Татьяна Оберемок
Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровьесберегающего пространства группы
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровьесберегающего пространства группы
Ранний и младший дошкольный возраст – период чувственного познания ребенком окружающего мира, когда происходит становление всех психических процессов, речи, видов деятельности.
В это же время ребенок начинает посещать детское образовательное учреждение (ДОУ, переживая адаптивный стресс. Резкий переход ребенка в новую социальную среду и пребывание в состоянии стресса могут привести к эмоциональным нарушениям, к ослаблению иммунитета и как следствие к трудным заболеваниям, так как адаптивные возможности детей раннего и младшего дошкольного возраста ограничены.
Публикация «Повышение адаптивности детей дошкольного возраста путём организации здоровьесберегающего пространства группы» размещена в разделах
Для того, чтобы адаптация (социализация) детей проходила более-менее безболезненна, необходимо создать комфортные условия пребывания в группе «как дома». Важным фактором является организация предметной среды, так как ранний возраст – это познание окружающего мира. Недостаток сенсорного опыта ведет к утомлению так же, как и его переизбыток. В период адаптации очень важно сохранять и поддерживать эмоциональное равновесие ребенка.
В своей группе мы создали здоровьесберегающее пространство:
Разместили в групповом пространстве пособия и игрушки так, чтобы дети имели свободный доступ к предметам (атрибутам).
Задействовали в психоэмоциональной разгрузке «Центры воды и песка», (игры с водой и песком помогают снять мышечные напряжения, воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься одним делом). Во время занятий используем игры с песком:
«Песочные человечки»
Смешные человечки
В песочнице живут
И без горячей печки
Куличики пекут.
«Игрушки – потеряшки»
Где ж у нас игрушки:
Куклы и зверюшки?
Зайка с мишкой на полу,
Кукла новая в углу,
Яркий мячик под столом,
А матрешки под окном!
Мы еще не наигрались,
А игрушки разбежались!
«Маленький художник»
На листочке из альбома
Я всегда рисую дома,
А на улице мороз –
На песке и на снегу.
«Матрешки»
У хорошеньких матрешек
Сарафанчики в горошек,
Бусы разноцветные,
Издали приметные.
Игры с водой
«Кто живет в воде»
Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться еще разик.
«Мыльные пузыри»
Водичка не любит нерях и грязнуль,
Кипит и ругается: «Буль – буль – буль – буль»
Но если мы вымоем руки и лица,
Водичка довольна и больше не злится.
«Рыбалка»
- Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака.
«Каскад сердец» - помогает во время расставания отвлечь ребенка, движение сердец под воздействием струи на выдохе завораживает ребенка и помогает ему переключиться; аналогично воздействие «Сухого душа», проходя под ним сквозь ленточки, ласково касающиеся лица и плечевого пояса ребенок успокаивается. В группу приходят разные по характеру дети, есть такие дети, которым необходимо тактичное общение со взрослыми. Такие дети постоянно находятся рядом с воспитателем, с ними мы делаем все упражнения, держась за руку, выполняем движения, называя их по имени. А есть и такие, которые нуждаются в уединении, для этого у нас в группе имеется «Шатер», за ними воспитатель наблюдает издали, воздерживая какое – то время других детей от проникновения в «Шатер». В литературе существует несколько мнений на этот счет. Кто-то считает, что в период адаптации не стоит заниматься с детьми, кто – то наоборот считает, что дети должны быть загружены. Но мы убедились, что дозировано проводимые занятия с детьми в период адаптации, способствует боле легкому течению этого процесса, занятия с помощью этих пособий в период адаптации детей проводим ежедневно. Как показывает практика проведения данных мероприятий (игр, позволяет снизить уровень заболеваемости и ускорить процесс адаптации.
В течение дня мы проводим с детьми пальчиковые и подвижные игры. Пальчиковые игры: «Ладушки», «Сорока-белобока». «Этот пальчик», «Дружат наши дети», помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания. Подвижные игры: «Потягушки»,
«Принеси игрушку», «Мишка», «Поезд», «Солнышко и дождик», помогают образно воспринимать окружающий мир, так как в играх прибегаем к сравнениям, например: «Походим как мишка», «Попрыгай как зайчик».
При выполнении режимных процессов таких, как кормление, гигиенические процедуры, сон, настраиванием детей на позитивные отношение к этим процессам с помощью игр. Например, с помощью дидактических игр: «Накормим куклу обедом», «Водичка – водичка, умой Кате личико», «Уложим Мишку спать». Использование во время игр речевого содержания – это мощные подспорье в организации детской деятельности в период адаптации. К выше сказанному используем мозаики, пирамидки, вкладыши, шнуровки, задействованные в работе с детьми. Переключение детей с одного вида деятельности на другой вызывает у детей интерес и желание прийти еще раз поиграть.
Мы можем с уверенностью сказать, что систематически выполняя весь комплекс, в нашей группе дети быстрее адаптируются в новой обстановке, меньше болеют и с удовольствие посещают детский сад. Так, например, анализ адаптации в динамике показал, что с диагнозом тяжелая степень адаптации в 2010 году было - 7% детей, в 2011 году – 2%, а в 2012 году нет ни одного ребенка. С диагнозом легкая степень адаптации в 2010 было – 60%, в 2011 году – 68%, а в 2012 году – 67%.
Таким образом, сформированная система работы с использованием здоровьесберегающего пространства эффективна. Мы будем продолжать ее использовать и развивать.
Татьяна Николаевна Оберемок, воспитатель МДОУ №77 города Иркутска
Использован методический материал Л. Б. Дерягиной «Лепим куличики, пускаем кораблики».