Приложение МААМ

Познавательно-исследовательский проект «Белоствольная береза — символ Родины моей» в средней группе

Нелли Волкова
Познавательно-исследовательский проект «Белоствольная береза — символ Родины моей» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Белоствольная береза- символ Родины моей».

Длительность: краткосрочный.

Вид проекта: творчески – исследовательский.

Тип проекта: познавательно - игровой

Возраст детей: 4-5 лет.

По количеству участников проект является коллективным.

Актуальность проекта:

В настоящее время современные дети большую часть своего времени проводят за компьютерными играми, просмотром мультфильмов и очень мало общаются с природой. Поэтому именно в этом возрасте необходимо прививать любовь к природе: цветам, деревьям. Дети мало знают о том, что деревья приносят много пользы человеку, животным и другим растениям. Образ России немыслим без русской березки, в ее честь сложено много песен, стихов. С тем, что береза красавица спорить трудно. Не каждый ребенок знает особенности этого дерева.

В своем проекте объектом наблюдения стала береза, так как именно береза является символом нашей Родины. С чего начинается Родина? А может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома? Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому любимым деревом многих россиян является русская береза.

Гипотеза проекта:

Приобщение детей к истории и традициям русского народа, через образ березы как символ России. Недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека.

Цель проекта:

Формировать представление о березе, как символе России, выявить ее особенности и значимость, ценность в обычаях и традициях русского народа.

Задачи:

Образовательная:

1. Обобщить и систематизировать представления детей о берёзе, как уникальном дереве-символе России;

2. Научить, по внешним признакам отличить березу от других деревьев;

3. Формировать у детей положительное отношение к березе, как к живому существу;

4. Уточнить и систематизировать знание детей о том, как нужно заботиться о природе.

Развивающая:

1. Активизировать речевую активность детей, обогащать их словарный запас, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления;

2. Развивать художественное восприятие и эстетический вкус;

3. Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательная:

1. Воспитывать интерес к окружающей родной природе.

2. Вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель

Формы реализации проекта:

1. Занятие;

2. Беседы с детьми о березе (чем она отличается, а чем похожа на другие деревья);

3. Чтение художественной литературы;

4. Рассматривание иллюстраций;

5. Продуктивная деятельность;

6. Дидактические игры;

7. Подвижные игры;

8. Работа с родителями.

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательное развитие;

2. Социально – коммуникативное развитие;

3. Речевое развитие;

4. Художественно – эстетическое развитие;

5. Физическое развитие.

Предполагаемый результат:

1. Дети должны получить первичное представление о берёзе, как о самом почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза;

2. У детей будет более развита диалогическая речь, грамматический строй языка, звуковая культура речи.

3. Обогатится интонационная выразительность речи детей.

4. Сформировано представление о пользе берёзы, о бережном, отношение к природе.

5. Родителям предложить быть активными участниками воспитательно – образовательного процесса

1. Подготовительный этап:

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;

2. Подобрать стихи, загадки, пословицы, разработки конспектов, образовательных ситуаций;

3. Подбор иллюстраций, фотографий, картинок;

4. Подбор дидактических и подвижных игр, сюжетно – ролевых игр;

5. Подбор видео, аудио материалов;

6. Подборка материала для продуктивной деятельности;

7. Подготовить информацию для родителей по теме проекта.

Основной этап:

1. Занятие;

2. Беседы, рассказы;

3. Чтение художественной литературы;

4. Просмотр видеофильмов и мультфильмов;

5. Продуктивная деятельность;

6. Игры

Участие родителей в проекте:

1. Сбор литературы о березе: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки;

2. Предложить родителям оформить детскую выставку рисунков на тему: «Береза белая – подруга»;

3. Предложить родителям оформить папку – раскладушку «Березовое царство лучшее лекарство»;

4. Предложить родителям подобрать материалы для группового мини – музея

5. Заключительный этап:

1. Выставка рисунков детей вместе с родителями;

2. Представить результаты совместного творчества детей и родителей.

Основной содержательный этап:

1. День:

Познавательная беседа: «Красота природы бесценна».

Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

ООД по ФЦКМ на тему: «Береза символ России».

Цель: способствовать формированию экологической культуры воспитанников; познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой; приобщить к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.

Д / и: «С какого дерева листок?»

Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.

Подвижная игра: «Карусель» .

Цель: упражнять детей в беге с изменением темпа движения, формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Чтение произведения: «Стальное колечко» К. Паустовского.

Цель: продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни; учить понимать особенности характера действующих лиц, изображать их эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов; развивать навыки пересказа литературного текста; учить применять в речи образные выражения, сравнения; развивать творческое воображение, эстетическое восприятие произведений художественной литературы; воспитывать способность к коммуникации, совместному творчеству.

С / р игра: «Новоселье куклы».

Цель: упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов. Воспитывать у детей доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

Наглядная информация для родителей: «Роль детей в отношении ко всему живому».

Цель: формировать у детей осознанное отношение к растительному миру.

