Биликма Анзанова
Познавательно-исследовательская, опытническая деятельность «Наши ростки цветиков — семицветиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию познавательно-исследовательскую деятельность с детьми, которую представила на районном семинаре педагогов дошкольного образования несколько лет назад. Конспект можно преобразовать по вашему усмотрению в образовательную ситуацию по ФГОС для средней группы. (P.S. Данный конспект лежал в архивах документов. Решила отправить на сайт, может, кому-то пригодится).
Познавательно-исследовательская, опытническая деятельность)
Публикация «Познавательно-исследовательская, опытническая деятельность „Наши ростки цветиков — семицветиков“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
«Наши ростки цветиков - семицветиков»
Цель:
Обобщить представления о мире растений. Формировать представление об условиях роста цветов (тепло, влага, свет)
Образовательные задачи:
-закрепить с детьми некоторые названия деревьев и повторить некоторые названия цветов и особенности их строения (корень, ствол, ветки, листья, крона у деревьев; корень, стебель, бутон, листья, лепесток у цветов); («Познание»)
-совершенствовать навыки рассматривания и сравнения картинок в слайдовой презентации;
-учить выращивать рассаду цветов;
-формировать умения рассматривать объект наблюдения.
Развивающие задачи:
-развивать внимание, мышление, память, речь, речевой слух, музыкальное восприятие, мелкую моторику и выразительность движений рук;
-развивать способность понимать природные взаимосвязи, умение любоваться красотой цветов;
-развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
-воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;
-воспитывать бережное отношение к растениям, умение заботиться о них;
-воспитывать настойчивость в достижении общей цели самостоятельно вырастить цветы.
Интеграция образовательных областей:
«Познание» (познавательно-исследовательская деятельность, «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация», «Безопасность», «Труд»
Методы и приемы:
1) практические (словесные игровые упражнения, пальчиковые игры);
2) наглядные (показ и рассматривание иллюстраций деревьев, цветов, просмотр слайдовой презентации);
3) словесные (ситуативная беседа, вопросы к детям).
Материалы, оборудование:
-аудиозаписи «Звуки природы», «Вальс цветов» (Чайковский);
-наглядно-демонстрационные материалы с изображением некоторых деревьев (береза, дуб, сосна, осина, ель, рябина) и цветов (луговые, лесные, садовые, комнатные);
-мяч;
-слайдовые картинки с изображением этапов роста цветка;
-семена садовых цветов;
-пластиковые контейнеры для рассады (3 шт.)
-сосуд с водой;
-лейка (1-2 шт.)
Предварительная работа:
Чтение стихов о растениях (на русском и бурятском языке, выполнение упражнения «Деревья», пальчиковой гимнастики, рассматривание иллюстраций, картинок на которых изображены растения, композиций с цветами, слушание музыки.
Ход деятельности:
1. Оргмомент.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. А чтобы узнать, что это за сюрприз, давайте сядем поудобнее, расслабимся и закроем глаза, не открываем. (Звучит музыка «Звуки леса»). Медленно откройте глазки и расскажите, что вы услышали? (Ответы детей).
2. Повторение некоторых названий деревьев, цветов. Обобщение знаний.
Мы очутились в лесу. Что же растет в лесу? Правильно, деревья, травы, цветы… Все это чудесный и удивительный мир растений. Посмотрите, какие растения изображены на картинках. Что это? Как называется? (Показ иллюстраций деревьев). А как можно узнать березу? (Белый ствол, черные точки, крапины, тонкие ветки). Кто узнал это дерево? Обратите, дети, внимание, какой сильный толстый ствол, пышные и крепкие ветки у дуба, люди называют его богатырем. И на дубе растут яблоки. (Проверка слухового внимания).
У всех ли деревьев есть листочки? У каких деревьев вместо листьев иголки? А теперь посмотрите на эту лесную красавицу. Как называется это дерево? (Ответы). У нее иголки и у сосны тоже. У них растут … что? Шишки.
Ребята, а вы помните наше стихотворение о сосне и тополе?
Во дворе стоит сосна, Стоя на одной ноге, потягиваются - руки вверх,
К небу тянется она. потом то же, стоя на другой ноге.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал, Наклоны корпуса вперед – назад.
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед, Рывки руками перед грудью.
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать - Приседания.
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь на месте шаг,
Выше ноги! Стой, раз, два!
Что же растет под землей у всех деревьев? Над землей? Кто скажет, из чего состоит дерево? (Называние частей строения у дерева).
Кстати, ребята, какое сейчас время года? Весна. А что происходит весной? Тает снег, бегут ручьи, звенит капель, висят сосульки с крыш домов и все растения начинают цвести. А какие растения самые красивые на свете? Да, это цветы. И самый первый весенний цветок, это … Правильно, подснежник. Вот он. (Показ картинки). Какой красивый, нежный цвет у этого цветка. А почему он так называется? Мы учили с вами стихотворение на бурятском про подснежник, называется «Ургыхан». Давайте повторим.
