Мельникова Наталья
Познавательно-исследовательская деятельность как средство обогащения развивающей среды в ДОУ у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Люди, научившиеся наблюдением и
опытом, приобретают способность
сами ставить вопросы и получать на
них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с
теми, кто такой школы не прошел
К. Е. Тимирязев
Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство обогащения развивающей среды в ДОУ у младших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
Организация развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру. Особенно важно уделять внимание окружающей среде малыша в дошкольном возрасте. Окружающее ребенка пространство должно создавать условия не только для развития, но и для саморазвития. Рассматривая и изучая окружающие предметы, взаимодействуя с ними, малыш должен приобретать бесценный опыт: познавать свойства предметов, их качества, функции, свои ощущения от взаимодействия с ними и т. д. Группа должна привлекать дошкольника, мотивировать в нем исследовательский интерес.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка. Предметы подбираются чистых цветов, четкой несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость, прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные свойства.
Малыши предпочитают крупное игровое оборудование. Необходимо размещать материалы на открытых полках, а сами материалы подбираем внешне привлекательные, яркие. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, должны быть доступны для ребенка, это способствует развитию его активности, самостоятельности.
Организация развивающей среды для экспериментирования в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру.
Маленькие дети - это в первую очередь «деятели». Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность вызывает у дошкольника интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Дошкольники - маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений - устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте - это :
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
• формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересе детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребенка.
Много возможностей развития детей заложено в игре - экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования это оборудование можно приобрести или сделать своими руками. Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Должны быть разные мозаика (крупная пластиковая, магнитная и крупная гвоздиковая, пазл из 3-15 частей, развивающие игры (например, «Сложи узор»). Разнообразные «мягкие конструкторы» на ковролиновой основе позволяют организовать игру по - разному: сидя за столом, стоя у стены, лежа на полу.
В предметно-пространственную среду нашей группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центра природы, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, организовали центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, с песком, воздухом, водой.
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Мы проводим следующие эксперименты:
• «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.
• «С кем подружится Капелька» знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.
• «Волшебные тени» знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень.
• «Разноцветные льдинки» даем представление о том, что лед это замороженная вода и др.
В этом возрасте в экспериментировании ставиться цель опыта, помогаем детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия. Необходимо постепенно привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?»
Дети учатся подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.
Так, например, на занятии «Спрячь игрушку», дети познакомились со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
Вместе с детьми выясняем, каким образом можно спрятать игрушку в воде, но для этого всё необходимое уточняется. Далее проверяем все предложенные детьми варианты для решения проблемы, планируем свою деятельность (обернём стакан бумагой, но её нет, тогда покрасим воду). В процессе деятельности обсуждаем все производимые действия и то, что происходит. Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной.
У нас в группе есть энциклопедическая литература, различные тематические альбомы, глобус, коллекция магнитов, дидактические игры, картотека элементарных опытов. Большой популярностью пользуются Фиксики. Они приходят во время опытов, задают детям вопросы, предлагают выполнить задание дома (заморозить льдинки). Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, ребёнок познает окружающий мир, у него развивается интеллект.
3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.
Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в ДОУ эксперимент должен отвечать следующим условиям:
- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними,
- безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,
- показ только существенных сторон явления или процесса.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе познавательно-исследовательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.
Таким образом, благодаря опытам и экспериментам, обогатилась не только развивающая среда нашей группы. Познавательно исследовательская деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие материала. Как показывает практика, приобретённый в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка. (А. В. Запорожец).
Список литературы
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
2. Волосовец Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. -https://goo.gl/VhpiUr
3. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
4. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
5. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003. - 211 с.
Памятка для воспитателя
Организация детского экспериментирования
Воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка»
Мельникова Н. В.
В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.
Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.
Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).
Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.
5. Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.
Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.
Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.
Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.
Наличие картотеки опытов и экспериментов в каждой возрастной группе.
Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.