МААМ-картинки

Позитивная социализация — путь к успеху каждого ребенка. Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда (1 фото)

Ольга Валерьевна Шабашная
Позитивная социализация — путь к успеху каждого ребенка. Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на Августовской конференции педагогических работников

1. Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения.

___

2. По степени контролируемости различают две основные формы социализации :

направленная (социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность) и ненаправленная (стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания индивида в социальном окружении : семья, сверстники и т. д.) Реальный процесс социализации всегда есть сочетание направленной и ненаправленной социализации, исходящей от множества институтов социализации одновременно.

Публикация «Позитивная социализация — путь к успеху каждого ребенка, Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда» размещена в разделах

Социализация имеет сложную структуру и условно может быть разделена на объективную (внешне наблюдаемые поведенческие реакции) и субъективную (субъективное ощущение успешности) социализацию.

___

3. Только в случае совпадения социально одобряемых навыков и форм поведения человека и его субъективно психологического благополучия социализацию можно считать позитивной.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других, с устойчивым ощущением собственного психологического благополучия.

___

4. Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям и приятным эмоциям.

Элементы позитивной социализации :

— эмоциональное благополучие ребенка;

— положительное отношение к окружающим людям;

— коммуникативная компетентность дошкольника;

— развитие социальных навыков детей.

___

5. Психолого-педагогические условия позитивной социализации отражены и в ФГОС ДОО. Главное же условие позитивной социализации – это обеспечение эмоционального благополучия ребенка, создание атмосферы, комфортной для каждого дошкольника, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха. Именно “благополучный” ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, адекватно выстраивать общение со сверстниками и взрослыми. Эмоциональное же неблагополучие ребенка способствует развитию "негативной" социализации. Если такое происходит, необходимо сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок находился в комфортных условиях и его нервно-психическое развитие не страдало. Таким образом, детский сад может обеспечить как позитивную социализацию ребёнка, так и его негативную при непрофессиональном подходе.

___

6. Если же речь ребенка нарушена, то формирование навыков социализации может стать затруднительным для него.

Количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, появляется все больше детей с тяжелыми нарушениями речи, такими, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР, общее недоразвитие речи (ОНР, дизартрия.

Особенно остро встаёт проблема социализации у детей с тяжёлыми нарушениями речи, так как именно посредством речевого общения происходит освоение социального опыта и последующее осознание модели поведения в разнообразных жизненных ситуациях.

___

7. В нашем учреждении сформирована система педагогического сопровождения дошкольников с нарушением речи. Педагогическое сопровождение осуществляется учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателями группы, которую посещает ребенок с речевыми нарушениями.

Моя работа, как учителя-логопеда, ведется трех направлениях:

1. Работа с ребенком – коррекция речевых нарушений.

2. Работа с родителями - приобщение их к проблемам ребенка.

3. Работа с педагогами – разъяснение специальных знаний по логопедии.

___

8. Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. В первую очередь мы занимаемся постановкой звуков и работой направленной на развитие фонематического слуха. Затем происходит автоматизация звука – в слогах, словах, предложениях.

Ведется работа над грамматическим строем речи, ребята учатся правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже. Пополняется словарный запас дошкольника. Дети учатся подбирать обобщающие слова, образовывать притяжательные прилагательные, называть качество предметов, подбирать слова с противоположным значением.

Далее выполняется работа над развитием связной речи. Дети составляют рассказы по картине, по серии картин, пересказывают небольшой текст. Ребята, посещающие логопедический пункт, участвуют в небольших театрализованных представлениях, представлениях пальчикового театра. Такая работа проводится не только для автоматизации звука в речи, но и помогает в решении проблем коммуникативного характера и социализации детей. Любой, даже самый маленький успех ребенка положительно подкрепляется, эмоционально стимулируется, что закрепляет позитивный настрой детей и желание работать дальше.

___

9. Консультации, Беседы, Мастер-класс, родительские собрания.

Практикуем совместные с родителями и детьми индивидуальные занятия. Сначала родители получают теоретические знания – устные консультации, памятки, буклеты с полезной информацией. Затем мама присутствует на занятии в роли наблюдателя, учится копировать действия логопеда, соблюдать последовательность, чтобы в дальнейшем повторять занятия дома. Далее маме предлагается поучаствовать в отдельных эпизодах занятия.

___

10. Следующим, не менее важным направлением работы учителя-логопеда в социализации ребенка, является сотрудничество с воспитателями.

В каждой группе ежедневно педагоги проводят гимнастику для языка, гимнастику су-джок, повторяют чистоговорки, пальчиковые гимнастики.

___

11. Как было сказано выше, главной ступенью в работе с детьми с речевыми нарушениями является психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей специалистами ДОУ - учителем-логопедом и педагогом-психологом. Деятельность специалистов направлена не только на устранение речевого дефекта и развитие познавательных процессов, но и на социализацию ребенка в коллектив, посредством создания интегрированной модели взаимодействия всех участников коррекционно-воспитательного процесса.

