Мария Гура
Познавательно-иследовательский проект «На дне морском» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно -исследовательский
Длительность проекта : 1 месяц
Участники проекта : Дети подготовительной группы «Б», воспитатель: Гура М. П., родители.
Образовательная область: экологическое воспитание, познавательное развитие,
творчество.
Цель: Знакомить детей с живыми объектами обитающими в воде, уточнить их название, строение, образ жизни, среду обитания, питание.
Публикация «Познавательно-иследовательский проект „На дне морском“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Воспитывать бережное, дружелюбное отношение к живым существам.
Задачи:
1. Повысить уровень осведомлённости детей о мире вокруг нас.
2. Пополнить словарь детей названиями обитателей подводного мира.
3. Расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
4. Развивать наблюдательность, любознательность, память, внимание, логическое мышление, творческое отношение к жизни.
5. Развивать наглядно - образное мышление, мелкую моторику рук, творчество, фантазию, эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
6. Воспитывать желание познавать и беречь природу, поддерживать чувство радостного удивления, чувство путешественника и исследователя.
Ожидаемые результаты проекта
владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
* иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
знать о взаимосвязи с другими обитателями;
иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Предварительная работа:
•Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;
• Составление альбома: «Морские обитатели» и «Морские животные»;
• Знакомство с литературными произведениями: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; изучении энциклопедии.
•Загадывание загадок, словотворчество;
•Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни»;
•Просмотр мультфильмов «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «Подводная братва».
Сотрудничество с семьё й:
•Организация - поисковая информация совместно с детьми о морских обитателях, помощь детям в изготовлении различных поделок. обитателе, помогают оформить рисунками;
Игровые занятия:
•Изодеятельность- панно из пластилина «Морское царство», аппликация «На дне морском»,. рисование «Подводный мир», рабочие листы «Раскрась по другому».
•Экология - «Морские обитатели», «Где вода, там жизнь», наблюдения за аквариумом,
•Развитее речи – составить рассказ о своем путешествии на море.
• Сюжетно ролевые и настольные игры: «Рыбаки», «Морское путешествие», «Собери морское животное», лото «Обитатели морей»
Ресурсное обеспечение:
Иллюстрации, фотоматериалы, слайды, книги, художественные произведения и материалы, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.
Этапы реализации проекта : организационный – 1 нед. декабря, основной – со 2- 4, итоговый- 1 нед. января;
Обеспечение: познавательная литература, (энциклопедии, картины, открытки, альбомы и журналы и т. д. ;
Предполагаемый результат:
Компетенции:
• - дети хорошо знают морских обитателей их образ жизни;
• - имеют представления об экологических проблемах;
• - владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;
• - владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи;
• - знают способы изготовления различных макетов, умеют применить их на практике.
Коммуникативные навыки:
• - дети получают удовольствие о совместной деятельности со взрослыми;
• - возникает желание доискиваться до сути происходящего;
• - испытывают чувство гордости за самостоятельно и совместно со взрослым изготовленный продукт деятельности;
• - имеют адекватную самооценку;
Предпосылки научной деятельности:
• - возникает стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;
• - способны свободно вступать в общение с людьми;
Презентация проекта
(конечные продукты деятельности детей, родителей и воспитателей).
Подборка материала и иллюстраций «Подводный мир», «Морские животные», «Как прекрасен этот подводный мир»
Мини-доклады детей о морском жителе.
Коллаж «Морское царство» с использованием пластилина и природного материала
Рабочие листы «Раскрась по-другому»
Коллективное рисование «Мир подводный»
Аппликация «На дне морском» - коллективная работа.
Изготовление настольной игр: лото «Обитатели морей», «Собери морское животное», «Кто лишний»
представление на итоговом проектном дне : форма проведения – игровое занятие «Морские картины».
Конспект занятия
Тема: «Морские картины»
Цель: Закреплять знания о подводном мире, его обитателях.
Задачи:
1. Закреплять умения передавать в изображении характерные детали морских обитателей.
