Криволуцкая Кристина
Повышение мотивации как одно из направлений коррекции речи детей
▼ Скачать +Заказ
Каждый день передо мной стоит вопрос: как повысить мотивацию, активизировать деятельность ребенка на логопедических занятиях.
Именно с мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.
Поэтому, в структуре логопедического занятия необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей, направят и организует их, а также придадут деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.
Публикация «Повышение мотивации как одно из направлений коррекции речи детей» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2022
Итак, что же такое мотивация?
Слайд МОТИВАЦИЯ –МЕТОДЫ, СРЕДСТВА ПОБУЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ К АКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫДЕЛЯЮТ ДВА ВИДА МОТИВАЦИИ :
-ВНЕШНЯЯ-НЕ СВЯЗАННАЯ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ ВВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-ВНУТРЕННЯЯ – СВЯЗАННАЯ С САМИМ СОДЕРЖАНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы мотивации логопедии совпадают с традиционными: словесные, наглядные, практические. эти методы используют в виде дидактических игр и игровых приемов.
Я постоянно веду поиск путей повышения познавательной активности детей на логопедических занятиях, путей, которые стимулировали бы внутреннюю мотивацию детей, повышали их интерес к занятиям.
Как же создать познавательную мотивацию и ситуацию успеха для дошкольников, речь которых нуждается в коррекции? Оптимальным решением способствует обучающая игра.
Слайд «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать». Наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Наглядно-игровые средства способствуют развитию пространственных отношений, зрительного гнозиса, внимания, мышления, памяти, речевой практики. Наглядность представлена в виде предметных картинок, иллюстраций, наглядных игр, выполненных в ярких красках, из современных материалов, эстетично оформленных.
Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение.
Коррекционно-развивающая работа предполагает четкое определение целей и задач, и в зависимости от поставленных на данном этапе логопедической работы целей подбираю дидактический материал.
Важная роль в коррекционной работе по развитию речи принадлежит мелкой моторики рук, пальчиковой гимнастике, артикуляционной гимнастике, пальчиковому массажу, дыхательной гимнастике.
Сегодня имеется богатый выбор материала, который, и я использую в своей работе. пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, упражнения с использованием различных предметов (камушки, крупа,, пластилин, счётные палочки и т. д., сортер, игры - шнуровки, игры с прищепками, игры с резинками, сухие бассейны, заполненные манкой, зерном, массажные перчатки, су-Джок терапия, различные предметы. А также сопряженная гимнастика и традиционные артикуляционные упражнения, с использованием лого-лягушки, лого игры «ЗебрУля», лого Мишки. в дыхательной гимнастике использую воздушный футбол на поле, на воде, зондозаменители, аэрбол, дудки, различные предметы, поддувалочки, воздушные шарики и др.
В структуру занятия включаю различные виды игр. Это и дидактические игры и игры с предметами используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря. «Чудесный мешочек» игры с фонариком, камушками марблс, с цветными фишками, акваигры, логокруги, теневое лото, бродилки, шнуровки, цветик-семицвветик, настольно-печатные игры, игры-инсценировки, творческие задания, словесные игры «Подбери рифму», загадки, перевёртыши, «Скажи наоборот», «Кто кем будет?», игры-загадки «Отгадай, о ком (о чём) говорю?», «Какое это время года?», игры-предположения «Что было бы, если бы?», «Закончи предложение» «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», и др., Известно, что игры стимулируют все виды активности, самостоятельности, творчества.
Хочу остановиться на игровых приемах, которые использую с целью стимулирования мотивации и познавательного интереса у детей :
путешествие
к нам пришел гость (гости);
идем в гости;
посылка;
письмо;
путь по карте «Остров сокровищ»
эксперименты;
занятие-сказка; и т. д.
С помощью данных приемов, эффективно преподношу ребенку речевой материал, заинтересовываю его.
Помимо разнообразных игр своеобразным игровым элементов в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов. Игрушки используются мною на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое, фронтальное занятие в логопедической группе «приходит гость». Это может быть мышка, медвежонок, Незнайка, кукла и другие.
Игрушки погружают детей в какую-либо сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям. В конце занятия они благодарят детей за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учатся произносить какой-либо звук, но и помогают сказочному герою.
Искренне хвалю ребят даже за скромный (промежуточный) успех.
• должно быть интересно выполнять то, что от него требуется на данном этапе; в игровых заданиях, речевом материале принцип дидактики сочетаю с занимательностью, шуткой, юмором. Подбираю соответствующие по содержанию и настроению стихи, потешки, скороговорки. Очень нравятся детям занятия в форме конкурса, викторины, соревнования, квеста. Важно, чтобы каждый ребенок мог почувствовать свои способности, нашел свою зону успеха. Именно от чувства собственной победы растет мотивация и стимул заниматься.
В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
В настоящее время все шире используются возможности компьютерной техники на занятиях. Для детей выполнение заданий становится более увлекательным, повышается интерес и желание выполнять задание.
Компьютерные тренажеры имеют массу положительных опций, стимулирующих личную мотивацию детей и полезных педагогу.
Соревновательные элементы
Чтобы увлечь детей, заинтересовать их процессом достижения цели, используется элемент соревнования. Однако очень важно, чтобы ребенок реально был способен добиться успеха. Предлагаю определенные способы отметок личных достижений каждого — от тривиальных наклеек и флажков до системы наград (медали).