Нелли Волкова
Познавательно-исследовательский проект «Белоствольная береза — символ Родины моей» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Белоствольная береза- символ Родины моей».
Длительность: краткосрочный.
Вид проекта: творчески – исследовательский.
Тип проекта: познавательно - игровой
Возраст детей: 4-5 лет.
По количеству участников проект является коллективным.
Актуальность проекта:
В настоящее время современные дети большую часть своего времени проводят за компьютерными играми, просмотром мультфильмов и очень мало общаются с природой. Поэтому именно в этом возрасте необходимо прививать любовь к природе: цветам, деревьям. Дети мало знают о том, что деревья приносят много пользы человеку, животным и другим растениям. Образ России немыслим без русской березки, в ее честь сложено много песен, стихов. С тем, что береза красавица спорить трудно. Не каждый ребенок знает особенности этого дерева.
В своем проекте объектом наблюдения стала береза, так как именно береза является символом нашей Родины. С чего начинается Родина? А может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома? Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому любимым деревом многих россиян является русская береза.
Гипотеза проекта:
Приобщение детей к истории и традициям русского народа, через образ березы как символ России. Недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека.
Цель проекта:
Формировать представление о березе, как символе России, выявить ее особенности и значимость, ценность в обычаях и традициях русского народа.
Задачи:
Образовательная:
1. Обобщить и систематизировать представления детей о берёзе, как уникальном дереве-символе России;
2. Научить, по внешним признакам отличить березу от других деревьев;
3. Формировать у детей положительное отношение к березе, как к живому существу;
4. Уточнить и систематизировать знание детей о том, как нужно заботиться о природе.
Развивающая:
1. Активизировать речевую активность детей, обогащать их словарный запас, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления;
2. Развивать художественное восприятие и эстетический вкус;
3. Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к окружающей родной природе.
2. Вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель
Формы реализации проекта:
1. Занятие;
2. Беседы с детьми о березе (чем она отличается, а чем похожа на другие деревья);
3. Чтение художественной литературы;
4. Рассматривание иллюстраций;
5. Продуктивная деятельность;
6. Дидактические игры;
7. Подвижные игры;
8. Работа с родителями.
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие;
2. Социально – коммуникативное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Художественно – эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
Предполагаемый результат:
1. Дети должны получить первичное представление о берёзе, как о самом почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза;
2. У детей будет более развита диалогическая речь, грамматический строй языка, звуковая культура речи.
3. Обогатится интонационная выразительность речи детей.
4. Сформировано представление о пользе берёзы, о бережном, отношение к природе.
5. Родителям предложить быть активными участниками воспитательно – образовательного процесса
1. Подготовительный этап:
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;
2. Подобрать стихи, загадки, пословицы, разработки конспектов, образовательных ситуаций;
3. Подбор иллюстраций, фотографий, картинок;
4. Подбор дидактических и подвижных игр, сюжетно – ролевых игр;
5. Подбор видео, аудио материалов;
6. Подборка материала для продуктивной деятельности;
7. Подготовить информацию для родителей по теме проекта.
Основной этап:
1. Занятие;
2. Беседы, рассказы;
3. Чтение художественной литературы;
4. Просмотр видеофильмов и мультфильмов;
5. Продуктивная деятельность;
6. Игры
Участие родителей в проекте:
1. Сбор литературы о березе: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки;
2. Предложить родителям оформить детскую выставку рисунков на тему: «Береза белая – подруга»;
3. Предложить родителям оформить папку – раскладушку «Березовое царство лучшее лекарство»;
4. Предложить родителям подобрать материалы для группового мини – музея
5. Заключительный этап:
1. Выставка рисунков детей вместе с родителями;
2. Представить результаты совместного творчества детей и родителей.
Основной содержательный этап:
1. День:
Познавательная беседа: «Красота природы бесценна».
Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
ООД по ФЦКМ на тему: «Береза символ России».
Цель: способствовать формированию экологической культуры воспитанников; познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой; приобщить к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.
Д / и: «С какого дерева листок?»
Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.
Подвижная игра: «Карусель» .
Цель: упражнять детей в беге с изменением темпа движения, формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
Чтение произведения: «Стальное колечко» К. Паустовского.
Цель: продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни; учить понимать особенности характера действующих лиц, изображать их эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов; развивать навыки пересказа литературного текста; учить применять в речи образные выражения, сравнения; развивать творческое воображение, эстетическое восприятие произведений художественной литературы; воспитывать способность к коммуникации, совместному творчеству.
С / р игра: «Новоселье куклы».
Цель: упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов. Воспитывать у детей доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.
Наглядная информация для родителей: «Роль детей в отношении ко всему живому».