II. Развивающие:
1. Развивать композиционные умения: располагать изображения по всему листу.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Развивать фантазию, творчество, воображение.
4. Развивать умение давать оценку увиденному.
5. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже, устанавливать сходства и различия, выделять характерные признаки, обобщать в процессе восприятия.
III. Воспитывающие:
1. Воспитывать эстетические нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.
2. Воспитывать у детей стремление к достижению результата.
3. Воспитывать умение работать и играть в коллективе.
4. Воспитывать контроль и самоконтроль.
5. Воспитывать аккуратность.
Материал и оборудование:
1. Иллюстрации, фотографии морских обитателей, детские рисунки поделки;
цветные листы А3, пластилин, цветная бумага, салфетки, клей, кисти, ножницы, крупа, цветные карандаши, письмо от Нептуна, шаблоны, запись «Звуки моря».
Подготовка группы : оборудован небольшой выставочный зал с изображением морских обитателей.
Ход занятия:
воспитатель Обращает внимание на обстановку в группе, читает стихотворение:
Детский сад наш изменился,
В дно морское превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать.
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи и ракушки хороши.
- Ребята, куда мы с вами попали?
У нас группа превратилась в картинную галерею. Откуда у нас все это? А кому посвящена наша выставка?
- да, ребята, мы с вами очень много говорили, рассматривали, рисовали и лепили морских обитателей. И вот сегодня мне и нашим гостям хочется узнать, что же вы знаете о морских обитателях.
- Мы с вами проведем с вами экологический ринг о морских животных. Готовы? Ну тогда начнем.
1. Каких обитателей моря вы знаете?
2. Что вы знаете об обитателях подводного мира?
3. Какое животное самое большое?
4. Почему они могут жить только в воде?
5. Как рыбы дышат в воде?
6. А дельфин, это рыба или животное? Чем он дышит?
7. А смогут ли морские обитатели выжить в загрязненной воде?
8. А что такое – кораллы?
9. Что еще есть на морском дне?
10. Загадки:
- Над волной дугою взвился,
Спинкой чёрной заискрился.
Мимо Гагр плывёт… Афин!
Белобрюхий кто? (дельфин)
- Передние – ласты, а задние - лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая.
(черепаха)
- Он плавает на дне глубоком,
А иногда - у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов. (скат)
- Плывет туда, плывет сюда.
Её не видно иногда.
Она прозрачна, как вода,
Имеет колокол, но он
Звонить не может:
"Динь-динь-дон". (медуза)
- Ребята, а кто знает почему медуза прозрачная?
Немного информации:
- Медузы бесподобно красивы, они прозрачны, потому что состоят из воды. Появились они на земле много миллионов лет назад. Они обладают удивительным свойством: они предвидят шторм на море задолго до его начала и уходят на глубину моря подальше от берега. Исследование этого свойства позволило людям создать прибор, позволяющий предупреждать о приближении шторма.
(Находит письмо от Нептуна)
- Ребята, письмо. Интересно, от кого оно может быть?
Читает письмо:
«Здравствуйте, ребята!
Я – морской царь Нептун. Я решил у себя в море открыть картинную галерею. Но у меня нет ни одной картины, да и не умею я их делать. Я надеюсь, что вы мне поможете и пришлете мне красивые картины с изображением моря и морских обитателей, чтобы все мои гости могли ими любоваться. Много я слышал о ваших способностях, поэтому уверен, что вы справитесь и просьбу мою выполните. Спасибо за помощь, Нептун»
- Ребята поможем Нептуну?
- А из чего мы можем изготовить картины и как?
- Ну, тогда проходите за свои «станки», (делятся на 4 подгруппы)
- посмотрите, из чего будете делать картины?
- воспитатель уточняет что должна выполнить каждая подгруппа :
Стол с красным флажком
Вы свою картину будете создавать из цветной - Ребята, куда мы с вами попали?
У нас группа превратилась в картинную галерею. Откуда у нас все это? А кому посвящена наша выставка?
- да, ребята, мы с вами очень много говорили, рассматривали, рисовали и лепили морских обитателей. И вот сегодня мне и нашим гостям хочется узнать, что же вы знаете о морских обитателях.
- Мы с вами проведем с вами экологический ринг о морских животных. Готовы? Ну тогда начнем.
1. Каких обитателей моря вы знаете?
2. Что вы знаете об обитателях подводного мира?
3. Какое животное самое большое?
4. Почему они могут жить только в воде?
5. Как рыбы дышат в воде?
6. А дельфин, это рыба или животное? Чем он дышит?
7. А смогут ли морские обитатели выжить в загрязненной воде?
8. А что такое – кораллы?
9. Что еще есть на морском дне?
10. Загадки:
- Над волной дугою взвился,
Спинкой чёрной заискрился.
Мимо Гагр плывёт… Афин!
Белобрюхий кто? (дельфин)
- Передние – ласты, а задние - лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая.
(черепаха)
- Он плавает на дне глубоком,
А иногда - у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов. (скат)
- Плывет туда, плывет сюда.
Её не видно иногда.
Она прозрачна, как вода,
Имеет колокол, но он
Звонить не может:
"Динь-динь-дон". (медуза)
- Ребята, а кто знает почему медуза прозрачная?
Немного информации:
- Медузы бесподобно красивы, они прозрачны, потому что состоят из воды. Появились они на земле много миллионов лет назад. Они обладают удивительным свойством: они предвидят шторм на море задолго до его начала и уходят на глубину моря подальше от берега. Исследование этого свойства позволило людям создать прибор, позволяющий предупреждать о приближении шторма.
(Находит письмо от Нептуна)
- Ребята, письмо. Интересно, от кого оно может быть?
Читает письмо:
«Здравствуйте, ребята!
Я – морской царь Нептун. Я решил у себя в море открыть картинную галерею. Но у меня нет ни одной картины, да и не умею я их делать. Я надеюсь, что вы мне поможете и пришлете мне красивые картины с изображением моря и морских обитателей, чтобы все мои гости могли ими любоваться. Много я слышал о ваших способностях, поэтому уверен, что вы справитесь и просьбу мою выполните. Спасибо за помощь, Нептун»
- Ребята поможем Нептуну?
- А из чего мы можем изготовить картины и как?
- Ну, тогда проходите за свои «станки», (делятся на 4 подгруппы)
- посмотрите, из чего будете делать картины?
- воспитатель уточняет что должна выполнить каждая подгруппа :
Стол с красным флажком
Вы свою картину будете создавать из цветной бумаги, по своему желанию вырезаете морских обитателе, приклеиваете, оформляете.
Стол с голубым флажком: вам надо дорисовать недостающие детали своих животных и украсить их с помощью салфеток.
Стол с желтым флажком: обведите трафареты и украсьте морских обитателей с помощью разных круп.
Стол с зеленым флажком: вы будете создавать картины с помощью пластилина, выберите себе обитателя, обведите его и украсьте с помощью пластилина.
- А работать мы с вами будем под звуки и шум моря,
(воспитатель в ходе работы детей дает индивидуальный совет, оказывает помощь)
Физминутка (Море волнуется раз….)
- Сейчас я поставлю эти картины, чтобы всем было видно. Нам нужно смотреть на небольшом расстоянии, тогда наши глаза увидят не материал, с чем вы работали, а само изображение.
- Нравятся ли вам картины? Как вы думаете, понравятся ваши картины морскому царю?
Что у вас получилось лучше всего?
Что было труднее всего при выполнении этой работы? Какой материал использовали?
Помогали друг другу при выполнении задания? Как вы думаете, смогли бы вы сделать такие картины, если бы работали не все вместе, а по одному? Почему?
Я рада, что вы работали дружно, сообща, все вместе. Картины получились такие красивые, необычные, потому что вы дружные ребята. Молодцы!
Ну и за ваше старание, вам подарок от Морского царя – угощение со дна моря.