Оборок Ольга
Познавательно-исследовательский проект с детьми средней группы «Путешествие воды»
▼ Скачать
Познавательно-исследовательский проект
с детьми средней группы
по теме: «Путешествие воды»
Составила и реализовала:
воспитатель
Оборок О.
«Путешествие воды»
(формирование знаний детей о круговороте воды в природе)
Паспорт проекта :
Вид проекта : познавательно – исследовательский Продолжительность: сентябрь 2019 г. – декабрь 2019 г.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект с детьми средней группы „Путешествие воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность проекта :
Актуальность проекта - это обратить внимание детей и родителей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытье рук, тела, для стирки белья, для поливки растений. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения к воде в быту и природе. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Многие считают, что водные ресурсы неисчерпаемы. Отсюда – неисправные или просто не закрытые краны, не отремонтированные, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Получить чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, что бы она зря не утекала. Знакомство детей с круговоротом воды в природе.
Цель проекта :
Формировать представления детей о неживой природе - о воде. Задачи проекта :
1. Расширить представление детей о свойствах воды, умение определять различные состояния воды в разное время года.
2. Дать расширенное представления о круговороте воды в природе.
3. Формировать представление о значении воды в жизни человека и всего живого.
4. Сформировать у детей желание рационального и бережного отношения к воде.
5. Создать условия для проведения практических опытов с водой.
6. Активизировать умственные и творческие способности детей.
Предполагаемый результат: - расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе и о воде.
– дать представления о том, что вода – одно из самых главных богатств на Земле. – учить понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
– формировать понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.
– воспитывать бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
– углубить знания о круговороте воды в природе.
План реализации проекта :
Подготовительный этап проекта : 1. Пополнение экспериментальной лаборатории в группе.
2. Рассматривание плакатов,связанные с объектами неживой природы – водой.
3. Фото с комментариями о воде и водных обитателях.
4. Подбор бесед о воде.
5. Подбор дидактических и подвижных игр. 6. Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
7. Пальчиковая игра. 8. Чтение художественной литературы.
Исследовательский этап проекта :
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту
Составления конспекта итогового занятия «Кому нужна вода».
Беседы: «Путешествие капельки», «Родник».
Игра «Ручеёк»
- Игра «Караси и щука»
- Игра «Волны»
- Игра «Круговорот воды»
- Игра «Подскажи словечко»
Подбор дидактических и подвижных игр:
4. Пальчиковая гимнастика: «Дождик, дождик веселей»
5. Чтение художественной литературы: Сказка: «Как люди речку обидели».
6. Рассматривание плакатов: «Ходит Капелька по кругу», «Кто живет в воде».
7. Фотоальбом с загадками и стихотворениями о воде и водных обитателях.
8. Экспериментирование – опыты с водой: Опыт 1. «Вода – прозрачная» Опыт 2. «У воды нет вкуса» Опыт 3. «У воды нет запаха» Опыт 4. «Лед это твердая вода» Опыт 5. «Вода – жидкая может течь» Опыт 6. «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются»
Опыт 7. «Лед легче воды» Опыт 8. «Вода не имеет формы»
Заключительный этап проекта.
Итоговое занятие «Кому нужна вода?»
Выводы.
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают, насколько значима вода в природе.
По итогам работы было отмечено:
Все животные на планете, растения, деревья питаются водой;
Сосульки, снег тают от любого источника тепла, превращаясь в воду;
Вода не имеет запаха, цвета, вкуса;
Постоянно происходит круговорот воды в природе.
Библиографический список используемой литературы
1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5 -6 лет [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т. М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель»., 2008 г. – 86 с.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6 -7 лет [ Текст ] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т. М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007 г. – 95 с.
3. Николаева, С. Н. Юный эколог [Текст] : Программа воспитания экологической культуры детей/ С. Н. Николаева. – М. : Новая школа, 1999 г. -105 с. 4. Масленникова, О. М. Экологические проекты в детском саду
[Текст ] :/ О. М. Масленникова. А. А. Филиппенко. - М. 2011 г. – Волгоград, Учитель, 2010 г. - 201 с.
5. Рыжова, Н. А. Волшебница вода [Текст] : Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников / Н. А. Рыжова. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1997 г. - 56 с.
6. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ[Текст] :/ Е. С. Евдокимова.
– М. : ТЦ Сфера, 2008 г. - 138 с.
7. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] :/ А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2003 г. - 114 с. 8. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] : / Т. Зенина. - Дошкольное воспитание. № 5, 2003 г. - с. 24 – 27с.
Приложение к проекту :
1. Конспект итогового занятия «Кому нужна вода?»
Программное содержание:1. Уточнить знания детей о том, что вода очень ценный продукт, она нужна всем живым существам. 2. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. 3. Дать детям представление о загрязнении окружающей среды (кислотный дождь). 4. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Материал к занятию: Глобус, картинки с изображением реки, озера, моря, пустыни. Предметные раздаточные картинки (1-2 на двоих детей) с изображением сюжетов использования воды человеком, схема круговорота воды в природе, рассказ «Что такое кислотный дождь?» из книги «Экология в картинках», игрушка Капитошка.
