Ирина Юрьевна Матова
Потенциал книжной иллюстрации при организации культурно-образовательной практики в старших возрастных группах ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В статье представлен опыт реализации культурно-образовательной практики для детей 6-7 летна основе книжных иллюстраций к «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина. Особенность методической разработки состоит в обеспечении педагогами взаимосвязи исследовательской, художественной и коммуникативной деятельности старших дошкольников. Обращение ребенка к поэзии, произведениям музыкального и изобразительного искусства становится этапом и стимулом для создания собственного художественного текста, отражающего целостное видение классического литературного произведения.
Публикация «Потенциал книжной иллюстрации при организации культурно-образовательной практики в старших возрастных группах ДОУ» размещена в разделах
Новые подходы к организации художественно-эстетического развития дошкольников предполагают создание условий как для ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, сопереживания персонажам художественных произведений, так и для самостоятельной творческой деятельности детей [1].
Традиционно, работая с иллюстрацией, мы чаще всего использовали ее в дидактических целях: чтобы показать, как выглядит какой-то герой, предмет, место действия и т. д. В контексте культурных практик мы увидели, насколько важно использовать эмоциональный и художественно-эстетический потенциал иллюстрации. Рассматривая с детьми иллюстрации, мы пытаемся включить в процесс не какую-то «часть», функцию ребенка – мышление, воображение, память, а целостную личность, стимулируя ее способность задумываться над увиденным, личностно воспринимать произведение, «ловить эмоциональный посыл» художника-иллюстратора.
По словам британского писателя, исследователя и популяризатора науки Роджера Льюина, педагоги не используют в полной мере в образовательной деятельности исследовательские потребности и возможности детей: «Слишком часто мы даем детям ответы для запоминания, а не задачи для решения»[2]. В нашей работе мы стараемся избегать этой ошибки, создавая условия для того, чтобы дети учились сами добывать информацию, анализировать, обобщать и делать выводы. Для этого мы используем технологию развития визуальной и коммуникативной культуры, описанную в программе «Кругозор»[3]. Для того, чтобы помочь детям раскрыться, мы применяем арт-педагогические технологии[4]. После рассматривания иллюстраций, картин деятельность ребенка продолжается в художественной практике. Это может быть свободное рисование, дорисовка картин или иллюстраций, составление целостного образа из готовых фрагментов и т. д.
В данной статье мы описываем культурно-образовательную практику по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (далее – «Сказка о царе Салтане»). Эта совместная деятельность проводилась как заключительное мероприятие после нескольких занятий, посвященных знакомству детей с произведениями поэта.
Для исследовательской части практики были выбраны работы двух художников-иллюстраторов – Татьяны Мавриной и Бориса Дехтерева. Работы этих авторов очень отличаются друг от друга, это стилевое различие позволяет детям осознать возможности разного переживания и воплощения одной сказочной истории.
Тема практики: Обложка для сказочной книги.
Адресная группа:дети подготовительной группы.
Ведущая идея:дать детям возможность прожить уже знакомую сказку через разные виды деятельности: исследование книжных иллюстраций, слушание музыкальных композиций и движение под них,собственную изобразительную практику. Помочь ребенку увидеть целостную картину сказочного мира через создание обложки к этой сказке.
Цель культурно-образовательной практики – используя потенциал книжной иллюстрации, помочь детям осознать и передать свое отношение к произведению А. С. Пушкина в процессе создания собственного целостного художественного образа.
Особенности организации практики:
Мероприятие проводится в музыкальном зале двумя педагогами (воспитателем и педагогом изобразительной деятельности, действующими в образах сказочных героев – Василисы и Кота Ученого. Эти персонажи выполняют роли посредников между детьми и миром сказочных образов А. С. Пушкина. Дети работают сначала одной группой (не более 12 человек, на этапе исследования иллюстраций Т. Мавриной и Б. Дехтерева делятся на две подгруппы по 6 человек.