Шарахан нюдэтэй Синий цветочек-
Хухэхэн ургы Желтые глазки
Шулуудай дундуур Среди камней
Шурган ургана. (С. Удаева) Прячась растет (перевод автора)
С первым подснежником расцветают и другие цветы. Скажите, всегда ли можно увидеть цветы? Когда их больше всего? А где же еще они могут расти? (на лугу, в лесу, в саду, в комнате).
Посмотрите теперь на доску и назовите цветы, которые вы узнали и опишите их. Что есть у цветов? (Называние частей строения у цветов). (Дети выполняют задание). А это одуванчик - желтый сарафанчик. Вот, смотрите, был он желтый, стал он белый, где теперь? Улетел с ветерком белый парашютик. Давайте поиграем пальчиками.
(Пальчиковая гимнастика «Одуванчик»- соединение одних и тех же пальцев рук, начиная с мизинцев, на ударные слоги стиха).
А теперь поиграем еще в одну игру. Называется "Ошибочка вышла!"
Этот цветок называется… (неверное называние воспитателем цветка, дети самостоятельно исправляют ошибку).
Для чего нам нужны цветы? (Ответы детей). В поле, на лугу, в лесу, в садах, всюду очень много цветов. Ребята, нужно ли срывать цветы? Нет, потому что сорванный цветок очень скоро завянет и погибнет.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны-
И не будет красоты.
Не рвите, не топчите, дети, цветы, берегите их, ведь они живые, им больно, когда их срывают. А у деревьев не ломайте ветки, не царапайте стволы. Берегите природу! Чувствую, что вы устали. Поиграем-ка глазками, чтобы немного отдохнуть.
Зарядка для глаз:
1. Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала.
2. Быстро-быстро поморгай – затем глазкам отдых дай. Закройте глазки.
3. Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать.
3. Опытническая деятельность.
Ребята, вы помните, у нас во дворе детского сада на клумбах росли красивые-красивые цветы? Они снова будут нас радовать своим ароматом. А посадим их мы, а потом будем ухаживать за ними. Вы готовы? Вот, посмотрите, я принесла семена. Из них вырастут такие цветы, которые называются «Принцесса Диана», «Фея бала», «Серебряная цапля». (Показ картинки). Это все астры. Мы назовем их как и нашу группу – «цветики-семицветики».
Для того, чтобы эта красота выросла у нас на клумбе, нужно кое-что знать нам. Знать, как появляется цветок. Посмотрите на слайды и скажите, правильно ли я показала этапы роста цветка? (Показ схемы).
Дидактическая игра «Как растет цветок».
Детям предлагается выложить картинки в последовательности роста цветка :
- семечко
– росток из семени
– побег
– появление листочков
– появление цветка
Все ли правильно? Чего нет? (Появление бутона). Молодцы, еще раз посмотрите.
А сейчас мы с вами немножко потрудимся, чтобы посадить цветы. Что это? (Земля). Она готовая земля с витаминами, минералами. Для чего она нам? Что делать дальше? (Дети отвечают).
- Сделать ямки или бороздки.
- Полить.
- Посадить семена.
- Засыпать их землей.
- Полить еще раз.
Посадим семена в такие емкости. Что это? Контейнер. Какую геометрическую фигуру он напоминает вам? (Квадрат). На что он похож? А это что за фигура? На что похож круг? Ну, а это … (прямоугольник). Что вы знаете о прямоугольной форме?
В контейнерах находится разная земля - почва для выращивания цветов. В один контейнер под цифрой …. Какая эта цифра? (три) я засыпала сухой песок с мелкими камешками и не поливала. В других под номерами … («1» и «2») есть … пощупайте, почувствуйте, какая почва? (Политая, влажная земля). Как вы думаете, в каком контейнере появятся ростки наших цветиков-семицветиков быстрее? Почему? Что необходимо для того, чтобы они росли? (солнце, влага, тепло). Все цветы распускаются, когда на улице нет снега, тепло. Итак, давайте приступим к нашей работе. (Вместе с воспитателем дети сажают семена цветов в разные контейнеры).
Самый интересный и сложный этап работы. Найдите место, где семена в контейнере № 1 будут хорошо расти. Что необходимо для роста? Почему? (На подоконнике, на солнечной стороне групповой комнаты).
Контейнер № 2 мы поставим туда, где нет … (дети высказывают свои мнения) света и тепла. Где находится у нас такое место в группе? (В фойе приемной).
А что касается контейнера № 3, то его мы поставим туда же, как и контейнер № 1 - на свет и тепло.
(Дети самостоятельно уносят контейнеры).
Контейнер №3 с сухой землей мы не будем поливать, а контейнеры №1 и №2 - по мере надобности. Ребята, мы будем следить за ростом наших семян и вести дневник, записывая наши наблюдения день за днем. Согласны, ребята?
4. Игровое упражнение «Поймай мяч».
Дети встают в круг, взрослый в центре круга. Взрослый бросает каждому ребенку по очереди мяч, называя при этом предмет или название цветка. Ребенок, услышав название цветка, должен поймать мяч. Если это просто предмет, то мяч не ловится.
5. Подведение итогов. Чем мы сегодня занимались? Что вы узнали? Что мы сделали? Для чего?