2 День

Беседа с детьми на тему: «Почему береза белая». «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности»

Цель: продолжать формировать знания у детей о березе, как живом существе, символе России и ее значимости в жизни человека. Познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзе, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки» Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.

ООД по развитию речи на тему: «Березка». (чтение стихотворения).

Цель: учить детей слушать и понимать содержание стихотворения. Приучать ребенка быть внимательным, понимать смысл стихотворения. Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Берёзовая роща».

Цель: Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, и передавать его словом.

Д / и: «Кто что слышит».

Цель: воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки. Развивать сообразительность, выдержку.

Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».

Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе.

Д / и: «Бусы для березки».

Цель: расширять словарь детей. Учить описывать березу.

Познавательно-исследовательская деятельность:

Экспериментирование: рассматривание бересты под лупой.

3 День:

Беседа с детьми на тему: «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».

Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

ООД по аппликации на тему: «Красавица березка».

Цель: Уточнить знания детей о березе, о строении дерева и названии его частей; закреплять умение скручивать листочки из полосок квиллинга, создавать выразительный образ;

Развивать мелкую моторику рук, интерес к ручному труду; способствовать развитию эстетического вкуса; способствовать развитию речи, обогащать словарный запас;

Воспитывать аккуратность, усидчивость, доводить начатое до конца; воспитывать стремление дополнять изображение, добиваясь выразительности.

Д / и: «Что сделано из березы».

Цель: Расширять знания детей об изделиях, изготовляемых из березы.

Подвижная игра: «К дереву беги».

Цель: закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.

Д / и: «Из чего это сделано».

Цель: расширение словаря редко употребляемыми словами, знаний детей о структуре дерева, об изделиях, изготовляемых из березы.

Составление рассказа «Сказка о берёзке».

Цель: выражать отношение к берёзе в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Настольно – печатные игра: «Парные картинки».

Цель: воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей.

4. День.

Беседа с детьми на тему: «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?».

Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.

ООД по лепке на тему: «Русская берёзка»

Цель: Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони и круговыми движениями двумя пальцами рук. Прививать любовь к природе, учить замечать изменения в природе осенью. Учить работать коллективно. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, восприятия, воображения. Расширить и уточнить представление детей о природе родного края, о деревьях средней полосы России. Воспитывать любовь к берёзке, как одному из символов России. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Д / и: «Листики березки».

Цель: закрепление знаний детей о форме, размере и цвете березовых листьев.

Д / и: «Домино».

Цель: закреплять знание детей о средствах передвижения, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, соблюдать правила игры.

Загадывание загадок и пословиц о березе.

Цель: обогащать знания детей, посредством художественного слова.

Д / и: «Для чего это нужно».

Цель: расширять представление детей о спектре применения березы в жизни человека, уточнить знания детей о применении некоторых изделий из березы.

Памятка для родителей по теме «Береза – символ России».

Цель: Привлекать родителей к различным формам совместной с детьми деятельности, раскрыть актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития творческих способностей детей.

5 День.

Беседа с детьми на тему: «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»

Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

ООД по рисованию на тему: «Березовая роща».

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством русского поэта С. Есенина; обобщить знания о березке; закрепить умения и навыки работы в различных техниках: рисование красками. Закрепить умение работы с красками и кистью, развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать любовь к Родине, природе родного края, аккуратность.

Д / и: «Что лишнее».

Цель: учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.

П / и: «Мышка».

Цель: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по звуковому сигналу. Упражнять в беге.

Заучивание стихотворения: А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую»

Цель: выразительно читать наизусть стихотворение, понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, воспитывать любовь к природе, деревьям, березе.

Анкета для родителей: «Пусть всегда дети будут здоровы».

Цель: выявить по опросу родителей о том, как они проявляют заботу о здоровье своего ребенка через культурно – гигиенические навыки.

6 День.

Беседа с детьми на тему: «Родное дерево».

Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.

ООД ПО ФЦКМ на тему: «Русская березка».

Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке.

Д / и: «Укрась дерево листочками».

Цель: формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых летних и осенних цветосочетаний.

Чтение сказки В. Бианки: «Волшебная береза».

Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе.

Д / и: «Собери целое дерево».

Цель: формировать представление о строение дерева.

С / р игры: «Семья».

Цель: учить самостоятельно, организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность.

Наглядная информация для родителей на тему: «Береги зеленого друга».

Цель: привлекать родителей к различным формам совместной с детьми деятельности, раскрыть актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития творческих способностей детей.

7 День.

Беседа с детьми на тему: «Встреча с русской красавицей».

Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

ООД по Художественной литературе на тему: чтение стихотворения Л. И. Горошкина «Березка».

Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

ООД по рисование на тему: «Белоствольная берёзонька»

Цель: учить рисовать осеннюю берёзку. Правильно держать кисточку (тремя пальчиками); набирать краску, лишнюю снимать о край

баночки. Учить проводить линии всем ворсом и кончиком кисточки. Листья рисовать пальчиками

Д / и: «С кем дружит дерево».

Цель: формировать представления о связи дерева с другими живыми организмами.