Ход занятия: 1. Часть (Воспитатель загадывает загадку о воде)
Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, Ни готовить, не стирать? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Что бы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Что бы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды - Жить нельзя нам без воды …. (вода)
Воспитатель: Дети, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествия вместе с водой и поможет нам в этом наш друг Капитошка.
Капитошка:Но вначале вы мне должны рассказать, что вы знаем про воду. - Какая она? (ответы детей) - Кому она нужна? (животным, растениям, людям). - Зачем вода растениям? (благодаря воде растения живут и растут). - Как они её получают? (корневая система у растений впитывает воду из земли) – Нужна ли вода животным? Где они её берут? (Вода животным необходима, а берут они её из водоёмов, зимой вместо воды снег, летом собирают росу с листьев). - Нужна ли человеку вода? Что он с ней делает? (Человеку, как, и животным вода очень нужна. С помощью воды люди варят еду, моются, стирают, (детям раздаются картинки они их рассматривают и рассказывают, как человек использует воду).
2. Часть
Воспитатель: Дети, а где в природе есть вода (в море, реке, озере). Сейчас, мы с вами дети рассмотрим картины с изображением водных просторов: море, река, озеро.
– Какая может быть вода? (чистая – грязная, соленая – пресная). – А кто может пить речную воду? (животные, птицы, растения). – Какую воду пьет человек? (чистую, в водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают через фильтры от грязи, часть воды подогревают,поэтому из крана бежит холодная и горячая вода. Получить чистую воду очень трудно, поэтому её надо беречь). – Что такое родники и колодцы? (это подземные источники пресной воды). Капитошка:Молодцы, дети, вы очень много знаете о воде. - А как вы думаете, нужно ли беречь воду, ведь у нас её так много? (чистая, пресная вода – это большая ценность её надо беречь, а воду в водопроводе экономить, следить за краном, что бы он был всегда закрыт).
Воспитатель: Дети, посмотрите, что здесь изображено? Правильно, пустыня. – Как вы думаете, много ли в пустыне воды? Почему? (люди в пустыне очень страдают без воды, они научились её экономить. Островки в пустыне, там где есть вода называются оазисами). Физ. минутка (релаксация) :
Звучит спокойная, приятная музыка. Мы с вами на берегу моря. Дует легкий ветерок, тепло, приятно. Все закрыли глаза, примите удобную позу, расслабились. Слышится крик чаек, плеск воды. Нам хорошо и приятно проводить время на берегу моря. (музыка заканчивается, дети открывают глаза и делятся своими впечатлениями).
Капитошка: Ребята, я вам принёс необыкновенную карту, с помощью которой мы совершим путешествие вместе с моими подружками капельками (на доску Капитошка вывешивает карту – схему круговорота воды в природе, и объясняет как это происходит: с поверхности рек и озер, морей и суши вода под действием лучей солнца испаряется и поднимается в виде пара на верх. В воздухе пар охлаждается, превращается в капельки воды или мельчайшие льдинки, из которых образуются облака. Из облаков вода в виде снега или дождя падает на землю. На суше эта вода попадает в реки, а реки несут её в океан, а затем снова происходит испарение. Так и происходит круговорот воды в природе.
3. часть
Капитошка: Ребята, а вы знаете, что кроме обычных дождей бывают ещё и кислотные дожди. Сейчас, я вам прочитаю рассказ, который так и называется: «Что такое кислотные дожди?» ( по ходу чтения Капитошкана глобусе показывает: Швецию, Норвегию, Германию).
Прежде всего надо сказать, что в самой природе кислотных дождей не существует. Кислотными становятся обычные дожди. Почему? Причина их возникновения в том, что практически во всех странах мира с каждым годом увеличивается загрязненность воздуха. Это происходит за счет сжигания ископаемого топлива: угля, нефти, газа. В результате в атмосферу выделяется огромное количество кислотообразующих газов: сернистого ангидрида и оксидов азота. Эти вещества содержатся также и в выхлопных газах. Они загрязняют атмосферу и не только надолго остаются в ней, но и переносятся на большие расстояния, на сотни и даже на тысячи километров. Когда же идет дождь, эти загрязнители соединяются в атмосфере с влагой, и тогда обычные осадки в виде дождя становятся опасным кислотным дождем. Кислотные дожди приносят огромный вред природе и здоровью человека. Вода в морях, реках и озерах становиться непригодной для жизни. В Канаде, например, из –за частых кислотных дождей более 4 тысяч озер объявлены мертвыми. Нарушено биологическое равновесие 18 тысяч озер в Швеции. В Норвегии исчезла рыба в половине озер.
Огромный урон наносят кислотные дожди лесам, паркам, садам. В Германии кислотные дожди погубили больше половины всех елей. Кислотные дожди разъедают даже металл. Серьезных успехов в этом направлении можно достигнуть лишь одним способом – снижением выбросов газообразных загрязнителей в атмосферу.
Вопросы:
- Что такое кислотный дождь?
– От чего он получается?
– Кому он вредит?
– Откуда берётся дым в воздухе?
– Что надо делать, чтобы кислотных дождей не было?
Капитошка: А сейчас давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо» (вода, что в ней хорошего и плохого). Вот и закончилось наше путешествие. Всего доброго вам, до свидания!
2. Беседы:
«Путешествие Капельки»
Воспитатель: Дети посмотрите, кто к нам пришел? (Капелька). А вы хотите послушать сказку про Капельку? (Да). «Жила – была маленькая Капелька. Как – то сидела она на тучке со своими подругами, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнула с тучки, полетела вниз вместе с другими подругами капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь Капелька со своими подружками стала купаться и веселится в луже. После того, как Капелька оказалась на земле, недолго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла – и Капелька превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые белые платьишки и падали уже на землю снежинками. Скучно стало Капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться. Становилось все теплее и теплее, и вскоре лужа растаяла, и Капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, Капелька сталалёгкой так как она превратилась в пар и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако. Капелька сидела на своём облаке и мечтала вновь вернуться на землю».
Вопросы к беседе:
- Где жила Капелька?
- Что случилось с Капелькой, когда она упала на землю?
– В каком состояние была вода, когда было холодно, жарко?
– Расскажите, как происходит круговорот воды в природе?
«Родник»
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родник. В погожие дни Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Однажды Артём пошел за водой один и встретился у родника с ребятами Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
– Как вы думаете, хорошую игру придумали мальчишки? Почему?
Когда шумная игра им надоела, они стали бросать в родник камни и ветки. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый и весёлый родник. Он боялся сказать об этом мальчикам, так как они были старше его.
– Как бы вы поступили на месте Артёма?
Вначале родник легко справлялся с камнями и обломками веток, но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику. Вдруг мальчик услышал встревоженный голос деда:
- Артём, ты где?
- Я здесь. Дедушка! – отозвался мальчик.
И Артём рассказал обо всём деду. Дедушка внимательно выслушал Артёма и предложил очистить родник от мусора. Родник весело зажурчал, заиграл на солнышке прозрачными струйками и стал щедро поить всех и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
Вопросы к беседе:
- С кем Артём ходил на родник за водой?
– Кого встретил Артём, когда пошёл один за водой?
– Чем занимались Андрей и Петя?
– Какой вред приносят такие игры природе?
– Что могло бы случится с природой, если бы пересох родник?
– как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось?
– Что он скажет Андрею и Пете, если встретит их?
3. Дидактические и подвижные игры
Игра «Круговорот воды»
Начертите на полу круг, который будет обозначать облако. Все - капельки в облаке. Один ведущий он облако. Воспитатель читает стихотворение:
«Дождик»
Дождь зелёный лес полил,
Все деревья напоил,
Кустики умыл, цветочки.
Все поля, луга и кочки.
И под каплями дождя
Улыбается земля.
Зеленеет, хорошеет,
Всё на ней цветёт и зреет.
Дождику подставь ладошки,
Пусть помоет их немножко,
С капельками подружись,
Поиграй и покружись.
Когда стихотворение заканчивается, воспитатель включает музыку, и произносит: «Идёт дождик». Все капельки разбегаются в разные стороны. Когда музыка начинает затихать, ведущий командует; «Капельки домой». Капельки должны собраться обратно в облако. Когда музыка останавливается, капельки тоже останавливаются. Тот, кто не успел вернуться в облако, садятся на стульчики и рассказывают, кого они напоили. (Игра повторяется снова).
Игра малой подвижности «Ручеёк»
Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за содой до донца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары становится ведущим.
Игра «Волны»
Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается «купанием в море» : один из игроков становится в центр круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.
Игра «Караси и щука»
Один ребенок – щука, остальные делятся на «камешки» и «карасей», которые плавают внутри круга. По сигналу «щука» - она вбегает в круг, старается поймать карасей. А «караси» спешат спрятаться за «камешки». Пойманные «щукой» «караси» уходят за круг. Игра повторяется с другой «щукой».
Игра «Подскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю: (снег)
С неба всё скользят пушинки
Серебристые (снежинки)
На полянку, на лужок
Всё снижается (снежок)
Вот веселье для ребят
Всё сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в (снежки)
Словно белый пуховик
Нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка (снегурка)
На снегу то посмотри
С красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил (снег).
Воспитатель читает двустишие, а дети проговаривают недостающее слово.
4. Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик веселей»
Дождик, дождик веселей (руки вверх движение пальчиками)
Капай, капай не жалей (указательным пальцем показать в стороны)
Только нас не замочи (прямоугольник над головой)
Зря в окошко не стучи –
Брызни в поле гуще: (выбрасывание пальцев из кулачков вперёд)
Станет травка гуще! (руками изобразить травку).
5. Чтение художественной литературы:
Рассказ «Как люди речку обидели»
Жила – была речка с чистой. Прозрачной водой. Она была очень весёлой и любила. Когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. «Я буду вам рада», - говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костёр, потом наловил много – много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли. И их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил её, потому что не любил лягушек. И еще он наступил на большого чёрного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своём доме. Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
Вопросы:
- Какой была Речка до прихода Костиной семьи?
– Почему она посерела и погрустнела?
– Как Костина семья обидела Речку?
– Почему так нельзя поступать?