Марина Гончарова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Что необходимо растениям для роста и развития»
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание:
- обобщить и выявить необходимые условия для роста и развития растений;
- закрепить представления о характерных признаках весны;
- опытным путём подтвердить условия роста и развития растений;
- развивать способность наблюдать, строить предположения, делать умозак-
лючения;
- развивать умение работать сообща;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира :
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Что необходимо растениям для роста и развития“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
-воспитывать чувство товарищества, заботливое отношение к природе.
Оборудование:
- магнитная доска с магнитами;
- конверт с письмом;
- 3 стакана с веточками тополя;
- 4 ящика с землей;
- семена овощей;
- клеёнчатые фартуки;
- лейки с водой;
- мерные палочки.
Предварительная работа:
- подготовка ящиков с землёй,
- изготовление этикеток овощей.
1. Ритуал приветствия.
Дети стоят в кругу, произносят слова приветствия:
Солнце светит спозаранку,
Всей земле привет несёт,
Мы выходим на полянку,
Ручеёк в лесу поёт.
Тёплый ветер гладит кожу,
Лес шумит густой листвой,
Дуб нам хочет поклониться,
Клён качает головой.
Птицы весело щебечут,
Только их не разглядеть,
Рады птицы нашей встрече,
Рады с нами вместе петь.
2. Интригующее начало (чтение письма).
Воспитатель:
- Сегодня у нас 27 марта, день недели (вторник, время суток (утро).
- Ребята, да у нас сегодня гость! (Обращаю внимание на окно, с обратной стороны которого «прилип» воздушный шар с письмом.
-Как вы думаете, от кого может прийти письмо? (дети выдвигают гипотезы).
- Как узнать от кого это письмо?
Дети:
- Прочитать на конверте.
«Здравствуйте, ребята!
Я в гостях у бабушки в деревне. Думал, наиграюсь с друзьями, на велосипеде покатаюсь, но не получилось. Бабушка попросила меня помочь посеять семена овощей. На улице ещё холодно, а она семена сеет. Лучше бы летом посеела, когда тепло, солнышко греет, дождик землю поливает. Она у меня старенькая, вот и не знает, что семена лучше летом сеять. Я ей говорил, а она не верит. Вот бы вы ей письмо написали, да объяснили всё. До свидания! Ваш друг Антошка».
3. Беседа-рассуждение «Время года – ранняя весна».
Воспитатель:
- От кого письмо?
Дети:
- От друга Антошки.
Воспитатель:
- Вот так проблема. Как вы думаете, кто прав, бабушка или Антошка?
(предположения детей).
Воспитатель:
- Ранней весной семена сеют в ящики, из них вырастает рассада, которую потом высаживают в землю на огороде.
Воспитатель:
- Какое сейчас время года? Докажите это.
Дети:
- Солнце светит и греет.
- День становится длиннее, а ночь короче.
- Тает снег, бегут ручьи.
- Птицы прилетают из тёплых краёв, весело щебечут.
Воспитатель:
- Значит какое время года? (ранняя весна)
- Так кто же прав?
Дети:
- Права бабушка.
4. Основная часть (выдвижение гипотез, правильность предположений, умозаключения).
Воспитатель:
- Как вы думаете, что нужно для роста и развития растений?
(Дети выдвигают гипотезы, воспитатель зарисовывает их на листочках, ребёнок ставит листок на магнитную доску).
Воспитатель:
- Давайте проверим правильность наших предположений. Мы с вами поставили 3 веточки тополя в стаканы и создали им разные условия.
1- воздух, тепло, вода.
2- воздух, тепло, свет.
3- воздух, тепло, вода, свет.
- На какой из трёх веток почки распустились раньше? Почему?
- Давайте сделаем вывод, что необходимо для роста и развития растений.
- Воздух, вода, тепло, свет.
(с магнитной доски убираются неподтверждённые предположения).
Воспитатель:
- Бабушка Антошки сеет семена, может, и мы посеем семена овощей, чтобы потом посадить на грядку. Согласны?
- Предлагаю надеть фартуки и пройти к столу. У нас четыре ящика с землёй, а нас много, как нам быть?
Дети:
- Разделиться на пары. (дети делятся).
Воспитатель:
- Но у нас ещё одна проблема. Все семена овощей перепутались, как нам быть?
Дети:
- Перебрать.
(каждая группа детей отбирает свои семена: 1-кукурузу, 2-горох, 3-фосоль, 4-кабачки).
Воспитатель:
- Итак, что нам нужно для роста и развития растений?
Дети:
- Воздух, вода, земля, тепло, свет.
Воспитатель:
- Посмотрите на ящики с землей. В каждом ящике по две бороздки. В эти бороздки будем сеять семена овощей. Семена должны быть посажены на одинаковом расстоянии друг от друга. Для этого у нас есть палочки-мерки.
Семена кладите в бороздку по одному на расстоянии, как на палочке-мерке, и засыпьте землёй.
5. Самостоятельная деятельность детей (посадка семян).
Воспитатель:
- Все ли мы условия создали для роста растений?
- Правильно нужно ещё полить.
- По окончании работы поставьте этикетки с рисунками овощей, которые мы заготовили заранее.
6. Эмоциональная завязка (ответ на письмо).
Воспитатель:
- Что же мы ответим Антошке? Кто был прав? Какие условия нужны для роста и развития растений?