Система психолого-педагогического сопровождения включает в себя следующие направления:

1. Диагностическое направление. Процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления педагогической, логопедической и психологической диагностики.

2. Образовательное направление включает в себя: - проведение мероприятий, направленных на реализацию образовательных областей ФГОС ДО, а также праздники и развлечения, досуговую деятельность; - физкультурно-оздоровительные мероприятия;

3. Коррекционно-развивающее направление включает в себя коррекционно-развивающую работу с детьми с речевыми нарушениями (в частности ОВЗ ТНР, работу специалистов ППк ДОУ

4. Профилактическое направление (работа с детьми и работа с родителями). Важное место в этом направлении занимает работа с родителями, включающая консультирование родителей по вопросам психофизического здоровья детей, семейного воспитания, социализации детей с речевыми нарушениями и др.

Осуществляя психологическую поддержку детей, важно сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помочь ребенку поверить в себя и свои способности, избежать своих ошибок и поддержать ребенка при неудачах.

___

12. Социализация детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают: затруднения в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе, у них отмечаются трудности взаимодействия с социальной средой. Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации. Очень часто дети стесняются своего дефекта и начинают испытывать комплексы. Все это может привести к дисбалансу в поведении.

___

13. Нами используются разнообразные игры и упражнения для развития рефлексии, повышения самооценки, совершенствование экспрессивных умений, формирование умения не только слушать собеседника, но и слышать партнера, понимать его переживания и эмоции. С данной целью нами активно используются различные упражнения и игры на коммуникацию и знакомство с собой, этюды и психогимнастики. Проводятся занятия на развитие эмоционально-волевой сферы. Это и подгрупповые встречи, и индивидуальные занятия (в частности с детьми ТНР).

Дети учатся распознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональные состояния окружающих, что благотворно сказывается на социализации детей. Для работы с детьми применяются и различные арт-методы. Работа с песком, красками наиболее сообразна природе детей и вызывает только положительные эмоции. Для коррекции самооценки также применяются арт-методы, элементы сказко-терапии.

___

14. Совместная работа воспитателей и логопеда, психолога дает положительные результаты. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они овладевают речью, как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. В ходе такого педагогического сопровождения дошкольников с речевыми нарушениями речи в образовательную среду происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию позитивной социализации и социальной активности в обществе.

Позитивная социализация — путь к успеху каждого ребенка. Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда

Выступление на Августовской конференции педагогических работников

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Совместная деятельность педагога с детьми «Печенье из теста»Совместная деятельность педагога с детьми «Печенье из теста» В своей работе большое внимание я уделяю развитию мелкой моторики рук и координации движений рук. Большие возможности в этом плане предоставляет.

Мастер-класс «Изготовление эколюдика». Совместная деятельность педагога и детейМастер-класс «Изготовление эколюдика». Совместная деятельность педагога и детей Мастер-класс «Изготовление эколюдика» (совместная деятельность педагога и де ей)Оборудование: капроновый чулок, ленты, опилки, семена пшеницы,.

Открытая совместная деятельность педагога с детьми 6–7 лет «Тайны пустыни»Открытая совместная деятельность педагога с детьми 6–7 лет «Тайны пустыни» Совместная образовательная деятельность педагога с детьми группы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет по познавательному развитию на.

Плакат «Берегите природу!» Совместная деятельность педагога с детьми раннего возрастаПлакат «Берегите природу!» Совместная деятельность педагога с детьми раннего возраста "Знайте юные друзья! Что играть с огнём нельзя. Он опасен и сердит. Никого не пощадит"! ]В нашем детском саду прошла неделя пожарной безопасности.

Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства»Совместная деятельность педагога и детей «Оригами в стиле народного прикладного искусства» И еще раз, уважаемые коллеги, возвращаюсь к так мною любимой деятельности - технике оригами. Оригами не имеет возрастных ограничений. Начинать.

Совместная деятельность педагога с детьми и родителями «Колобок — румяный бок»Совместная деятельность педагога с детьми и родителями «Колобок — румяный бок» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №16 «Детский сад» г. Кингисеппа Конспект открытого мероприятия в подготовительной.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Совместная игровая деятельность педагога с детьми по развитию мелкой моторикиСовместная игровая деятельность педагога с детьми по развитию мелкой моторики Совместная игровая деятельность педагога с детьми по развитию мелкой моторики в первой младшей группеЦель: создание условий для развития.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Классный час в 9 классе «Экзамены. Путь к успеху» Экзамены. Путь к успеху. (Классный час в 9 классе) Дата: 24.10.2018 Цель: Обсуждение с учащимися понятия «успех»; развитие у учащихся умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Позитивная социализация — путь к успеху каждого ребенка. Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда
Опубликовано: 10 сентября 2020 в 08:16
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Позитивная социализация — путь к успеху каждого ребенка. Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Валерьевна Шабашная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД