Приложение МААМ

Познавательная активность старшего дошкольника

Макаренко Людмила
Познавательная активность старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

«Познавательная активность старшего дошкольника».

Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования

Детская экспериментальная деятельность.

Детское экспериментирование - особая форма исследовательской и важнейший вид поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Поддьяков).

Публикация «Познавательная активность старшего дошкольника» размещена в разделах

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, посадив семена цветов зорьки и календулы в специальные стаканчики, дети наблюдают за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений за погодой мы заносим в специально разработанный календарь. Дети фиксируют в строке «погода» каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, дождь и пр.). В строке «цветы» отмечается день первого появления ростка и его изменения в последующие дни. Эксперимент проводится с двумя видами цветов для сравнения и выявления причин несоответствия. В строке «уход» фиксируется, как дети ухаживают за растением также с помощью символов (палочка для рыхления, кружка для полива и пр.). В календаре информация кодируется, и затем на основе анализа устанавливаются закономерности и связи между ростом и развитием растения, ролью человека и погодными условиями, изменениями в природе. Для того чтобы установить, почему семя календулы проросло быстрее, чем семена зорьки, мы рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали и пр. В результате дети установили: оболочка семени зорьки твердая, толстая, шершавая, не рассыпается под воздействием силы, а у календулы оболочка тонкая и очень хрупкая, семя в виде волосинки, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла семя календулы быстрее прорастает.

В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей, воспитываем активную природоохранную позицию.

Наблюдая за работой родителей на огороде, ребята замечают, что там, где много сорняков, культурные растения более мелкие, а там, где их нет, крупные. Вывод: сорняки мешают росту растений.

Срезая аккуратно веточки деревьев, и поставив их в вазу с водой, наблюдаем вместе с детьми, у какого дерева и где (в темном месте или на свету) листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение: какие условия необходимы для роста растений.

Таким образом, в организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Старших дошкольников мы знакомим с движением тел и его основными компонентами, шарообразностью Земли, суточными и сезонными изменениями, с массой тел при помощи весов, с агрегатными изменениями вещества, прямолинейностью распространения света и пр.

В содержание наблюдений за объектами природы включаются следующие моменты:

- определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит;

- разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных - разные формы поведения);

- определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности);

- выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

Так, рассматривая одуванчик, дети отмечают, из чего он состоит, каковы его функции (что делает: цветет, растет, пахнет, колышется, пьет, гнется, гибнет, размножается, какой он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый, почему утром бутон закрыт, а днем раскрывается? Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, мы используем различные модели календарей наблюдений. Например, в средней группе - круговую диаграмму.

Каждый сектор окрашен в определенный цвет: желтый - осень, белый - зима, зеленый - весна, красный - лето. На этом «волшебном круге» отмечаем те приметы сезона, которые наблюдали дети. В круговой диаграмме сделаны кармашки, надрезы, куда помещаются символы, значки, обозначающие приметы каждого времени года. Знак, символ помогает ребенку обобщать и сохранять информацию.

Значки вводятся только после наблюдений.

В старшей группе дети фиксируют наблюдения за ростом высаженных растений в календаре природы с помощью символов. Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях природы. В младшем возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т. е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы. Для того чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними мы начинаем с 4-х лет. В этом возрасте мы развиваем у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки - снег, дождь, град, выделяемые свойства песка, воды, утро-вечер, день-ночь и т. д., а также знакомим с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире природы. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?» В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать за животными и растениями.

Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и др. Детей знакомят с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся различать растения, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки - форму, размер, окраску листьев, плодов, цветов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю, стволу, веткам переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - поглощение солнечного света. Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения.

В содержание наблюдений за животными включаются следующие компоненты:

- способы передвижения (как и с помощью каких органов оно происходит);

- облик: части тела, особенности строения, характеристики (окраска, форма, размер) внешних органов;

- ориентировка в пространстве (как прислушиваются к звукам и шумам, как осматриваются);

- как реагируют на окружающее;

- среда обитания - особенности местности, корм, другие животные - соседи (враги, нейтральные);

- взаимоотношения с людьми - реакция на их появление;

- жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окраске в переходные сезоны, гнездо строение, запас кормов, их поиск зимой.

