Ирина Данилова
Построение системы партнерских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса
Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Публикация «Построение системы партнерских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса» размещена в разделах
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится:«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Родители являются первыми педагогами с самого раннего возраста детей и поэтому одной из задач педагогического коллектива МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» - работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Эти и другие вопросы должны решаться совместно на педагогических советах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях с родителями, использоваться в планировании деятельности детского сада с семьями воспитанников. Необходим переход ДОУ на позицию партнёрства с родителями, создание условий для активного участия родителей не только в решении организационных и хозяйственных вопросов ДОУ, но и в управление детским садом, необходимо определение основной и ведущей роли родителей в воспитании и развитии ребёнка. В связи с этим в МБДОУ ДС № 16 «Аннушка» разработана система по организации работы с родителями. В основе разработки системы - положения современной нормативно-правовой базы (федеральные и региональные документы). Соответствующие содержательные разделы системы включают методические материалы из опыта работы многих авторов, педагогических творческих групп.
ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ :
Создание условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка.
1. Информационно-аналитическая и диагностическая деятельность 2. Просветительская деятельность 3. Организация деятельности. Вовлечение родителей в педагогический процесс. 4. Реализация образовательного процесса детского сада.
ЗАДАЧИ:
1) Создать систему изучения, анализа информации о семье и ребенке в ДОУ.
2) Организовать взаимодействие ДОУ и социума в вопросах сбора и применения информации о семье и ребенке для эффективного осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к семье. 1) Создать педагогическую культуру родителей :
обеспечивать родителей психолого-педагогической информацией
защитить права детей и родителей на удовлетворение их потребностей
формировать ответственную и активную позицию родителей в воспитании и развитии детей
2) разнообразить формы работы с семьей, переходить от общелекционных к дифференцированно-проблемным и действенно-поисковым. 1) создать сообщество единомышленников - родителей, педагогов для совместной работы по развитию и воспитанию детей, социальной адаптации их в обществе.
2) осуществлять совместную деятельность (родителей и детей, педагогов и родителей) с использованием различной мотивации. 1) привлекать к участию родителей в реализации образовательного процесса.
2) разнообразить формы и методы включения родителей в поддержку и развитие учреждения.
3) привлекать родителей в создание и работу общественной организации - родительский комитет.
СИСТЕМА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ И КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников;
прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование работы с семьями воспитанников - перспективное, календарное, планирование методической работы с сотрудниками детского сада;
проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана;
конторольно-оценочная деятельность по результатам работы;
проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ деятельность участников по определенным этапам. В каждом этапе определены цели и основные направления деятельности по ее реализации.
Четыре направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.
I. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Целью информационно – аналитической и диагностической деятельности является создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.
В городе В детском саду
1. Распространение информации о работе детского сада:
сайт;
публикации в печати.
2. Изучение опыта работы близлежащих ДОУ, общеобразовательных школ, ЦДТ во взаимодействии с родителями.
3. Анализ информации. 1. Сбор информации:
о ребенке:
состояние здоровья: анамнез (медицинская карта, психологическая диагностика;
протекание адаптации к д/с (адаптационный лист);
индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);
ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
выявление одаренных детей;
выявление детей, требующих повышенного внимания.
о семье:
состав семьи;
определение социального статуса семьи (социальная анкета);
выявление семей группы «риска»;
материально-бытовые условия;
психологический микроклимат, стиль воспитания;
семейные традиции, увлечения членов семьи;
заказ на образовательные и оздоровительные услуги.
2. Анализ информации.
I. Просветительская деятельность.
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (логопед, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
Кадры
1. Просветительская деятельность:
вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
2. Организационно-педагогическая деятельность:
обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т. д.);
тренинги по обучению родителей общению.
Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др. Родители
1. Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.
2. Просветительская деятельность через наглядную информацию:
информационные стенды;
родительские уголки;
методическая литература.
3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:
беседы;
консультации;
круглые столы;
родительские собрания.
4. Ознакомление родителей с правилами безопасности детей во время проведения летне-зимнего отдыха. Дети
1. Социально-нравственное и познавательное развитие:
семья;
родословная;
семейные традиции;
гендерное воспитание;
формирование духовных ценностей.
III. Организационно-методическая деятельность.
В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Кадры
1. Организация культурно-массовых мероприятий.
2. Внедрение форм работы с семьей и социумом по расширению контингента детей и организации платных услуг (кружковая работа).
3. Организация деятельности музея «Светлица» :
создание положения об открытии музея «Светлица»;
сбор экспонатов;
оформление экспозиций.
4. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
5. Выход в семью. Родители
Вовлечение родителей в педагогический процесс :
участие в культурно-массовых мероприятиях;
совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;
планирование и совместная работа на родительских собраниях;
помощь в организации досуговой деятельности;
совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
оформление группы и д/с;
создание семейных Гербов и родословных Древ;
участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новый год у ворот»);
благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;
привлечение родителей к оформлению музея русской культуры «Светлица»;
пополнение музея выставочными экспонатами.
участие родителей в субботниках по озеленению территорий д. с. Дети
Вовлечение детей в творческий процесс :
участие в культурно-массовых мероприятиях;
участие в выставках детско- родительских творческих работ (рисунки, поделки);
совместное участие с родителями в семейных концертах;
совместное оформление с родителями и создание семейных Гербов и родословных Древ;
участие в мероприятиях на базе музея «Светлица».
IV. Реализация образовательного процесса детского сада.
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
Родители
1. Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.
2. Организация работы родительских комитетов по группам.
3. Создание общего родительского комитета.
4. Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.
Система предполагает следующие результаты:
реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями;
изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;
рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;
выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.