Наталья Дудина
Познавательная исследовательская деятельность «Вода растворяет некоторые вещества» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обеспечить условия для формирования представлений о том, что в воде многие вещества растворяются; учить самим добывать знания, делать выводы, доказывать, объяснять свою точку зрения; расширять представления детей о многообразии окружающего мира; поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Задачи: продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе; формирование умения внимательно и заинтересовано слушать стихотворения; соблюдать электронные правила безопасного поведения во время проведения опытов; воспитывать интерес к исследовательской деятельности, желанием заниматься ею.
Публикация «Познавательная исследовательская деятельность „Вода растворяет некоторые вещества“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Предварительная работа: беседы о воде (где находится; как человек использует ее); опыты (вода не имеет вкуса, запаха, формы; ее можно переливать, вычерпывать, собирать губкой); чтение и рассматривание картинок "Кто живёт в воде?", "Что растет в воде?" (Статьи из детской энциклопедии); разучивание стихотворения Н. Тыловой "Вы слыхали о воде?".
Материал. Демонстрационный: ведёрко с листочками загадок, три стакана с теплой водой, сахар, соль, растворимый кофе, насыщенный раствор акварельных красок в розетках; один пустой стакан, ступка, 200 гр. бутылочка с завинчивающейся крышкой, столовая ложка, сухой песок в глубокой миске, цветные мелки.
Раздаточный: один стакан воды и розетка с раствором акварели на подносе; 200 гр. бутылочка с завинчивающейся крышкой, столовая ложка, сухой песок в глубокой миске, растертый мелок в стакане.
Ход занятия
Воспитатель: -Что у меня в стакане? (Вода).
-Вы раньше видели воду? (Да)
-Как люди используют воду? (Пьют, готовят пищу, стирают, поливают растения, умываются, купаются.)
Да, вода всем нужна, без нее человеку не прожить. Помните стихотворение "Вы слыхали о воде?"
Его нам прочитают Максим и Даша.
Максим:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не поесть и не напиться.
Даша:
Смею вам я доложим:
Без воды нам не прожить!
Путешествует всегда
С нами спутница - вода!
Воспитатель: - вы много знаете о воде, но ещё не всё. Хотите, я научу вас новым опытам с водой? Подходите к моему столу. В стаканах чистая вода. Посмотрите, в один стакан я насыпаю ложку соли. Что произошло? (Соль опустилась на дно). Давайте приклеим на стакан этикетку "соль". Так всегда делают в лабораториях, чтобы ничего не перепутать. А во второй стакан насыпаем ложку сахара и тоже приклеиваем этикетку. Что произошло с сахаром? (Тоже опустился на дно). У нас есть ещё один стакан с чистой водой. Что туда можно насыпать? (Кофе). Давайте возьмём ложку растворимого кофе и насыпаем его в стакан. Посмотрите внимательно, что происходит? (Кофе сначала остаётся на поверхности, постепенно начинает растворяться и окрашивать воду.)
(Примечание. Воду с солью, сахаром и кофе не следует перемешивать.)
Воспитатель:-А теперь давайте перейдем к другому столу. Здесь у каждого есть своё рабочее место. Что на нём находится? (Стакан с водой, розетка с краской, пипетка.) Интересно, раствориться ли краска в воде? Как вы думаете? Помните, как работать с пипеткой? Попробуйте накапать краску в воду. Что происходит? (Краска растворяется в воде и окрашивает её.) А почему у Ксюши светло - зелёный раствор получился, а у Алексея темно-зеленый? (Алексей больше краски накапать.) Запомнили? В воде растворяются и кофе и некоторые краски. Давайте посмотрим: что изменилось в стаканах с солью и сахаром? Да, и соль и сахар начинают растворяться. На дне осталась совсем маленькая горка соли и сахара. Пусть эти стаканы постоят, а мы поработаем с песком за третьим столом. Какого цвета песок? (Коричневый) .А можно ли его окрасить, но так, чтоб он остался сухим? Я вам сейчас покажу, как это можно сделать. Вы видели вот такой цветной мелок? (Да, рисовали им на доске и на асфальте.) Мелок можно растереть в ступке, вот так, а затем смешать с песком. Видите, песок стал розовым. А теперь смешайте свои песок с уже растертый мелком. Какого цвета у тебя, Юля, получился песок? А у Саши? Правда, интересно? Хотите сложную, но интересную работу сделать? Тогда смотрите: я беру маленькую бутылочку и вставляю в неё воронку. Затем беру ложку зелёного песка и насыпаю его в бутылочку. Даниил, а можно у тебя взять ложку красного песка? Видите, я очень осторожно насыпаю песок, не встряхиваю бутылочку.
(Насыпаю таким же образом по ложке разного цвета до самого верха и закручивает крышку. В бутылочке получается узор из разноцветных полосок песка. Важно не встряхивать песок, иначе он перемешается и смесь будет грязной и некрасивой.)
Воспитатель:- Теперь попробуйте сделать полосатый узор в своей бутылочке. Можно переходить от своей миски к другим. Но обязательно спрашивайте, можно ли взять ложку песка. Не забывайте, что переносить бутылочку нужно очень осторожно, чтобы песок не смешался.
(Дети выполняют работу).
Воспитатель:- как красиво у вас получается! Не забывайте, что насыпать песочная нужно под самую крышку, чтобы пустоты совсем не осталось. Посчитайте, сколько полосок в ваших бутылочках получилось. Вам нравятся эти полосатые бутылочки? Пусть они останутся на этом стиле, а мы вернёмся к столу, где работали с водой. Как вы думаете, если мы будем в чистый стакан наливать красную воду, затем зелёную и синюю, то полоски получатся такие, как в ваших бутылочках? Смотрите внимательно, я буду наливать цветную воду. Что происходит? (Цветная вода смешивается, полоски не получаются, как из цветного песка.) А что произошло с солью в стакане? Куда она исчезла? Да, соль растворилась в воде. Вода стала солёной. Хотите попробовать? Сахара тоже не видно в стакане? Что с ним произошло? А какая на вкус будет вода в этом стакане? (Сладкая). Запомните, вода растворяет соль, сахар, кофе, акварельные и гуашевые краски. Песок можно смешать с краской, но растворить её он не может. Вам интересно было сегодня на занятии? Что вы узнали нового? (Ответы детей) .
Сегодня очень старательно проводили опыты Даша, Максим,. У них все получилось правильно: яркий цветной раствор в стакане и полосатый узор в бутылочке. Саша, Даниил, Юля очень аккуратно работали. У них ни одна капелька мимо стакана не пролилась, и песок не рассыпался. А кто запомнил, что вода делает? А песок?
Молодцы, ребята!
Вы порадовали меня! Осталось только убрать все.