Марина Тихонова
Потешки для особенных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающий уход. Использование русского народного фольклора в развитии коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Анотация. В докладе рассматриваются методы применения детского фольклора в развитии коммуникативных навыков у детей с ТМНР.
Ключевые слова. Тяжелые и множественные нарушения развития, фольклор, детский фольклор, коммуникация.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского языка означает – народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает бытовой уклад, знание жизни, природы.
Публикация «Потешки для особенных детей» размещена в разделах
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора: потешки, заклички, прибаутки, сказки, песенки, пестушки.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют его полноценному общению с окружающими.
Современный ребенок с ТМНР – это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями. У детей нарушена двигательная сфера, все стороны психики, снижен интеллект, нарушена координация движений. Для создания комфортной среды необходимо, чтобы окружающие понимали, что хочет сказать ребенок, реагировали на его сигналы. Нередко бывает, что ребенок с ТМНР не может выразить свое мнение понятным другим людям способом. Это может сильно расстраивать его и быть причиной частых скандалов. Иногда дети, на сигналы которых регулярно не реагировали взрослые, совсем отказываются от попыток общения и замыкаются в себе. Также важна понятность обращенной к ребенку речи.
В связи с этим обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную работу по формированию потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую итеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.