Необходимое оборудование: для проведения культурной практики необходима мультимедийная установка и экран;аудиозапись отрывков из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля», «Три чуда»); аудиозапись музыки В. Дашкевича к песне «Приходи, сказка» («Если вы не так уж боитесь Кощея…») из кинофильма «Там, на неведомых дорожках»; иллюстрации разных художников (в т. ч. Т. Мавриной и Б. Дехтерева) к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», распечатанные в цвете; разнообразные декоративные элементы для оформления обложки; сухие изобразительные материалы (восковые мелки, пастель,карандаши); белые листы формата А3 и А4.
Ход практики
Мотивационный этап
На экране мультимедийной установки демонстрируется изображение дуба с золотой цепью. Под музыку В. Дашкевича из фильма «Там, на неведомых дорожках…»педагог в образе Василисы приглашает детей в страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Детей встречает один из жителей сказочной страны Лукоморье - Кот ученый. На просьбу Василисы рассказать детям сказку, он показывает детям книгу с пустой обложкой и текстом без иллюстраций и проситих догадаться, какая сказкаживет в этой книге. Возникшее затруднение позволяет детям прийти к выводу, что тем, кто не умеет читать, иллюстрации помогают понять, о чем повествуется в книге. А художественно оформленная обложка – узнать знакомую книгу, даже не открывая ее. Василиса предлагает детям помочь Коту – нарисовать новую обложку для его книги. Но для этого сначала надо понять, какая сказка там находится.
Исследовательский этап
Дети узнают, что из всех иллюстраций в книге сказок Кота ученого стался лишь маленький фрагмент, потому что он случайно пролил молоко на страницы. На экране появляется слайд с маленьким фрагментом иллюстрации Т. Мавриной.
Кот предлагает детям догадаться по этому изображению, что это за сказка. Здесь и далее используются вопросы технологии развития визуальной и коммуникативной культуры, в частности, Что вы увидели такого, что позволило вам сказать, что это сказка о…После высказывания детьми своих версий и их обоснования иллюстрация на экране «восстанавливается» (появляется целиком). Педагог проводит ее краткое обсуждение по вопросам: Что вы видите на этой иллюстрации? Кого вы здесь видите? Что здесь происходит? Как там у них?
После того, как дети выясняют, к какой сказке относится эта иллюстрация и что там происходит, на экране появляется анимированный слайд, демонстрирующий, как падают листки бумаги–различные иллюстрации к этой сказке. Кот достает из-за экрана иллюстрации двух художников –Т. Мавриной и Б. Дехтерева. Одновременно с этим на экран выводятся две иллюстрации с изображением Царевны-лебедь, выполненные этими художниками. Детям предлагается их рассмотреть и ответить на вопросы: Кого вы видите? Как вы думаете, эти иллюстрации нарисовал один художник или разные? Педагог выслушивает детей и помогает им обосновать свое мнение с помощью вопросов: Что вы здесь увидели такого, что позволяет сказать, что это рисовал один художник? Разные художники? Делается вывод, что одну и ту же сказку разные художники видят и чувствуют по-разному, поэтому и иллюстрируют каждый по-своему. В завершении обсуждения предлагает проверить вывод с помощью экрана, на котором под двумя соответствующими иллюстрациями появляются портреты их авторов.
Кот предлагает детям разобрать остальные перепутавшиеся картинки и разложить их на две книги: одна команда детей собирает книгу с иллюстрациями Т. Мавриной, другая – В. Дехтерева. Такая работа позволяет детям самостоятельно открыть для себя особенности стиля этих двух художников, уловить характерные особенности в манере иллюстрирования одной и той же сказки Пушкина. В конце работы педагог предлагает детям проверить друг друга и обосновать свой выбор с помощью вопросов открытого типа: Что вы увидели здесь такого, что отличает эту иллюстрацию от других? Что вы увидели здесь такого, что объединяет все иллюстрации? Что ты видишь особенного в красках, которыми написаны эти иллюстрации? На каких иллюстрациях люди выглядят как настоящие, а на каких больше похожи на куколки, игрушки?
Творческий этап (музыкальный)
Когда дети с помощью иллюстраций вспомнили, какие события произошли в сказке «Сказке о царе Салтане», можно обратиться к образам главных героев. Кот загадывает детям следующую загадку – музыкальную. Предлагает послушать несколько музыкальных произведений, которые написал его друг – композитор Римский-Корсаков, и догадаться, к какому герою сказки Пушкина подходит каждый из этих фрагментов.
Дети закрывают глаза и слушают фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» – «Полет шмеля». Через некоторое время кот предлагает открыть глаза и высказать свои предположения, кто может двигаться под эту музыку, какого героя из сказки она характеризует, что может происходить под эту музыку. Детям предлагается подвигаться в соответствии с характером произведения и уточнить свои предположения. На экране появляются иллюстрации с изображением шмеля, и Василиса читает соответствующий отрывок из сказки. Аналогично дети прослушивают еще три отрывка из оперы – «Три чуда»: «Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь».После того, как дети определяют и называют персонажа, на экране появляются иллюстрации, а Василиса читает отрывок из сказки, описывающий этого героя.
Творческий этап (изобразительный)
Когда все загадки Кота Ученого разгаданы, Василиса приглашает детей приступить к изготовлению обложки и отразить в ней то, что стало для них самым ярким, интересным в этой сказке. Обращает внимание детей на то, что при создании обложки они могут использовать как готовые иллюстрации и их фрагменты, таки собственные рисунки. Просит придумать название своей обложке. Детям предлагаются листы бумаги формата А3 и А4 и разные элементы для обложки: иллюстрации, изображения главных героев, тексты с названием сказки, портрет А. С. Пушкина, различные графические элементы – рамки, буквицы.
Заключительный этап (рефлексия)
По окончании продуктивной деятельности все работы представляются для общего рассматривания и обсуждения. Каждый ребенок называет свою работу, отвечает на вопросы других детей и дает комментарии, раскрывающие замысел его обложки.
В конце культурной практики педагоги не дают оценку результатам творческой деятельности ребёнка, а акцентируют внимание на том, что ребёнок в названии своей работы обобщает опыт, который он получил, выделяя наиболее значимые для него моменты, образы, фрагменты сказки.
Итоги апробации практики
: Общение с детьми строилось не на том, что бы дать готовые знания, задача чтобы создать для них проблемные ситуации, которые им приходилось решать. В результате активизировался их личный жизненный опыт, мыслительная деятельность, совершенствовалась способность анализировать и проводить аналогии. Они учились формулировать свои мысли, доказывать своё мнение. Развивалась визуальная культура – способность рассматривать и видеть, переходя от отдельных деталей к их взаимосвязи и восприятию целостного художественного образа. Такая работа помогает детям увидеть свою индивидуальность и учит принимать других, воспринимать их точки зрения, развивает способность к эмпатии. Формирует внутреннюю уверенность ребенка в том, что его принимают, слушают, его мнение интересно другим.
Мы уверены в том, что любая образовательная деятельность эффективна только тогда, когда становится личностно значимой для ребенка. Обращаясь к книжной иллюстрации в логике культурно-образовательных практик, мы увидели, что результат такой работы для каждого ребенка может быть очень разным, иногда даже не ожидаемым. Для одного– это преодоление страха высказывать свое мнение, для другого главным стал опыт сопереживания герою, для третьего –раскрытие своих творческих возможностей. Рассматривая детские работы, можно сделать вывод о том, что для участников эта практика стала не просто еще одной встречей со знакомым литературным произведением, а новым радостным открытием.
Литература
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.
2. Лебедева М. Домашнее задание: мнения «за» и аргументы «против». // Учительская газета. 2015. №39.URL: http://www.ug.ru/archive/62075 (Дата обращения: 18.02.2019)
3. Подгорнова С. В. Реализация культурно-образовательной программы «Кругозор»: методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений / науч. ред. Л. М. Ванюшкиной. – СПб. : СПб АППО, 2013. – 128 с.
4. Хащанская М. К. Арт-педагогика как возможность практической реализации образовательного потенциала искусства. URL: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxjdWx0dXJvbG9neWFwcG98Z3g6MTBhZTk1YzEwM2ZiNWM4Mw(Дата обращения: 11.01.2019)