Светлана Карабанова
Фотоотчет об эксперементальной деятельности «Поверхностная плёнка воды»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПОВЕРХНОСТНАЯ ПЛЁНКА ВОДЫ»
Цели: познакомить детей с понятием «поверхностная плёнка воды», экспериментально доказать её существование на практике. Познакомить детей с клопом-водомеркой. Показать, что мыло разрушает поверхностный слой воды, и объяснить, какое влияние это оказывает на жизнь обитателей водоёмов. Воспитывать бережное отношение к воде. Определить значимость воды для жизни всего живого на земле.
Публикация «Фотоотчет об эксперементальной деятельности „Поверхностная плёнка воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Целлофановые, полиэтиленовые, мусорные пакеты. Поделки
- Темочки
Задачи: Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды. Сформировать у детей экологические знания, культуру, бережное отношение к воде. Создать условия для проведения практических опытов с водой. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности про проведении опытов.
Оборудование: набор мерных стаканчиков
вода
набор скрепок
2 носовых платка
жидкое мыло
иллюстрация водомерки
Проведение исследования:
Слайд 1.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Ответ детей: вода.
Слайд 2
Слайд 3
Земля, планета на которой мы живём, на 70% состоит из воды. Без воды высыхает и становится безжизненной Земля. Вода источник жизни на планете Земля.
Ребята, а какие водоёмы вы знаете?
Ответы детей: это и озёра, и ручей, и речка, и море, и океан, водопады.
Слайд 5,6,7,8
Назовите мне в каких состояниях может быть вода?
Ответы детей: твёрдое, жидкое, газообразное.
Слайд 9
Вспомним какими свойствами обладает вода?
Ответы детей: прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, не имеет вкуса, хороший растворитель, обладает текучестью.
Слайд 10
Слайд 11
Сегодня мы с вами рассмотрим ещё одно свойство воды. У поверхности воды есть особое свойство-Поверхностное натяжение. На поверхности жидкости образуется тонкая плёнка из молекул.
Слайд 12
Молекула - это мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его свойствами.
Игра: "Молекулы". Дети получают кружочки синего цвета. Встают плотно друг к другу, изображая спокойную поверхность воды. По сигналу дети разбегаются, как-будто кто-то кинул мячик и пошли круги по воде. По хлопку дети опять сближаются друг с другом, образуя спокойную поверхность воды.
В природе поверхностная плёнка воды играет роль опоры для многих организмов.
Слайд 13
Ребята посмотрите на картинку. Вы когда-нибудь встречали в пруду или реке вот такое интересное насекомое? (ответы детей). Это клоп-водомерка. Передвигаясь по поверхности водоёма, хищница-водомерка ищет мелких насекомых, упавших на поверхность воды, чтобы полакомится ими. Есть у водомерки и свои враги-рыбы, от которых её спасают быстрые прыжки, неожиданные ловкие движения на воде. В это сложно поверить, но водомерка умеет бегать по поверхности воды, прыгать по ней и снова передвигаться, не намочив даже своего брюшка.
Помогает в этом водомерке сама вода, а точнее её поверхностная плёнка. На верхней, соприкасающейся с воздухом плёнке воды обитает целый мир живых существ. Плёнка воды эластична и прочна-по ней могут бегать клопы-водомерки, там живут мельчайшие водоросли, она выдержит даже улиток-прудовиков, когда они ползают по ней вниз головой.
Слайд 14
Личинка комара, например, подвешивается к поверхностной плёнке.
Слайд 15
Опыт 1
Давайте проведём опыт, чтобы убедиться в её существовании: нальём воды в ёмкость, пинцетом возьмём скрепку и медленно и осторожно положим её на воду. Скрепка не тонет-ей помогает держаться на поверхности плёнка воды.
Дети сами повторяют опыт.
Теперь надавим на скрепку — что произошло? (ответы детей)
Почему скрепка утонула? (ответы детей)
Поверхностная плёнка на поверхности воды такая тонкая, что её легко преодолеть, слегка надавив на скрепку.
Опыт 2
Давайте посмотрим, что произойдёт с этой плёнкой, если в воду попадё т мыло: нальём полную пробирку воды, осторожно положим скрепку на воду. Скрепка лежит на поверхности. А теперь капнем в воду жидкое мыло. Что произошло? (ответы детей)
Слайд 16, 17
Плёнка воды разрушилась, скрепка утонула. Если в водоём попадает мыльная, грязная вода, то плёнка разрушается, водомерки по ней не могут бегать, а значит и охотиться, т. к. на поверхности воды уже не задерживаются насекомые и водоросли. Всем обитателям водоёма становится плохо. Поэтому нельзя мыть машины на берегах рек, озёр, прудов, выливать в водоёмы воду с мылом и стиральным порошком, кидать мусор. Это наносит огромный вред природе.
Почему этого нельзя делать?
Слайд 18
Ответы детей: от загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для человека. Поэтому воду-наше главное богатство, надо беречь!
Вывод: на поверхности воды существует тончайший слой-плёнка. Эта плёнка очень важна для жизни водных обитателей. Нельзя, чтобы мыльная вода попадала в водоёмы, т. к. она разрушает это свойство воды, влечёт за собой гибель их обитателей.
Слайд 19
Вода наиважнейшая составляющая жизни на нашей планете. Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения.
Слайд 20
Мы на 70% состоим из воды. Без воды человек может прожить только 3 дня.
Слайд 21
А кому ещё нужна вода?
Ответы детей: человеку, животным, птицам, рыбам, растениям, насекомым, без неё они погибнут.
Слайд 22
Берегите воду.
Не умыться не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Слайд 23