Цель: формировать у детей осознанное отношение к растительному миру.
2 День
Беседа с детьми на тему: «Почему береза белая». «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности»
Цель: продолжать формировать знания у детей о березе, как живом существе, символе России и ее значимости в жизни человека. Познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзе, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки» Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.
ООД по развитию речи на тему: «Березка». (чтение стихотворения).
Цель: учить детей слушать и понимать содержание стихотворения. Приучать ребенка быть внимательным, понимать смысл стихотворения. Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Берёзовая роща».
Цель: Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, и передавать его словом.
Д / и: «Кто что слышит».
Цель: воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки. Развивать сообразительность, выдержку.
Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».
Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе.
Д / и: «Бусы для березки».
Цель: расширять словарь детей. Учить описывать березу.
Познавательно-исследовательская деятельность:
Экспериментирование: рассматривание бересты под лупой.
3 День:
Беседа с детьми на тему: «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
ООД по аппликации на тему: «Красавица березка».
Цель: Уточнить знания детей о березе, о строении дерева и названии его частей; закреплять умение скручивать листочки из полосок квиллинга, создавать выразительный образ;
Развивать мелкую моторику рук, интерес к ручному труду; способствовать развитию эстетического вкуса; способствовать развитию речи, обогащать словарный запас;
Воспитывать аккуратность, усидчивость, доводить начатое до конца; воспитывать стремление дополнять изображение, добиваясь выразительности.
Д / и: «Что сделано из березы».
Цель: Расширять знания детей об изделиях, изготовляемых из березы.
Подвижная игра: «К дереву беги».
Цель: закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.
Д / и: «Из чего это сделано».
Цель: расширение словаря редко употребляемыми словами, знаний детей о структуре дерева, об изделиях, изготовляемых из березы.
Составление рассказа «Сказка о берёзке».
Цель: выражать отношение к берёзе в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.
Настольно – печатные игра: «Парные картинки».
Цель: воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей.
4. День.
Беседа с детьми на тему: «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?».
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
ООД по лепке на тему: «Русская берёзка»
Цель: Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони и круговыми движениями двумя пальцами рук. Прививать любовь к природе, учить замечать изменения в природе осенью. Учить работать коллективно. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, восприятия, воображения. Расширить и уточнить представление детей о природе родного края, о деревьях средней полосы России. Воспитывать любовь к берёзке, как одному из символов России. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Д / и: «Листики березки».
Цель: закрепление знаний детей о форме, размере и цвете березовых листьев.
Д / и: «Домино».
Цель: закреплять знание детей о средствах передвижения, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, соблюдать правила игры.
Загадывание загадок и пословиц о березе.
Цель: обогащать знания детей, посредством художественного слова.
Д / и: «Для чего это нужно».
Цель: расширять представление детей о спектре применения березы в жизни человека, уточнить знания детей о применении некоторых изделий из березы.
Памятка для родителей по теме «Береза – символ России».
Цель: Привлекать родителей к различным формам совместной с детьми деятельности, раскрыть актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития творческих способностей детей.
5 День.
Беседа с детьми на тему: «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
ООД по рисованию на тему: «Березовая роща».
Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством русского поэта С. Есенина; обобщить знания о березке; закрепить умения и навыки работы в различных техниках: рисование красками. Закрепить умение работы с красками и кистью, развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать любовь к Родине, природе родного края, аккуратность.
Д / и: «Что лишнее».
Цель: учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.
П / и: «Мышка».
Цель: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по звуковому сигналу. Упражнять в беге.
Заучивание стихотворения: А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую»
Цель: выразительно читать наизусть стихотворение, понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, воспитывать любовь к природе, деревьям, березе.
Анкета для родителей: «Пусть всегда дети будут здоровы».
Цель: выявить по опросу родителей о том, как они проявляют заботу о здоровье своего ребенка через культурно – гигиенические навыки.
6 День.
Беседа с детьми на тему: «Родное дерево».
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.
ООД ПО ФЦКМ на тему: «Русская березка».
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке.
Д / и: «Укрась дерево листочками».
Цель: формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых летних и осенних цветосочетаний.
Чтение сказки В. Бианки: «Волшебная береза».
Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе.
Д / и: «Собери целое дерево».
Цель: формировать представление о строение дерева.
С / р игры: «Семья».
Цель: учить самостоятельно, организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность.
Наглядная информация для родителей на тему: «Береги зеленого друга».
Цель: привлекать родителей к различным формам совместной с детьми деятельности, раскрыть актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития творческих способностей детей.
7 День.
Беседа с детьми на тему: «Встреча с русской красавицей».
Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
ООД по Художественной литературе на тему: чтение стихотворения Л. И. Горошкина «Березка».
Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
ООД по рисование на тему: «Белоствольная берёзонька»
Цель: учить рисовать осеннюю берёзку. Правильно держать кисточку (тремя пальчиками); набирать краску, лишнюю снимать о край
баночки. Учить проводить линии всем ворсом и кончиком кисточки. Листья рисовать пальчиками
Д / и: «С кем дружит дерево».
Цель: формировать представления о связи дерева с другими живыми организмами.
С / р игра: «В гости к бабушке».
Цель: учить самостоятельно, организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность.
Слушание Р Н П: по музыкальному произведению П. И. Чайковского
«Во поле берёзка стояла» и ансамбля «Зореньки» -«Берёзка»
Цель: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями
Экспериментальная деятельность.
Опыт № 1. «Жизненный цикл растений».
Цель: развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира.
8 День.
Беседа с детьми на тему: «Береза на нашем участке».
Цель: расширить представление детей о характерных признаках березы; уточнить представления об изменениях, происходящих весной в жизни деревьев. Обратить внимание на красоту берез.
ООД по лепке на тему: «Береза».
Цель: формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками.
Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность.
Воспитывать любовь к родному краю, к бережному отношению к природе, осторожному обращению с огнём.
ООД по художественной литературе: чтение: А. Лопатина «Как деревья к зиме готовятся»
Цель: учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию.
Обогащать представление детей об осенних изменениях в природе.
Д / и: «Что нужно дереву».
Цель: формировать представления о жизни дерева, его развитии.
П / и: «У медведя во бору».
Цель: развивать физические качества.
Слушание музыкального произведения: «Ай, да береза» музыка Т. Попатенко.
Цель: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями.
Д/и «Береза какая?».
Цель: учить подбирать прилагательные
9 День.
Беседа с детьми на тему: «Я люблю березку».
Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
ООД по аппликации на тему: «Осенняя береза».
Цель: закрепить знания детей о строении дерева на основе березы. Учить приемам обрывной аппликации. Создавать образ осенней березы.
ООД по развитию речи на тему: познакомить детей с пословицами и поговорками, связанными с берёзой.
Цель: помочь узнать глубокие мысли и наблюдения наших предков, которые передавали из поколений в поколения; запомнить несколько пословиц
Д / и: «Опиши, я отгадаю».
Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.
С / р игра: «Путешествие в лес».
Цель: учить самостоятельно, организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность.
Чтение рассказа В. Степанов: «Флаг России».
Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
Д / и «Кто быстрее найдет дерево».
Цель: учить находить дерево по описанию
10 День.
Беседа с детьми на тему: «Воспетое дерево».
Цель: познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.
ООД по рисованию на тему: «Береза весной».
Цель: формирование знаний у детей о пейзажной живописи; представления о строении деревьев. Познакомить с разнообразными изобразительными материалами. Воспитание у детей художественного вкуса.
ООД по художественной литературе чтение: М. Скребцова «Разговорчивая березка»
Цель: закрепить знания детей о берёзе, её красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к ней
Д / и: «Узнай дерево».
Цель: учить различать деревья друг от друга.
Экспериментальная деятельность.
Опыт № 2: «Вода в жизни растений и деревьев».
Цель: развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира.
Слушание музыкального произведения: «В золоте березонька» слова и музыка Г. Вихаревой.
Цель: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями.
Заключительный этап:
2. Выставка рисунков детей вместе с родителями;
3. Представить результаты совместного творчества детей и родителей.
Ожидаемый результат:
В процессе работы над проектом принимали участия воспитанники средней группы № 4 и их родители. Проектный метод показал что, работа по патриотическому воспитанию может быть интересной и познавательной. Проектная деятельность помогла развить у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. У наших воспитанников повысился уровень интереса и желания заниматься проектной деятельностью.
Поставленная цель и задачи проекта выполнены. Работа над проектом была интересной, динамичной, увлекательной и познавательной.
Отношение детей и их родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников стало более осознанно.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березе, потому что она красива и полезна.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе.
Я сделала вывод, что для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи. Мы любим зеленую красавицу за красоту и пользу, которую она приносит. Поэтому - то береза – символ России, нашей Родины
Список литературы:
1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 4-5 лет»;
2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»;
3. Л. П. Молодова; Н. И. Москаленко «Экологические сказки»;
4. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»;
5. Н. В. Алешина «Знакомство дошкольников с родным городом и страной»;
6. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов;
7. С. Н. Николаева «Юный эколог»;
8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду (средняя группа);
9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду (средняя группа);
10. Краснушкин Е. В. Изобразительное искусство для дошкольников от 4-х до 7-ми лет;