Светлана Иванова
Познавательная беседа «Польза опавшей листвы»
Конспект
познавательной беседы с детьми средней группы
на тему: «Польза опавшей листвы и правильная ее утилизация»
Цель: Развитие у детей предпосылок исследовательской деятельности, формирование у детей умения устанавливать причинно-следственные связи явлений живой и неживой природы осенью.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Познавательная беседа „Польза опавшей листвы“» размещена в разделах
Актуализировать знание, при необходимости познакомить детей со строением листа. Актуализировать знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. Способствовать нахождению причинно-следственных связей явлений живой и неживой природы.
Развивающие:
Развивать внимание, связную речь мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи). Развитие тактильных ощущений у детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Ход беседы
Звучит фонограмма А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года», в группу входят Елочка и Шалун (Это Эколята).
Елочка: Доброе утро, дети!
Дети здороваются.
Мы шли через парк, а там на земле лежат опавшие разноцветные листья. Именно в это время года можно собрать и принести вам эту красоту, не причинив вреда природе.
Обратите внимание, какой у меня красивый букет из листьев (показывает ребятам осенний букет).
Посмотрев на этот букет, я вспомнила загадку, отгадайте ее.
Солнце греет слишком мало
Время золота настало
Листья жёлтые летят
Скоро будет пустой сад.
Птицы в стаи собрались
Звери в спячку улеглись
У кого друзья не спросим
Наступила, дети… (Осень.)
Шалун: Ребята, как вы думаете, почему же золотую осень называют порой листопада? Почему перед долгими зимними холодами деревья и кусты сбрасывают свои великолепные пышные наряды?
Дети: Осенью дни холодные и пасмурные, и солнце светит меньше.
Шалун: Правильно, ребята. Осенью в листьях образуется меньше особого вещества — хлорофилла, придающего листьям зеленый цвет. Они становятся золотисто-желтыми, красными, оранжевыми, багряными.
Елочка: Осенью листья осыпаются, потому что деревья и кустарники готовятся к долгому зимнему сну. В листьях за лето накапливается немало вредных веществ. Опадая, они освобождают деревья от ядов. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листья, они бы погибли.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кому из животных и для чего могут пригодиться сухие осенние листочки?
Предполагаемые ответы детей - Медведь, еж.
Елочка:
Листья, опадая, укрывают корни растений и согревают их в морозы, будто пестрыми шерстяными шалями.
Опавшие листики нужны не только растениям, но и животным. Многие звери устилают свои берлоги, норки и дупла сухими душистыми листьями, веточками хвои.
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете опавшие листья – это мусор или они приносят пользу. Почему вы так думаете?
Можно ли сжигать листья? Почему?
Ответы детей.
Сжигать листву нельзя! Дым очень вреден. В нём много ядовитых веществ. Дым отравляет воздух, которым мы дышим. А ещё может случиться пожар.
Елочка: И еще среди опавших листьях прячутся живые существа, такие как божьи коровки, жужелицы, дождевые черви и другие, истребляющие различных вредителей сада и огорода. Когда люди сжигают листву, то погибают живые существа, находящиеся в ней.
Дети: Значит опавшую листву сжигать нельзя.
Воспитатель: А куда же тогда девать опавшую листву дворникам, которые подметают дворы?
Дети: Можно закопать ее.
Елочка. Ребята, а как выдумаете, какую пользу могут принести опавшие листья?
Ответы детей.
Шалун. Дети. Опавшие листья – это часть природы. И если Матушка Природа так придумала, чтобы деревья сбрасывали листву, значит так надо природе. Опавшая листва для растений – это как «одеяло», укрывающее от зимнего холода. Листва лежит, перегнивает и превращается слой плодородной почвы. И на такой почве в лесу хорошо растут и грибы, и ягоды, и цветы, и деревья. Значит, в лесу удобрением служат опавшие листья. Они питают растения леса.
Елочка. А люди опавшие листья складывают в ящик. Из них постепенно получается плодородная почва, которую добавляют в теплицу, на грядки, на клумбы. И на такой земле растут чудесные растения.
Шалун. Ребята, мы с Елочкой хотим раскрыть вам один секрет.
(Достает из своего волшебного чемоданчика лесную почву.)
Посмотрите, мы принесли вам из нашего леса немного почвы лесной. Давайте ее рассмотрим при помощи лупы.
Что вы увидели?
Ответы детей. (Веточки, корешки, хвоинки)
Елочка. А теперь давайте польем почву водой. Так она лучше пропускает влагу и полезнее для растений леса.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, а где еще нам могут пригодиться осенние листочки?
Дети: Из опавших листьев можно сделать поделки.
Воспитатель: Верно, в детском саду у нас бывают выставки, и вы с мамами делаете для выставки поделки. Это очень интересно и увлекательно. Из этого следует вывод, что опавшие листья – это материал для творчества.
Елочка и Шалун. Ну что ж ребята, нам пора возвращаться в наш лес. Нам очень интересно было с вами пообщаться. На память о нашей встрече мы дарим вам вот это панно. (Дарят панно из осенних листьев). Оно напомнит вам о нашем разговоре. Уходят.
Воспитатель: Ребята, какой секрет мы сегодня узнали? Какую проблему мы сегодня решали?