С / р игра: «В гости к бабушке».

Цель: учить самостоятельно, организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность.

Слушание Р Н П: по музыкальному произведению П. И. Чайковского

«Во поле берёзка стояла» и ансамбля «Зореньки» -«Берёзка»

Цель: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями

Экспериментальная деятельность.

Опыт № 1. «Жизненный цикл растений».

Цель: развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира.

8 День.

Беседа с детьми на тему: «Береза на нашем участке».

Цель: расширить представление детей о характерных признаках березы; уточнить представления об изменениях, происходящих весной в жизни деревьев. Обратить внимание на красоту берез.

ООД по лепке на тему: «Береза».

Цель: формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками.

Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность.

Воспитывать любовь к родному краю, к бережному отношению к природе, осторожному обращению с огнём.

ООД по художественной литературе: чтение: А. Лопатина «Как деревья к зиме готовятся»

Цель: учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию.

Обогащать представление детей об осенних изменениях в природе.

Д / и: «Что нужно дереву».

Цель: формировать представления о жизни дерева, его развитии.

П / и: «У медведя во бору».

Цель: развивать физические качества.

Слушание музыкального произведения: «Ай, да береза» музыка Т. Попатенко.

Цель: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями.

Д/и «Береза какая?».

Цель: учить подбирать прилагательные

9 День.

Беседа с детьми на тему: «Я люблю березку».

Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

ООД по аппликации на тему: «Осенняя береза».

Цель: закрепить знания детей о строении дерева на основе березы. Учить приемам обрывной аппликации. Создавать образ осенней березы.

ООД по развитию речи на тему: познакомить детей с пословицами и поговорками, связанными с берёзой.

Цель: помочь узнать глубокие мысли и наблюдения наших предков, которые передавали из поколений в поколения; запомнить несколько пословиц

Д / и: «Опиши, я отгадаю».

Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.

С / р игра: «Путешествие в лес».

Цель: учить самостоятельно, организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность.

Чтение рассказа В. Степанов: «Флаг России».

Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

Д / и «Кто быстрее найдет дерево».

Цель: учить находить дерево по описанию

10 День.

Беседа с детьми на тему: «Воспетое дерево».

Цель: познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.

ООД по рисованию на тему: «Береза весной».

Цель: формирование знаний у детей о пейзажной живописи; представления о строении деревьев. Познакомить с разнообразными изобразительными материалами. Воспитание у детей художественного вкуса.

ООД по художественной литературе чтение: М. Скребцова «Разговорчивая березка»

Цель: закрепить знания детей о берёзе, её красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к ней

Д / и: «Узнай дерево».

Цель: учить различать деревья друг от друга.

Экспериментальная деятельность.

Опыт № 2: «Вода в жизни растений и деревьев».

Цель: развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира.

Слушание музыкального произведения: «В золоте березонька» слова и музыка Г. Вихаревой.

Цель: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями.

Заключительный этап:

2. Выставка рисунков детей вместе с родителями;

3. Представить результаты совместного творчества детей и родителей.

Ожидаемый результат:

В процессе работы над проектом принимали участия воспитанники средней группы № 4 и их родители. Проектный метод показал что, работа по патриотическому воспитанию может быть интересной и познавательной. Проектная деятельность помогла развить у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. У наших воспитанников повысился уровень интереса и желания заниматься проектной деятельностью.

Поставленная цель и задачи проекта выполнены. Работа над проектом была интересной, динамичной, увлекательной и познавательной.

Отношение детей и их родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников стало более осознанно.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березе, потому что она красива и полезна.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березе.

Я сделала вывод, что для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи. Мы любим зеленую красавицу за красоту и пользу, которую она приносит. Поэтому - то береза – символ России, нашей Родины

Список литературы:

1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 4-5 лет»;

2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»;

3. Л. П. Молодова; Н. И. Москаленко «Экологические сказки»;

4. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России»;

5. Н. В. Алешина «Знакомство дошкольников с родным городом и страной»;

6. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов;

7. С. Н. Николаева «Юный эколог»;

8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду (средняя группа);

9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду (средняя группа);

10. Краснушкин Е. В. Изобразительное искусство для дошкольников от 4-х до 7-ми лет;

Публикации по теме:

«Белоствольная красавица — символ Родины моей!» Фольклорный праздник в средней группе«Белоствольная красавица — символ Родины моей!» Фольклорный праздник в средней группе Цель: Дать детям знания о русском празднике-Троица, и о том, что берёза –символ России. Задачи: Развивать у детей интерес к обрядам праздника.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Русская береза — символ Родины моей!» Цель: использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной непосредственной образовательной деятельности. Задачи: • образовательные:.

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Символ Родины моей»Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Символ Родины моей» Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» «Символы Родины моей» Цель: познакомить детей с государственными символами нашей Родины – флагом,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Белоствольная береза — символ Родины моей» в средней группе
Опубликовано: 12 января 2025 в 15:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Белоствольная береза — символ Родины моей» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Нелли Волкова (УИ 521799) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД