Светлана Гафиятуллина
Познавательно-исследовательский проект «Как звери готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №16 «Теремок» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Познавательно-исследовательский проект "Как звери готовятся к зиме"
Автор проекта :
Гафиятуллина Светлана Альфировна, воспитатель первой квалификационной категории
Содержание
Введение
1. Актуальность проекта.
2. Описание проекта.
3. План работы по педагогическому проекту.
4. Заключение.
5. список литературы.
Приложение.
Введение
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Как звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Зима
- Зима. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Живая природа-это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве.
Воспитательное значение природы трудно переоценить.
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
1. Актуальность.
Экологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы.
Одна из задач перед воспитателем- это заложить первые ориентиры в мире животных, как живых существ, обеспечить первоначальное понимание связи их в природе. Мир животных разнообразен и привлекателен для детей.
Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки.
Знакомство с животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, любовь к животным.
В ходе наблюдения за изменениями в природе дети с воспитателем отмечают, что на улице становится холоднее, приближается зима. Люди начинают к ней готовиться : покупают тёплые вещи, приготавливают на зиму заготовки, утепляют свои дома. Педагог задаё т детям вопрос: «А как животные готовятся к зиме? Ведь им же зимой тоже холодно и нужно чем-то питаться».
Цель: формирование знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
1. Формировать представления детей о подготовке диких животных к зиме;
2. Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках;
3. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированы знания о сезонных изменениях в жизни диких животных. 2. Дети знают, чем питаются дикие животные и как приспосабливаются к зиме.
3. Имеют представление о их особенностях внешнего вида и условий жизни.
2. Описание проекта
Участники проекта :
- воспитанники младшей группы
- родители воспитанников (законные представители воспитанников)
- воспитатель группы
Тип проекта : краткосрочный
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Сроки реализации: две недели
Образовательные области:
*Речевое развитие;
*Физическое развитие;
*Познавательное развитие;
*Социально-коммуникативное развитие;
*Художественно-эстетическое развитие.
Формы реализации проекта.
Работа с воспитанниками:
- Организованная образовательная деятельность в соответствии с планом работы
-Рассматривание иллюстрации и репродукции картин
-Рассматривание тематических альбомов
-Просмотр видеофильмов
-Беседы о диких животных
-Чтение и заучивание стихотворений о диких животных
-Продуктивная деятельность.
-Оформление выставки работ воспитанников
-Дидактические игры
Работа с родителями (законными представителями воспитанников)
-Рекомендации для родителей (законных представителей воспитанников) : «Несколько советов для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе»
-Домашние задания для родителей (законных представителей воспитанников) : «Дикие животные наших лесов», «Как звери зимуют».
- Создание книги о диких животных (стихи, загадки, иллюстрации)
-Консультации для родителей (законных представителей воспитанников) :
«Как научить ребёнка беречь природу», «Не причиняй вреда природе», «Дикие животные: малыш, осторожно!», «Влияние животных на полноценное развитие личности ребёнка»
Работа воспитателя:
- Подбор методической литературы по теме, иллюстраций, альбомов, слайдов, видеофильмов
- Пополнение развивающей среды: дидактические игры, изготовление макета «Дикие животные», лэпбука «Как звери готовятся к зиме»
- Изготовление папок-передвижек, консультаций для родителей (законных представителей воспитанников)
-Индивидуальные беседы
Этапы реализации проекта :
I этап-подготовительный
-Составление перспективного плана мероприятий;
-Подготовка к проведению мероприятий;
-Создание развивающей среды;
-Установление партнё рских отношений между: воспитателем и воспитанниками; воспитателем и родителями (законными представителями воспитанников);
II этап-основной
Второй этап- непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по направлениям:
-Работа педагога с воспитанниками
-Работа воспитанников и родителей (законных представителей воспитанников)
-Работа педагога и родителей (законных представителей воспитанников)
III этап- заключительный
- Альбом о диких животных (стихи, загадки, иллюстрации)
- Выставка макета «Дикие животные»
- Лэпбук «Как звери готовятся к зиме»
3. План работы по педагогическому проекту :
ООД
«Как звери готовятся к зиме»
-П/знакомить детей с понятием дикие животные.
-Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму.
-Развивать смекалку, воображение, связную речь, умение слушать. -Воспитывать любовь к животным.
«Дикие животные и их детёныши»
-Закрепление представлений об особенностях внешнего вида диких животных.
-Уточнение представления детей о том, что каждому животному необходимо жилище, тепло.
-Развитие связной речи детей путём ответов на вопросы, активизирование понятия «дикие животные», «детёныши диких животных».
-Формирование памяти, внимания, мышления, мелкой и общей моторики. -Воспитание интереса к познанию окружающего мира.
-Воспитание доброго, бережного отношения к обитателям живой природы.
Беседы
Беседа по картине «Белки осенью»
-Формировать умение детей рассматривать картинки о животных, развивать умение различать и называть существенные признаки и части тела, обсуждение картины.
-Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о диких животных.
«Дикие животные леса»
-Познакомить детей с дикими животными; «можно ли трогать и дразнить животных» познакомить детей с безопасным поведением при контакте с животными.
«Как зимуют дикие звери»
-Познакомить детей о том, как дикие звери приспосабливаются к изменениям погодных условий.
«Зачем белке пушистый хвост?»
-Расширить знания детей о жизни белки в зимний период.
Наблюдения
«За состоянием погоды»
-Повышения уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей.
«За облаками»
-Формировать понятия об облаках и тучах.
«За ветром»
-Формировать умения детей определять время года по характерным признакам.
«За свежевыпавшим снегом»
-Формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.
Просматривание видеороликов и презентаций
«Лесные жители зимой»
-Обогащать представление детей о внешнем виде животных, среде их обитания, питании.
Художественно-эстетическая деятельность
Лепка «Ёжик»
-Формировать умение детей создавать образ ежа.
-Закреплять умение детей катать шар из пластилина между ладонями и вытягивать пластилин двумя пальцами для придания работе характерного образа.
-Формировать умение детей с помощью ёлочных иголок передавать образ ежа.
-Закр-ть умение слушать воспитателя и действовать по его инструкции. -Развивать фантазию и творчество детей, развивать эмоциональную отзывчивость и образную речь. -Воспитывать чувство взаимопомощи и любовь к природе.
Аппликация «Зайка в белой шубке»
-Формировать знания детей о диких животных, уточнить какие дикие животные с приходом холодов меняют внешний окрас шерсти.
-Формировать умения детей аккуратно наносить клей, умело пользоваться клеем, использовать шерстяные нитки.
-Развивать творческие способности, доводить начатое дело до конца.
-Воспитывать уважение и интерес к обитателям леса.
Рисование «Иголки для ёжика»
-Развивать мышление, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение.
-Воспитывать аккуратность при работе с красками, желание помочь.
Конструктивная деятельность
«Кровать для белочки»
-Формировать умения детей конструировать предметы мебели, анализировать постройки.
«Строим дом для зайчат»
-Формировать умение детей брать на себя разные роли, развивать конструктивные способности детей.
-Использовать соответствующий строительный материал для постройки стен, крыши дома.
Игровая деятельность
Подвижные игры
«Зайка беленький сидит», «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Зайка серый умывается»
-Закрепление знаний о лесных обитателях.
Дидактические игры
«Назови маму и детёныша», «Где, чей домик», «Собери картинку. Дикие животные», «Узнайте животного по описанию», «Кому что дадим», «Морковки для зайчат», «Кто, чем питается?», «Чей хвост», «Чья тень»
-Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания. -Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию. -Развитие логического мышления, кругозора, познавательного интереса и речевой активности. -Развитие внимания, логики, мышления, памяти, мелкой моторики.
Сюжетно-ролевые игры
«Путешествие в лес, в гости к зверюшкам»
-Развивать у детей умение реализовывать игровой замысел. -Развивать речевую активность детей. -Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, играть дружно. -Воспитывать любовь к животным и сочувствие к ним. -Воспитывать интерес к художественному слову.
«В гостях у Мишутки»
-Знакомить с правилами поведения в гостях. -Расширять словарный запас детей.
-Обогащать игровой опыт.
-Развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.
-Развивать творческие способности.
-Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе. -Поддерживать бодрое и радостное настроение, побуждать к активной игре.
Чтение художественной литературы
В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», А. Барто: «Уронили мишку на пол…», «Зайку бросила хозяйка», «Сидит белка на тележке», «Заинька попляши…», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Три медведя», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса и заяц», «Колобок», «Волк и семеро козлят»
-Развивать интерес к чтению и рассказыванию взрослыми художественных произведений.
-Развивать умение внимательно слушать,рассматривать иллюстрации,включаться в обсуждение,отвечая на вопросы взрослого.
-Развивать слуховое восприятие,интерес и желание слушать поэтическую речь,понимать её основной смысл;привлекать к заучиванию небольшого стихотворения наизусть;приучать внимательно рассматривать иллюстрации.
4. Заключение:
В результате работы над проектом дети знают названия животных, умеют их различать, знают части тела. Имеют представление о том, как звери готовятся к зиме, у кого какой дом, что заготавливают на зиму. Знают небольшие стихи по теме, умеют разгадывать загадки. Любят играть в подвижные игры. У детей формируется бережное отношение к природе.
Благодаря проведённым занятиям, беседам, игровой деятельности произошло знакомство и закрепление знаний детей по данной теме.
5. Используемая литература:
1. «От рождения до школы».Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,-3-е изд., испр. и доп. -М. :МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2014.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа/авт. сост. Т. В. Ковригина,М. В. Косьяненко,О. В. Павлова, -Волгоград:Учитель,2012.
3. «Формирование целостной картины мира у детей».Занятия с применением технологии ТРИЗ. Вторая младшая группа/авт. -сост. О. М. Подгорных. -Волгоград:Учитель,2015.
4. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста»-М. : Гуманит. центр ВЛАДОС. 2002.
5.«Организация деятельности детей на прогулке».Вторая младшая группа/авт. -сост. В. Н. Кастрыкина,Г. П. Попова. -Волгоград:Учитель,2012.
6. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детсом саду».Младшая группа. -М. :Мозайка-синтез,2015.
7. Николаева С. Н. «Юный эколог»Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. -М. : Мозайка-синтез, 2010.
8. Веретенникова С. А. и Клыков А. А. «Четыре времени года».Книга для воспитателя детского сада. Сост. : С. А. Веретенникова и А. А. Клыков. 6-е,исп. изд. М., «Просвещение»,1971.
9. Ушакова О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи».М. :ТЦ Сфера,2011.
10. Картотека пальчиковых игр.
11. Картотека подвижных игр.