Ирина Щепетинникова
Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Основные аспекты повышения педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ :
• Понятие педагогической культуры. Основные компоненты, определение уровня педагогической культуры.
• Родители как равноправные участники коррекционно- образовательного процесса
• Стратегия построения взаимодействия в едином коррекционно-развивающем пространстве. Этапы работы, принципы, подходы.
• Особенности работы по повышению педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ
• Важность проблемы
• Существующие и возможные трудности
Публикация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Воспитанники логопедических групп – дети с нарушениями речи и задержкой психофизического развития. Семьи таких детей, как правило, имеют также свои особенности по неоднородности родительского контингента. Но прежде, чем перейти к вопросу о подходах к работе по формированию педагогической культуры у родителей, имеющих детей с ОВЗ, следует пояснить, что же такое педагогическая культура и определить основные принципы ее формирования и развития.
Педагогическая культура родителей в социально-педагогическом смысле – составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье.
В узком педагогическом смысле : педагогическая культура – уровень педагогической направленности, который отражает степень зрелости родителей как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания.
Итак, педагогическая культура отражает уровень усвоения сложившегося в обществе социально-педагогического опыта и реализацию этого опыта в повседневной деятельности.
Основные компоненты педагогической культуры :
• Когнитивный
• Операционный
• Коммуникативный
• Рефлексивный
• Эмоциональный
Уровень педагогической культуры представляет собой готовность родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанного на педагогическом взаимодействии с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества.
Уровень педагогической культуры зависит от уровня образования родителей, их общей культуры, индивидуальных особенностей, собственной воспитанности, накопленного жизненного опыта.
К сожалению, в настоящее время существует проблема недостаточной компетентности родителей в вопросах закономерностей развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, в определении целей воспитания. Также существует проблема непонимания в полной мере сложности процесса развития ребенка и ошибок в семейном воспитании.
В непростой позиции находятся родители, имеющие детей с ОВЗ. В развитии ребенка с ОВЗ семья играет не просто важную роль, а первостепенную и даже уникальную.
Процесс включения такого ребенка в социум начинается с семьи, где через общение с самыми близкими людьми закладываются основы самостоятельности, жизнестойкости, социально-психологической осведомленности, его представления о себе, своих возможностях в настоящем и будущем.
Многие родители, воспитывающие детей с ОВЗ, не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с неоптимальным стилем родительского воспитания, неправильно считают, что «ребенок подрастет, и проблемы уйдут сами собой», а также надеются только на помощь специалистов образовательного учреждения.
Наша задача, как педагогов заключается в том, чтобы целенаправленно подготовить родителей к воспитанию детей, имеющих отклонения в развитии. Такая подготовка должна предусматривать значительное повышение уровня педагогической культуры родителей. Важно сделать семейное воспитание не только радостным и успешным процессом, но и полноценно решающим задачи воспитания, развития, коррекции в единстве с ДОУ. Поэтому именно в условиях групп ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности родители должны стать полноправными участниками коррекционно - развивающего пространства вместе с детьми и педагогами : воспитателем, логопедом, дефектологом. психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.
К работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на важность компенсаторной помощи, ориентировать на опережающую подготовку ребенка, вырабатывать умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы развития.
Для повышения педагогической культуры родителей, имеющих детей с ОВЗ, следует наметить стратегию работы по следующим направлениям:
• 1 этап - изучение статуса семьи, ее особенностей, системы детско-родительских отношений,
• 2 этап - алгоритм целей и задач, составление плана работы по повышению педагогической культуры родителей, построение модели взаимодействия с родителями по вопросу повышения педагогической культуры родителей
• 3 этап - организация и проведение мероприятий, способствующих повышению уровня педагогической культуры
• 4 этап - анализ эффективности процесса формирования и повышения педагогической культуры
Необходимо руководствоваться следующими принципами:
• Гуманистическая ориентация
• Обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса
• Интеграция и дифференциация целей и задач
• Единство педагогического просвещения и самообразования родителей
• Многообразие форм работы
• Стимулирование к сотрудничеству
• Принцип добровольности
• Принцип конфиденциальности
Использовать подходы:
• Личностно-ориентированный
• Гуманно-личностный
• Комплексный, при участии специалистов
Формы и методы работы:
• Консультирование: индивидуальное и тематическое
• Родительские Клубы
• Семинары-практикумы
• Тематические диспуты
• Психологические тренинги
• Деловые игры
• Информирование (буклеты, интернет, информационные блоки, банк рекомендаций)
• Включение в проектную деятельность
• Дни открытых дверей
• Совместные праздники
Особенности проводимой работы:
• организации ПМПК – сопровождения
• формирование у родителей правильного отношения к процессу воспитания, развития и коррекции в условиях детского сада и семьи
• повышение педагогической культуры применительно к существующему контингенту родителей здесь и сейчас
• формирование максимальной заинтересованности в достижении результатов коррекционно-развивающей работы
Важность проблемы заключается в том, что
• наблюдается тенденция роста количества детей с ОВЗ
• особый ребенок, ребенок с ОВЗ и соответственно особая позиция родителей таких детей - в центре внимания педагогов и специалистов дошкольного учреждения
• проекция педагогического, просветительского воздействия на осознанность родителя, развитие воспитательного потенциала, повышение общей и педагогической культуры как залог успешного сотрудничества.
Существующие трудности:
• Принятие неоднородного родительского коллектива
• Индивидуализация работы с родителями
• Выбор оптимальных подходов при осознанном и объективном оценивании контингента родителей группы, в процессе взаимодействия «педагог - родитель»
• Решающая направляющая роль педагога, поддержка родительской инициативы.