Приложение МААМ

Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду. Подготовительная группа

Marina Ismagilova
Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду. Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду, Подготовительная группа» размещена в разделах

Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка.

Основные методы работы с детьми:

- экспериментальная деятельность

- решение проблемных ситуаций

Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду:

сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

Старший дошкольный возраст:

-формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

-развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Формы развития познавательно-исследовательской деятельности:

-Экспериментирование;

-исследование;

- коллекционирование;

-проектирование.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Основные характеристики детского экспериментирования:

1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение: новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

Последовательность детского экспериментирования:

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Прогнозирование результата (старший возраст).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст).

5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого).

6. Наблюдение результатов эксперимента.

7. Фиксирование результатов эксперимента.

8. Формулировка выводов.

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию

Подготовительная группа

В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость.

Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Однако сказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования и не считать, что он должен владеть ими только потому, что достиг того или иного возраста.

Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности».

«Проектно исследовательская деятельность в детском саду» "Проектно исследовательская деятельность в детском саду" Одной из форм приобщения дошкольников к финансово-экономической культуре является.

Исследовательская деятельность в детском саду по программе международного бакалавриатаИсследовательская деятельность в детском саду по программе международного бакалавриата Хочется поделиться работой в программе PVP. Сейчас некоторые детские сады и школы работают по этой программе международного бакалавриата.

Исследовательская деятельность в детском саду. Опыты с водой Опыты с водой. Изучаем свойства воды Опыт «Волшебная вода» Интересный опыт, который можно предложить детям в возрасте 3 -4 лет. Возьмите.

Познавательно-исследовательская деятельность «Охотники за батарейками» для детей от 6 до 7 лет Познавательно-исследовательская деятельность «Охотники за батарейками» Цель: Познакомить детей с вредом, наносимым батарейками окружающей.

Познавательно-исследовательская деятельность «Снег и лёд» (средняя группа) Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Снег и лёд». Цель: Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская образовательная деятельность «Путешествие по ленте времени родного поселка». Старшая группа Цель: Содействовать формированию представлений детей о истории возникновения районного поселка Полтавка, о переселенцах, их быте и образе.

Презентация «Исследовательская деятельность в детском саду» Исследовательская деятельность в ДОУ Выполнила Бобровская Татьяна Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории. 2018 Что такое.

Семинар-практикум «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А. И» Семинар-практикум «Исследовательская деятельность в детском саду с использованием методик Савенкова А. И» 1. Описание работы: данный материал.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Путешествие на остров» (подготовительная группа)Экспериментально-исследовательская деятельность «Путешествие на остров» (подготовительная группа) Конспект : Экспериментально-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Путешествие на остров» Воспитатель: Безверхняя Луиза.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду. Подготовительная группа
Опубликовано: 19 августа 2019 в 12:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду. Подготовительная группа» (включая файлы) размещена пользователем Marina Ismagilova (УИ 95764) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД