Ольга Валерьевна Шабашная
Позитивная социализация — путь к успеху каждого ребенка. Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на Августовской конференции педагогических работников
1. Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения.
___
2. По степени контролируемости различают две основные формы социализации :
направленная (социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность) и ненаправленная (стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания индивида в социальном окружении : семья, сверстники и т. д.) Реальный процесс социализации всегда есть сочетание направленной и ненаправленной социализации, исходящей от множества институтов социализации одновременно.
Публикация «Позитивная социализация — путь к успеху каждого ребенка, Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Социализация имеет сложную структуру и условно может быть разделена на объективную (внешне наблюдаемые поведенческие реакции) и субъективную (субъективное ощущение успешности) социализацию.
___
3. Только в случае совпадения социально одобряемых навыков и форм поведения человека и его субъективно психологического благополучия социализацию можно считать позитивной.
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других, с устойчивым ощущением собственного психологического благополучия.
___
4. Позитивную социализацию детей дошкольного возраста обеспечивает, в первую очередь, социальный опыт ребёнка, приобретённый с радостью и удовольствием, благодаря положительным подкреплениям, поощрениям и приятным эмоциям.
Элементы позитивной социализации :
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.
___
5. Психолого-педагогические условия позитивной социализации отражены и в ФГОС ДОО. Главное же условие позитивной социализации – это обеспечение эмоционального благополучия ребенка, создание атмосферы, комфортной для каждого дошкольника, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха. Именно “благополучный” ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, адекватно выстраивать общение со сверстниками и взрослыми. Эмоциональное же неблагополучие ребенка способствует развитию "негативной" социализации. Если такое происходит, необходимо сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок находился в комфортных условиях и его нервно-психическое развитие не страдало. Таким образом, детский сад может обеспечить как позитивную социализацию ребёнка, так и его негативную при непрофессиональном подходе.
___
6. Если же речь ребенка нарушена, то формирование навыков социализации может стать затруднительным для него.
Количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, появляется все больше детей с тяжелыми нарушениями речи, такими, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР, общее недоразвитие речи (ОНР, дизартрия.
Особенно остро встаёт проблема социализации у детей с тяжёлыми нарушениями речи, так как именно посредством речевого общения происходит освоение социального опыта и последующее осознание модели поведения в разнообразных жизненных ситуациях.
___
7. В нашем учреждении сформирована система педагогического сопровождения дошкольников с нарушением речи. Педагогическое сопровождение осуществляется учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателями группы, которую посещает ребенок с речевыми нарушениями.
Моя работа, как учителя-логопеда, ведется трех направлениях:
1. Работа с ребенком – коррекция речевых нарушений.
2. Работа с родителями - приобщение их к проблемам ребенка.
3. Работа с педагогами – разъяснение специальных знаний по логопедии.
___
8. Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. В первую очередь мы занимаемся постановкой звуков и работой направленной на развитие фонематического слуха. Затем происходит автоматизация звука – в слогах, словах, предложениях.
Ведется работа над грамматическим строем речи, ребята учатся правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже. Пополняется словарный запас дошкольника. Дети учатся подбирать обобщающие слова, образовывать притяжательные прилагательные, называть качество предметов, подбирать слова с противоположным значением.
Далее выполняется работа над развитием связной речи. Дети составляют рассказы по картине, по серии картин, пересказывают небольшой текст. Ребята, посещающие логопедический пункт, участвуют в небольших театрализованных представлениях, представлениях пальчикового театра. Такая работа проводится не только для автоматизации звука в речи, но и помогает в решении проблем коммуникативного характера и социализации детей. Любой, даже самый маленький успех ребенка положительно подкрепляется, эмоционально стимулируется, что закрепляет позитивный настрой детей и желание работать дальше.
___
9. Консультации, Беседы, Мастер-класс, родительские собрания.
Практикуем совместные с родителями и детьми индивидуальные занятия. Сначала родители получают теоретические знания – устные консультации, памятки, буклеты с полезной информацией. Затем мама присутствует на занятии в роли наблюдателя, учится копировать действия логопеда, соблюдать последовательность, чтобы в дальнейшем повторять занятия дома. Далее маме предлагается поучаствовать в отдельных эпизодах занятия.
___
10. Следующим, не менее важным направлением работы учителя-логопеда в социализации ребенка, является сотрудничество с воспитателями.
В каждой группе ежедневно педагоги проводят гимнастику для языка, гимнастику су-джок, повторяют чистоговорки, пальчиковые гимнастики.
___
11. Как было сказано выше, главной ступенью в работе с детьми с речевыми нарушениями является психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей специалистами ДОУ - учителем-логопедом и педагогом-психологом. Деятельность специалистов направлена не только на устранение речевого дефекта и развитие познавательных процессов, но и на социализацию ребенка в коллектив, посредством создания интегрированной модели взаимодействия всех участников коррекционно-воспитательного процесса.
Система психолого-педагогического сопровождения включает в себя следующие направления:
1. Диагностическое направление. Процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления педагогической, логопедической и психологической диагностики.
2. Образовательное направление включает в себя: - проведение мероприятий, направленных на реализацию образовательных областей ФГОС ДО, а также праздники и развлечения, досуговую деятельность; - физкультурно-оздоровительные мероприятия;
3. Коррекционно-развивающее направление включает в себя коррекционно-развивающую работу с детьми с речевыми нарушениями (в частности ОВЗ ТНР, работу специалистов ППк ДОУ
4. Профилактическое направление (работа с детьми и работа с родителями). Важное место в этом направлении занимает работа с родителями, включающая консультирование родителей по вопросам психофизического здоровья детей, семейного воспитания, социализации детей с речевыми нарушениями и др.
Осуществляя психологическую поддержку детей, важно сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помочь ребенку поверить в себя и свои способности, избежать своих ошибок и поддержать ребенка при неудачах.
___
12. Социализация детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают: затруднения в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе, у них отмечаются трудности взаимодействия с социальной средой. Многие из детей с нарушениями речи испытывают сложности в установлении контактов со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации. Очень часто дети стесняются своего дефекта и начинают испытывать комплексы. Все это может привести к дисбалансу в поведении.
___
13. Нами используются разнообразные игры и упражнения для развития рефлексии, повышения самооценки, совершенствование экспрессивных умений, формирование умения не только слушать собеседника, но и слышать партнера, понимать его переживания и эмоции. С данной целью нами активно используются различные упражнения и игры на коммуникацию и знакомство с собой, этюды и психогимнастики. Проводятся занятия на развитие эмоционально-волевой сферы. Это и подгрупповые встречи, и индивидуальные занятия (в частности с детьми ТНР).
Дети учатся распознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональные состояния окружающих, что благотворно сказывается на социализации детей. Для работы с детьми применяются и различные арт-методы. Работа с песком, красками наиболее сообразна природе детей и вызывает только положительные эмоции. Для коррекции самооценки также применяются арт-методы, элементы сказко-терапии.
___
14. Совместная работа воспитателей и логопеда, психолога дает положительные результаты. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они овладевают речью, как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. В ходе такого педагогического сопровождения дошкольников с речевыми нарушениями речи в образовательную среду происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию позитивной социализации и социальной активности в обществе.
Выступление на Августовской конференции педагогических работников