выставка рисунков для родителей «Дорожка из осенних листьев.»
4 неделя
"Тайны осеннего леса"
"Образы земли. «Дорожка из осенних листьев.»
Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы : солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать взаимосвязи явлений неживой и живой природы.
Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал листок на землю - упал мазок на лист). Оборудование: картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, засушенные листья.
Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме. Экскурсия по парку Художественно-эстетическое развитие
Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Подвижная игра
«Мы веселые ребята».
Рисование. Взаимодействие с младшим воспитателем в помощь с детьми во время экскурсии. развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
Ноябрь Консультации о эксперементальной деятельности,
знакомить родителей с возможностью использования элементарных опытов дома, Опыт: «Где вода?» :
лупы, вода в стакане, снег. 1 неделя
"Взаимодействие воды и снега»
Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме, магнитная доска, снежинки из бумаги и на магнитах, таз со снегом, салфетки, тарелки, мешочек с крахмалом. Опытно экспериментальная деятельность
П/И «Мышеловка».
Д/И «Где что?»
Опыт «Таяние льда в воде» Цель:Доказать закономерностичем больше льдинка, тем медленнее она тает.
Методист подборка художественных литературы:
Рудых С. Г. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада. формирование осознанно правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;
-развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы
Совместные игровые занятие путешествие проводится на участке.
Род-ли вместе с детьми учатся, используя полученные ранее знания о явлениях, особенностях характерных признаках неживой природы. 2 неделя "Свет вокруг нас"
Дать детям представление о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. Картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме.
Опытно экспериментальная деятельность.
Дидактическая игра «Вершки корешки»
Игра «Тень»
П/И «Охотники и зайцы» Взаимодействие с методистом: подборка художественных литературы:
Рудых С. Г. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Формирование осознанно правильного отношения к объектам неживой природы, экологического мышления;
Папки передвижки для родителей по теме, предложить родителям поиграть с детьми дома, см. картотеку. Д/У «Какая сегодня погода?» совместно с родителями понаблюдать: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?» 3 неделя
«Свойства воздуха»
Познакомить детей со свойствами воздуха.
Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме, набор алгоритмов, картотека опытов «Свойства воды», кувшин с горячей водой, оргстекло. Подвижные игры
«Совушка», «Будь внимательным»
Опыт «Воздух расширяется»
Опыт «Воздух сжимается» Взаимодействие с методистом: подборка художественных литературы:
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;
накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой
Знакомить родителей с возможностью использования элементарных опытов дома, выставка рисунков в родительском уголке «Цветок моей мечты», выставка поделок «Цветочная фантазия», папка с опытами и выводами, мини энциклопедия «Наши цветы» 4 неделя "Зачем растениям нужен свет" (Опыт в уголке природы)
Расширять представление детей, что для роста растения необходим свет. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме, мини энциклопедия «Наши цветы»
Ознакомление детей с окружающим миром.
Наблюдение за комнатным растением: «Как помочь растению?»
Подвижные игры
«С кочки на кочку», «круговорот», «Ветер».
Дидактическая игра «Какое что бывает?» Взаимодействие с методистом подбор литературы: Аветисян Л. А. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой формирование осознанно правильного отношения к объектам живой природы, экологического мышления; накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
Декабрь Родители вместе с детьми учатся, используя полученные ранее знания о явлениях, особенностях характерных признаках неживой природы, беседы, рассказы в домашней обстановке: «Можно ли менять форму камня и глины?» 1 неделя
"Какие бывают камни"
Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме, камни различные по форме, цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней. Ознакомление детей с окружающим миром.
Подвижные игры «Волк во рву», «С кочки на кочку».
Д/ занятие: «Домики для камешков»
Дидактическая игра «Не природная тропа?» Взаимодействие с методистом: подборка художественных литературы:
Рудых С. Г. Формирование основ экологической культуры у детей расширение знаний детей о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;
накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой
Родители вместе с детьми учатся, используя полученные ранее знания о явлениях, особенностях характерных признаках неживой природы, беседы, рассказы в домашней обстановке: 2 неделя
Физкультурно-экологический праздник «В лес ходить – лес любить»
развитие экологической культуры детей в процессе ознакомления с лесом зимой.
Рисунки со следами зверей, корм для птиц, белки, лося, зайца, рисунки обычного дома и «дома природы», «запрещающие знаки», «письмо от зверей», природный материал, Физкультурный досуг
Игра «Собери мусор». Ребята собирают мусор в ведра, оборудуют место стоянки, (костер, спички, палатка, топор, ведро с дерном или песком, большая кастрюля, котелок) садятся вокруг костра.
Беседа «Как вести себя в лесу». Привлечение физкультурного руководителя Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Консультация для родителей
«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
3 неделя
Беседы «как готовятся звери зимой
Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме. Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.
Игра «Лиса и зайцы»
Д/И «Кто, где живёт?»
Кто юркнул в дупло? (белка)
Кто спрятался в нору? (лиса)
Кто забрался под листья? (ёж) (Загадки) Подборка литературы с методистом Закрепят знания о диких животных. Узнают об их образе жизни. Познакомится с тем, как звери готовятся к зиме.
Совместные эксурсии, прогулки-походы в парк, сосновый лес, консультация,
-папки раскладушки, индивидуальные беседы, помощь в составлении альбома «Хвойные деревья» 4 неделя
«Ёлка - колкая иголка»
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хвойными деревьями.
разработка конспектов занятий, составление картотеки игр, подбор муз. произведений, иллюстративного материала;
-знакомство родителей с содержанием проекта ; Рассматривание альбома «Хвойные деревья», занятие «Лесная красавица ель»
занятие «Лес в жизни человека»
проведение консультации для сотрудников детского сада «Сохраним хвойные леса!»; Дети ознакомятся с хвойными деревьями,
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы,
Библиографический список
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
2. Дошкольное воспитание № 7 2000 г.
3. Дошкольное воспитание № 10 2003 г.
4. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве- М. : Новая школа. 1995.
7. Интернет ресурсы.
8. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М. : Просвещение, : ил. - (Б-ка воспитателя дет. Сада, 2006.-128с
9. Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. - М. : Просвещение. : ил. -(Б-ка воспитателя детского сада) 2008- 128с.
10. Газман О. С, Харитонова Н. Е. В садик с игрой: Кн. Для учителя. – М. : Просвещение, 2007.-96с
11. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
12. Сайты интернета для воспита