светлана орлова
Сценарий познавательной викторины для детей старшего возраста «Знатоки птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Обогащение знаний детей об окружающем мире птиц.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие
-закрепить знания о перелетных птицах (7 - 9 видов, закреплять умение классифицировать группы перелетных и зимующих птиц.
-развивать любознательность и познавательную мотивацию детей творческую активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели;
--развивать мышление, внимание, память.
Задачи в интеграции образовательных областей:
Речевое развитие:
Темочки:
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2022
-упражнять в образовании единственного и множественного числа существительных в именительном падеже; существительных множественного числа родительного падежа;
-закреплять названия детенышей птиц, уметь образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом в единственном и множественном числе;
-развивать связную, диалогическую и монологическую речь детей;
-Совершенствовать фонематический слух.
Социально-коммуникативное развитие:
-укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
- развивать умение работать в команде, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.
Физическое развитие:
-развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
-формировать потребность в двигательной активности.
Используемое оборудование для детей:
карточки перелетных птиц (грач, жаворонок, кукушка, скворец, лебедь, аист, журавль, цапля, ласточка);
-кроссворд с ключевым словом «птица», написанный на большом листе бумаги;
-карточки зимующих птиц: (синица, клест, ворона, снегирь, сорока, галка, воробей, дятел, голубь);
-карточки птиц, книги, энциклопедии.
Перед занятием для каждого ребенка готовится эмблема с изображением птиц (два вида/ на выбор/ ласточка и грач).
Познавательная викторины «Знатоки птиц»
Цель: Создание положительного настроя детей, мотивация на образовательную деятельность.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам кроссворд с загадками. Заполнив кроссворд, мы сможем определить тему занятия.
Номер загадки соответствует номеру строки кроссворда, в которую нужно вписать ответ. Заполнив кроссворд, дети могут прочитать его ключевое слово и назвать тему занятия («Птицы»). Лучше предлагать загадки не по порядку, чтобы ключевое слово дети смогли прочитать, заполнив все строчки кроссворда.
1. У меня ходули – не страшит болото.
Лягушат найду я - вот моя забота.
(Цапля)
2. Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу,
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь)
3. Я в скворечнике живу
Песни звонкие пою
(Скворец)
4. Прилетает он весной.
Чёрный, важный. Не смешной!
Без него весны не будет!
И зовут его все люди,
Что - то вроде слова врач.
Да не врач! А птица -.
(Грач)
5. Угадайте, что за птичка —
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
Воспитатель: Молодцы! У вас все получилось.
Открываем клуб «Знатоков птиц».
Дети делятся на 2 команды,
Команды «Ласточки» и «Грачи».
Игра начинается, представим наше жюри: /выбираем 3-х человек/
Воспитатель: Почему перелетные птицы покидают нас осенью?
Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелетными? Почему эти птицы улетают от нас осенью?
(Выслушивает ответы детей и обобщает их.)
- Правильно, перелетные птицы — это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в теплые страны, потому что нашей зимы они не перенесут.
Назовите нам, пожалуйста, перелетных птиц: ласточки, стрижи, грачи, скворцы, соловьи, кукушки, дрозды (показывает иллюстрации).
Воспитатель: А, сейчас мы начинаем основную игру наших знатоков, жюри начинает свою работу, а команды готовятся отвечать на вопросы
1задание:
команда «Ласточки»
Чем отличаются птицы друг от друга?
(разная среда обитания: болото, лес, поле, луг, село, город, пруд; размер: большие и маленькие; клюв: длинный, короткий, маленький, тупой, загнутый, с мешочком, сплющенный; крылья: большие и маленькие; хвост: большой, маленький, треугольный, ножницами, веером, шлейфом; ноги: длинные, короткие, с перепонками, коготками; оперение: белоснежное, пестрое, черное, разноцветное; питаются: насекомыми, червями, мелкими животными, ягодами, семенами, (если команда не называет достаточно признаков вторая команда помогает, обе получают баллы за правильные ответы).
Команда «Грачи»:
Сказать, чем птицы похожи?
(у них есть клюв, крылья, хвост, оперение, откладывают яйца, высиживают птенцов).
2 задание:
Детям раздаются карточки с разными видами птиц, нужно разложить их соответственно заданию.
Команда «Ласточки»
: Найти всех перелетных птиц, назвать их (грач, жаворонок, кукушка, скворец, лебедь, аист, журавль, цапля, ласточка).
Дети выполняют свои задания, выбирая правильные фото птиц.
Команда «Грачи»
Найти всех зимующих, назвать их (снегирь, синица, клест, ворона, сорока, воробей, голубь, галка, дятел).
3 задание:
«Юные орнитологи»
Детям заранее давались задания приготовить рассказ о любой перелетной птице. Подготовить иллюстрации или книги с изображением птиц. Из каждой команды пригласить тех детей, кто подготовился. Они рассказывают, воспитатель дополняет их рассказы, оцениваются все, подготовленные дети приносят баллы для команд.
4 задание:
д/и «Назови птенцов»
Предлагаются картинки с изображением разных птиц, нужно назвать птицу,
одного детеныша этой птицы и нескольких детенышей.
Утка - утенок - утята.
Гусь - гусенок - гусята.
Грач - грачонок - грачата.
Аист - аистенок — аистята.
Кукушка - кукушонок - кукушата.
Лебедь - лебеденок - лебедята.
Скворец - скворчонок - скворчата.
5. Игра на внимание «Птицы»
Если птицу назову, в ладоши надо хлопнуть.
А если что-то другое, то ногою топнуть!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи,
Лисы, вороны,
Галки, макароны,
Воробьи и чайки,
Грачи и балалайки,
Чибисы, моржи,
Соколы, чижи,
Снегири, кукушки,
Гуси и ватрушки,
Лебеди и совы,
Дятлы и коровы.
Прилетели под конец
Утка, щука и скворец!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас мы подведем итог и подсчитаем баллы. Жюри подводит итоги, определяют победителей и награждают всех участников/ книги энциклопедии «Мир птиц» и др.
Обе команды - молодцы, со всеми заданиями справились, были дружными и
внимательными, проявили фантазию и смекалку, показали, как много интересного из мира птиц вы знаете.
Наша планета Земля очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –дом наш родимый, ребята!
Солнышко рано встает,лучиком день зажигает.
Весело птица поет,песнею день начинает! Е. Благинина
Птицы- наши друзья! Давайте беречь окружающий мир и птиц в нем, слушать их звонкие голоса и помогать им пережить трудную зимнюю пору.