Мария Белякова
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Краткая аннотация
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Актуальность
Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.
В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения.
Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. В дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.
Участники проекта :
Дети, воспитатели, родители старшей группы.
Цель проекта :
Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи проекта :
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
- Воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
Рост уровня любознательности, наблюдательности.
Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.
Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Сроки реализации:
с сентября по май
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.
Картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.
Этапы реализации проекта
Подбор методической литературы, интернет- ресурсов.
Разработка перспективного плана работы с детьми.
Разработка конспектов занятий с детьми по опытно - экспериментальной деятельности.
Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
Оформление консультативного материала для родителей.
Краткая аннотация:
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
специально-организованное обучение в форме занятий;
совместная деятельность взрослого с детьми;
свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы:
Занятия;
Эксперименты;
Беседы;
Наблюдение и труд;
Работа в лаборатории.
Форма организации детей : индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).
Перспективный план реализации проекта
Сентябрь – октябрь
«Экспериментирование с песком и глиной»
Цель: Познакомить детей со свойствами камней, песка и глины, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Тема Вид деятельности Выводы
Октябрь Сентябрь
I.«Наша Земля», «Глобус»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе.
Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра)
Опыт: «Песок, глина – наши помощники. Песочные часы».
Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины познакомить с песочными часами.
Организованная образовательная деятельность.
Показ презентации о явлениях природы, морях и океанах.
Беседы о живой и неживой природе.
Прогулки-экскурсии в лес, к водоемам.
Экспериментирование с песком и глиной в лаборатории маленьких исследователей.
Образовательная ситуация.
Экспериментирование на прогулке
Земля круглая.
На земле много морей, рек, океанов.
На Земле есть леса, пустыни, горы.
Дети уточняют сходства и различия между песком и глиной.
Песок сыпется, а глина нет.
Песок легко пропускает воду, а глина нет.
Песок может двигаться
Октябрь
«Удивительные камни»
Цель: Закреплять знания о свойствах камней (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней.
«Вулканы»
Цель: Познакомить с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия.
Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога.
Закреплять знания безопасности при проведении опытов
Образовательная ситуация.
Экспериментирование на прогулке
Показать виды камней (галька, булыжник, гранит).
Коллекционирование камней.
Беседа с показом видеофильма.
Изготовление макета вулкана.
ООД.
Камни очень твердые.
Камни тяжелые – они тонут в воде.
Камни разнообразны.
Выставка камней.
Знакомство со строением вулкана.
Ноябрь – январь
«Экспериментирование с водой»
Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоемов.
Развивать навыки проведения опытов.
Закреплять умение работать со стеклянной посудой.
Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Тема
Вид деятельности
Выводы
Декабрь - январь Исследовательская деятельность:
1. «Соленая и сладкая вода»
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
2. «Снег и лед»
Цель: дать детям понятие, что снег и лед – это замерзшая вода.
3. «С водой и без воды»
Цель: Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
4. «Вода не имеет формы»
Цель: Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.
Экспериментирование с водой в лаборатории маленьких исследователей.
Попробовать воду в 2-х стаканах, затем растворить в них соль и сахар.
Опыты с водой на улице и в помещении:
«Снег или лед, что быстрее растает?»
«Лепиться или нет»,
«Цветные бусы для Снеговика»,
«Почему нельзя есть снег?»
Сравнение растений с разными условиями для развития.
Экспериментирование с водой в лаборатории маленьких исследователей.
Вода не имеет вкуса,
вода растворитель.
Снег тает быстрее, чем лед.
Снег и лед – замерзшая вода.
Мокрый, подтаявший снег лепится легче.
В формочках цветная вода замерзла и превратилась в цветные льдинки.
Талая вода в городе мутная, грязная, содержит частички песка и пыли.
Без воды растение произрастать не может.
Вода принимает форму сосуда.
Февраль
«Экспериментирование с деревом»
Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.
Тема
Вид деятельности
Выводы
февраль Исследовательская деятельность:
1. «Тонет - не тонет»
Цель: Знакомство со свойствами коры дерева
2. «Посадим деревце»
Цель: Познакомить детей с произрастанием дерева из семени.
3. «Есть ли у растения органы дыхания?»
Экспериментирование в лаборатории маленьких исследователей.
Образовательная ситуация
Посадка семени клена.
Наблюдение.
Ухаживание за растением
и наблюдение за ростом саженца.
Дерево не тонет в воде.
Дерево можно вырастить из семени.
Растение добывает воду через корневую систему.
Все части растения участвуют в дыхании.
Март-май
Наш огород.
Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал.
Воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней. Закреплять способы ухода за комнатными растениями. Учить соблюдать безопасность.
Тема
Вид деятельности
Выводы
Март- май Исследовательская деятельность:
1. Опыт - «Почва»
Цель: уточнить состав и значение почвы.
2. «Домашняя засуха»
Цель: Дать представление о том, что в земле есть вода.
3. «Посадка рассады»
Цель: Учить сажать семена овощей.
Экспериментирование в лаборатории маленьких исследователей. Рассматривание под лупой разных слоев почвы.
Беседы.
ООД
Подготовка почвы для мини-огорода.
Труд в уголке природы.
Полив и рыхление почвы разными способами.
Беседы с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста.
ООД.
Закрепление знаний о классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы).
Образовательная ситуация.
Наблюдение. Плодородный слой почвы состоит из крошечных кусочков разрушенных или стершихся камней, перемешанных с остатками умерших растений.
Почва дает питательные вещества растениям.
Если не поливать и не рыхлить почву – она станет безжизненной
Наблюдение за всходами.
Март - май
4. «Как влияют вода и воздух на развитие растений?»
Цель: Учить наблюдать за ростом растений в различных условиях
5. «Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?»
Цель:Учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое).
6. Посадка рассады на огороде.
Цель: Продолжать расширять экологические знания детей.
Образовательная ситуация.
Экспериментирование в лаборатории маленьких исследователей (Может ли растение выжить без воды и воздуха.
Наблюдение.
Наблюдение за луком в тени и на солнце
Показ презентации о солнечной системе.
Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей»
«Что такое загар?»
Образовательная ситуация.
Наблюдение. .
Без воды и воздуха растение может погибнуть.
В тени всходы бледные и слабые.
Чтобы растения росли и плодоносили, за ними нужно постоянно ухаживать.
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
4. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5. Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
6. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.
7. РыжоваН. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
11. Интернет ресурсы.