Помимо содержания, чрезвычайно важно определить организационно-методические формы проведения наблюдений за объектами природы. Педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы интерес детей к обитателям уголка возрастал, представления о них постоянно расширялись, а к концу учебного года любой ребенок мог бы быть экскурсоводом по уголку природы. Этим требованиям отвечает циклическое наблюдение, которое организуется в различные режимные моменты повседневной жизни. Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует устойчивый познавательный интерес детей к нему. В результате у малышей возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.

Например, цикл наблюдений за рыбкой может включать в себя следующие направления:

1. Кто живет в аквариуме? (Улитка, рыбки, водоросли, камешки и пр.). Какие они?

2. В каких условиях живет рыбка? (Где она плавает, чем дышит).

3. Что и как ест рыбка?

4. Что есть у рыбки? (Голова, туловище, плавники, хвост, чешуя, глаза, жабры, рот и т. д.). Почему такое обтекаемое тело?

5. Рыбка живая. Как о ней надо заботиться?

6. Как рыбка плавает? (Вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, медленно, быстро).

7. Как рыбка отдыхает?

8. Аквариум с рыбками - это красиво.

Цикл наблюдений проводится в течение длительного времени. На неделю планируется одно-два наблюдения. Таким образом, цикл из восьми наблюдений может быть реализован в работе, например, со старшими детьми за 1,5-2 месяца. Составление и разработка цикла наблюдений - это творчество педагога: его можно спланировать по-разному (короче, длиннее, с включением самых разных моментов и ситуаций, в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы. По каждому животному во всех возрастных группах составляются отдельные циклы наблюдений. Дети должны знать и любить своих питомцев. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира: комнатным растениям, растениям, произрастающим на участке детского сада (вязу, акации, клену, сосне, тополю и пр., первоцветам. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес: зимующие птицы, насекомые.

Требования к проведению наблюдений.

1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому ребенку. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, чтобы все они находились в одном ряду. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах). Вдоль грядки можно разместить всю группу (если грядка большая, а вокруг аквариума не более пяти человек.

Воспитатель словесно обозначает все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за восприятием - только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

2. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей - 3-10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.

3. Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец. Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю:

- призыв вместе посмотреть что-то интересное;

- ласковая интригующая интонация;

- загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая часть - основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2-3 секунды. Секунды молчания и тишины - главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основная часть должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать, как открывает и закрывает рот рыба, как прикрывает глаза птица, спросить, что ощущают дети. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, облегчают получение информации. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте.

4. Необходима специальная подготовка к наблюдениям. Например, перед тем, как наблюдать за тем, как птица отдыхает и спит вечером, нужно включить свет с одной стороны, соблюдать тишину и т. д. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения: послушать, как птица поет, какие звуки издает, что означает пение птицы и пр.

Благодаря наблюдениям у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют наблюдения для осознания причинно-следственных связей.

Публикации по теме:

Что такое социализация дошкольника. Важность игры в социализации дошкольника Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального.

Деловая игра «Двигательная активность в ДОО» Задачи: 1. Выявить уровень профессиональной подготовки педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности в ДОО. 2.

Двигательная активность Практический материал по организации двигательной активности детей дошкольного возраста в условиях лечебно-оздоровительного учреждения.

Формирование ассертивного поведения старшего дошкольника, как средство его социальной адаптации При реформировании общества изменяется и человек; причем это касается всех возрастов, в том числе и дошкольного детства. В условиях нестабильности.

Фотоотчет «Двигательная активность»Фотоотчет «Двигательная активность» Двигательная активность (физическое развитие). Развитие и коррекция ручной моторики. Игра " Кати мяч". Цель: развивать координацию движений.

Осенняя познавательная викторина для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить полученные знания детей о временах года, осенних явлениях природы. Развивать и поддерживать интерес к отгадыванию загадок.

Познавательная игра для старшего дошкольного возраста «Хочу всё знать о здоровье» Цель: Сформировать у детей представление о том, что здоровье – главная ценность в жизни человека. Задачи: 1 Образовательные: закрепить знания.

Познавательная сказка «В мире звуков» для детей старшего дошкольного возраста Познавательная сказка «В мире звуков» Для детей старшего дошкольного возраста Сегодня я расскажу вам удивительную историю про моего знакомого.

Использование экологического дневника дошкольника в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста Использование «Экологического дневника» в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста «Хоть память крепкая –.

Двигательная активность и здоровье дошкольника Тема: «Двигательная активность и здоровье» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательная активность старшего дошкольника
Опубликовано: 9 января 2019 в 22:07
+45Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательная активность старшего дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Макаренко Людмила (УИ 1671245) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД